Папа у Васи силен в математике,
Учится папа за Васю весь год,
Где это видано, где это слыхано,
Папа решает, а Вася сдает?
(Из к/ф «Где это видано?»)
И никуда нам не деться от этой темы! Даже в выходные, накануне Нового года и предновогодних хлопот. Даже, когда вроде бы можно не думать об этом. Однако, Вас, я думаю, “зацепил” заголовок нашего собрания, и это говорит в Вашу пользу: Вы – из числа настоящих родителей, Вы готовите свое чадо к успешной будущей жизни. Вот я и предлагаю обсудить один из самых трудных вопросов в учебном процессе любой школы: ” Домашнее задание – ему ” быть или не быть?”. По этому поводу ломают свои острые копья психологи, физиологи, педагоги, да и родители тоже.
Мнения по поводу…
Физиологи считают, что современный школьник часто перегружен домашними заданиями. И это не проходит бесследно: у детей школьного возраста распространены нервно-психические нарушения, утомляемость, иммунные и гормональные дисфункции, низкая сопротивляемость болезням и др.
Психологи установили: усвоение знаний и способов деятельности будет намного прочнее, если оно будет рассредоточено во времени. Знания, полученные на уроке, становятся убеждениями человека, если они самостоятельно обдуманы и пережиты. После работы с учителем ученик должен индивидуально и самостоятельно работать дома, в том темпе и объеме, которые необходимы ему для полного и прочного усвоения.
Педагоги уверены, что домашняя работа призвана выполнять очень важные педагогические функции. В чем же они состоят?
Функции д/з
Любой навык становится прочным после достаточного количества упражнений, а это уже зависит от особенностей пройденного материала и индивидуальных особенностей ребенка. Т.е. домашняя работа – это средство для углубленного усвоения и закрепления знаний, умений и навыков.
Любая домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя, и она формирует не только самостоятельность в учебно-познавательной деятельности, но и самостоятельность как черту личности вашего ребенка.
Сегодня, если вы, уважаемые родители, хотите, чтобы ваш ребенок был успешен в жизни, старайтесь воспитывать в нем инициативу, активность и творческое отношение к любому делу, в том числе и к выполнению домашнего задания. Способствовать творческому отношению к делу – следующая функция домашнего задания.
«От обучения на всю жизнь – к обучению в течение всей жизни» – это новое правило принес с собой XXI век. Овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной работе, формирование опыта творческой деятельности – все это является условием формирования потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию – необходимое качество каждого студента высшей школы, колледжа. Значит, домашняя работа – средство сближения обучения и самообразования.
Итак, какие же напрашиваются выводы?
Домашние задания у современных школьников быть должны, даже если «ничего не задано».
От того, насколько качественно осуществляется подготовка домашних заданий, часто зависит и успешность всего учения в целом.
Какие трудности возникают при выполнении домашних заданий? И почему?
У ребенка не сформированы надпредметные (общие) учебные умения и навыки. Он не понимает, «зачем они нужны, эти домашние задания», не знает, “с чего и как начать». Учите ребенка навыкам умственного труда, способам, «как научиться учиться».
В каждом предмете есть свои специфические требования к подготовке домашнего задания. Их необходимо усвоить. В самом начале учебного года поговорите со своим ребенком об этом. Постарайтесь вместе с ним выяснить, а “есть ли какие-то специальные требования у Е.В. к выполнению разного рода работ».
Ребенок не понял тему урока. Сделайте шаг назад. Не выполняйте за него домашнее задание, попробуйте вместе с ним по учебнику найти то место, где в его знаниях есть пробел. Учите его делать это самостоятельно.
Ребенок не понимает цель и смысл задания. Читайте вместе с ним задание по частям и определяйте смысловое значение каждой из них.
Домашнее задание слишком большое по объему и недостаточно связано с содержанием урока. Узнайте у ребенка, в какой срок необходимо выполнить данное задание. Разбейте его на части, вместе составьте план его выполнения с описанием сроков. Выполняйте задание в соответствии с этим планом.
Как мотивировать ребенка на выполнение домашнего задания
Подготовка рабочего места.
Рабочее место должно быть достаточно освещено.
Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки.
Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.
Просмотр изученного материала в тот же день, когда был урок. Домашние задания необходимо выполнять в день их получения. Суть дела в том, что усвоенный на уроке материал интенсивно забывается в первые 10-12 часов после восприятия. При контрольных проверках оказалось, что через час испытуемые могли воспроизвести около 44 % этих слов, а через 2,5 — 8 часа —
только 28%.
Сначала «понять», о чем спрашивают, а потом выполнять. Не “зубрить!».
Спрашивай себя: «Как мне это может пригодиться?», «Как я это смогу использовать?»
Сначала выполнять письменные задания, затем устные, продвигаться от более легкого задания к более сложному и т.д.
Ученые выделяют два основных типа нервной системы, каждая из которых характеризуется определенными чертами и проявляется в особенностях работоспособности. Так, например, у учащихся обладающих «сильной» нервной системой утомление наступает позже и они постепенно втягиваются в работу, поэтому, если у ребенка нет своих особых предпочтений, при подготовке уроков лучше придерживаться последовательности заданий от легких к трудным.
Учащиеся со «слабой» нервной системой утомляются гораздо быстрее и им необходим специальный отдых после школьных занятий, а также частые перерывы во время подготовки заданий.
Такие ребята в большей степени испытывают потребность в полной тишине и уединении для занятий. Последовательность выполнения заданий должна быть от трудных к легким.
Научите ребенка начинать с самых сложных и трудоемких заданий. Велик соблазн в начале сделать все самое легкое, но лучше самые простые задания оставить напоследок, когда сил остается уже не так много как в начале.
Установите регулярное время для выполнения домашнего задания. Это приучит ребенка рационально использовать свое время. Устраните на это время все отвлекающие факторы: телевизор, компьютер, наушники, телефон, кошку, конфеты и т.д.
- Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 –1,5 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений.
- Если ребенок посещает кружок или спит после уроков, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.
3. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим местом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы.
- Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно! Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 минут. К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 минут.
- На перерыв достаточно 5 минут, если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседания, прыжки, наклоны и т.д.).
4. Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных заданий, кроме тех, которые ему задали в школе.
- Не забывайте, что у ребенка ежедневно бывает определенное количество уроков, поэтому его работоспособность в течение дня снижается.
5. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.
- Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается как бессмысленное скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.
Не предлагайте сами и не относитесь одобрительно к предложению ребенка делать домашнюю работу вместе с другом. Это не очень эффективно и не дает возможности оценить, чего знает и чего не знает Ваш ребенок.
Попросите ребенка, прежде чем он приступит к выполнению задания, объяснить Вам пройденный материал. Это позволит ребенку закрепить пройденный урок, а Вам быть в курсе того, что проходит Ваш ребенок.
Придумайте систему вознаграждений. За что, когда и как вы будете поощрять ребенка? Совместный поход в парк, музей, кино или время, проведенное всей семьей, могут воодушевить вашего ребенка на то, чтобы качественнее и быстрее справляться с домашней работой.
Большое волнение испытывает ребенок, когда ему ставят оценки. Приятно, когда это стабильно высокие оценки. Но нельзя допустить, чтобы ребенок на этом основании почувствовал свое превосходство перед другими, чтобы, расспрашивая детей об их оценках, хвастался своими, дружил только с теми, кто хорошо учится. Следует опасаться, чтобы мотивы познавательной деятельности не подменились мотивами получения высоких оценок любой ценой и любыми средствами. Оценка не должна стать самоцелью, она лишь венчает хорошую, добросовестную работу.
Если оценки на первых порах недостаточно высоки, нужно разобраться в причинах такого положения дел. Медлительность, невнимательность и неаккуратность являются частыми причинами первых неудач ребенка. Часто у детей возникают трудности с выполнением письменных работ. Последовательные, доброжелательные занятия дома помогут исправить положение: ускорить темп деятельности, усилить концентрацию внимания, улучшить почерк. Обязательно должно быть отмечено старание ребенка и выражена уверенность в том, что учеба скоро наладится.
Но что делать, если ребенок приносит плохие отметки? Прежде всего, отнеситесь к этому спокойно, разберитесь, в чем дело. Перестаньте замечать только неудачи, сосредоточьте все внимание на тех школьных достижениях, которые есть. Пусть они невелики, но вовсе не быть их не может. Итак, родителям нужно начать интересоваться не промахами, а успехами своего ребенка.
"Двойки", поставленные за неряшливость, "грязь" в тетради, - серьезное наказание для ребенка. Родителям достаточно выказать огорчение и выразить надежду на то, что в дальнейшем ребенок будет писать аккуратнее. Никаких дополнительных наказаний применять не надо.
А бывает, что ребенок получает низкие отметки за устные ответы, хотя знает материал, выучил все уроки. Хорошо ответить ему мешает волнение, возникающее каждый раз, когда учитель вызывает его к доске. Такого ребенка надо ободрить, внушить ему веру в свои силы.
В тех случаях, когда ребенок испытывает стабильные трудности в течение достаточно длительного времени, и советы учителя не помогают улучшить положение, рекомендуется обратиться за помощью в психологическую или медико-педагогическую консультацию. Специалисты вместе с родителями помогут ребенку преодолеть трудности обучения так, чтобы отрицательно не повлиять на его характер и не подорвать здоровье. Доброжелательное отношение взрослых дает возможность ребенку не пасть духом.
Празднуйте успехи. Даже самые скоромные, самые маленькие! Они могут стать мостиками от мотивации внешней, за которой стоите вы, родители, или учителя, к мотивации внутренней, когда он начнет понимать сам, ради чего он учится и посвящает столько своего времени подготовке домашних заданий. Обращайте внимание на невербальные сигналы. Родители часто говорят, что никогда не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки. Все было бы хорошо, если бы все общение происходило на вербальном уровне. Но мы знаем, что невербальные способы передачи информации являются очень существенной частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы очень просто, даже если вы сами об этом не подозреваете.
Как поддержать чувство успешности ребенка при выполнении домашних заданий
Родитель может поддержать чувство успешности ребенка, если будет правильно реагировать на его успехи и ошибки. Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребенку: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться несколько другой ответ». Это побудит ученика вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия.
Если родитель начнет проверку домашнего задания с разбора ошибок, да еще и рассердится, то ребенок, вместо исправления недочетов, будет переживать, что вызвал неудовольствие взрослого.
Иногда целесообразно проверять домашнее задание по частям, сразу после того, как школьник решил задачу, выполнил упражнение. Для многих детей важно немедленно получить подтверждение, что все сделано без ошибок или как можно быстрее исправить погрешности в работе. Таким образом, ребенок достаточно быстро может получить обратную связь относительно хода выполнения уроков. У него возникает желание хорошо выполнить следующее задание.
Для того чтобы у ребенка закрепилось позитивное отношение к учебе, огромное значение имеют положительные эмоции, переживаемые в процессе обучения и в том числе при выполнении домашних заданий.
Психологи определили следующие факторы развития способностей и одаренности: познавательная потребность, которая является врожденной и позитивный эмоциональный фон.
Поэтому при подготовке домашних заданий постарайтесь давать ребенку больше позитивной обратной связи, обращайте его внимание на то, что у него получается лучше всего, реагируйте эмоционально на его успех. И, наоборот, если ребенок допускает ошибку, укажите на нее спокойным, ровным тоном.
В этой связи, становится очень важным эмоциональное состояние самого родителя. Выполняя с ребенком домашние задания, позаботьтесь о своем эмоциональном настрое: если вы чем-то огорчены или расстроены, дайте себе время отдохнуть, переключиться и только после этого садитесь за уроки. Если вам трудно переключиться, и вы испытываете сильные негативные переживания во время приготовления ребенком уроков, то, возможно, лучше перепоручить это другому человеку (родственнику, педагогу и т. д.). Выполняя эти рекомендации, вы сбережете и свои взаимоотношения с ребенком, и поможете ему поддержать познавательный интерес.
Не выполняйте домашнюю работу за ребенка. Будьте, по возможности, рядом во время выполнения домашнего задания. Если у ребенка возникнут трудности, вопросы, будьте «проводником по неизвестной местности», а не «рабом», который по первому зову сделает то, что пожелает маленький тиран.
Учителя не хотят, чтобы Вы делали за детей домашние задания! Им важно, чтобы ребенок понял пройденный материал и был в состоянии самостоятельно выполнить задание.
Спросите у учителя, ожидает ли он, что родители будут помогать детям делать уроки, или нет. Должны ли родители проверять сделанные задания по русскому языку и по математике? И должны ли исправлять найденные ошибки? Или ребенок должен все выполнить самостоятельно, чтобы у учителя была возможность понять, насколько качественно усвоен материал? Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, также неправы, как и те, которые оказывают детям чрезмерную опеку. Одни взрослые сразу заявляют ребенку: "Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!" Другие ласково спрашивают: "Ну, что нам сегодня задано?" И раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором - формируется безответственность, уверенность, что все будет сделано хорошо и без собственных усилий.
Но постепенно ребенку будет требоваться все меньше времени для организации занятий. Поэтому прямое участие родителей в выполнении уроков можно будет заменить только присутствием. Постепенно нужно снижать степень контроля. К концу начальной школы ребенок должен научиться делать уроки самостоятельно, показывая родителям только готовый результат. В этом случае родители могут ограничиться контролем качества выполнения заданий. Неизменными остаются лишь интерес и внимание к жизни ребенка, умение радоваться его успехам, а при первом появлении трудностей в учебе или общении вы, конечно, должны помочь ему.
Считается, что начиная с пятого класса, родители не должны принимать никакого участия в выполнении домашних заданий. Они должны как-то подбадривать своих детей и оказывать в случае необходимости моральную поддержку, но не более того.
- На первых порах при выполнении домашнего задания дети могут делать много ошибок, помарок от неумения распределять внимание, от чрезмерного напряжения, быстрого утомления.
Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка. Неправы те родители, которые заставляют переписывать домашнее задание по десять раз. Сегодня ребенок со слезами на глазах перепишет работу десять раз, а завтра выполнит задание небрежно, т.к. родители были заняты и не проверяли качество работы. Как следствие - ребенок может начать ловчить, учитывать занятость и настроение родителей, а собственной ответственности у него так и не сформируется.
Будьте настойчивы в своих требованиях, ведь “Правила” вы составили вместе! Возможно, он будет упорно сопротивляться. Как только ребенок поймет, что «сломить» родительскую настойчивость и упорство не удается, он примет их. Но - будьте гибкими и убедительными. Тирания с вашей стороны может вызвать чувство ненависти ко всему, что связано с обучением.
Создайте для ребенка домашнюю библиотеку из справочников, энциклопедий, словарей (электронных и книг). Учите, как ими пользоваться.
Покажите ребенку пример того, как можно организовать собственный умственный труд. Если владеете какими-то способами работы с информацией, научите и его. Помните, что «Лучший пример – это личный пример!»
Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка.
Никогда не спрашивайте ребенка, есть ли у него домашнее задание. Им всегда есть что учить или что читать!
Родители хотят, чтобы с первых дней учебы ребенок правильно выполнял домашнее задание. Но как ему помочь в этом, не лишая самостоятельности, инициативы и творческого подхода к решению задач?
Давайте рассуждать «от противного» - рассмотрим самые популярные родительские ошибки на нескольких историях из жизни:
История первая: мы защитим тебя... от математики
Когда ученица третьего класса Ирочка приходит из школы, дома начинается суматоха. Бабушка бежит к ней с горячими пирожками, мама сразу проверяет, не горячий ли лоб, дедушка помогает снять верхнюю одежду, а папа заглядывает в дневник... Но вот девочка покушала, немного отдохнула (хотя отдохнешь ли тут, когда вокруг тебя мечутся четверо взволнованных и суетливых взрослых?). Самое время начинать делать уроки. Но и тут ее ни на секунду не оставляют в нужном сейчас одиночестве.
Казалось бы, родители убедились, что дочка понимает смысл задачки или письменного упражнения, - и пора бы им удалиться на время. Но нет, дедушка сидит рядом и чуть ли не лезет под руку, а мама то и дело за чем-то заходит в детскую комнату. Ира первые минут пять честно пытается решить пример самостоятельно, но ей это быстро надоедает и звучит уже столь привычное: «Деда, а деда, как тут надо решить?» В итоге большую часть примеров за нее решает дедушка, самостоятельно она только читает маленький рассказик из хрестоматии, но и тут «на помощь» ей приходит мама, то и дело перебивая и подсказывая правильные ударения в словах...
А ведь Ира любознательная, сообразительная — это отмечает классный руководитель. Единственный ее недостаток — это неумение концентрироваться и прилагать усилия для решения той или иной проблемы. А все потому, что при малейшем затруднении ее «выручают» взрослые. Как результат: домашнее задание всегда на отлично, а контрольные — на слабые тройки.
Ведь навык самостоятельной работы у ребенка почти за три года учебы так и не сформировался. При ответах у доски она теряется — ведь в школе нет этой армии домашних «помощников» и «защитников». И, скорее всего, ближе к средним классам ее успеваемость будет только падать, если родители не дадут дома девочке хоть изредка делать домашние задания самой.
История вторая: а нам все равно, а нам все равно... и некогда
Первоклассник Вовочка — радостный, словно его тезка из известных детских анекдотов — бежит домой. А радоваться есть чему: в дневнике «поселилась» первая пятерка по математике. Дома его сухо хвалит папа: «Вот что значит трудиться: терпение и труд все перетрут, учись так и дальше», не отрываясь от ноутбука. Завтра у папы ответственное совещание. Ребенок разогревает себе суп, наскоро обедает и идет в комнату заниматься.
Задания приходится перечитывать по два, а то и по три раза. Пока первоклашке далеко не все понятно, хотя на уроках он весь превращается в зрение и слух: ведь дома всем некогда и подсказать ему будет некому... Папа вечно на работе, а если и приходи раньше, то сам делает «домашнее задание», оценку по которому завтра выставит ему босс. Мама тоже занята на работе, поэтому самостоятельность — второе Вовочкино имя.
Казалось бы, ребенок хорошо приспособился и не отстает от сверстников. Но день за днем копится усталость — физическая и моральная. Конечно, родителей тоже можно понять, они так усиленно работают именно ради него: Вова ходит в престижную гимназию, за обучение в которой надо ежемесячно вносить кругленькую сумму. Вот только все равно оставлять маленького первоклашку один на один с домашним заданием неразумно. Куда правильнее сначала убедиться, что ребенок понял порядок выполнения домашней работы, и лишь после удалиться из комнаты.
Но при этом первоклассник должен знать, что в случае серьезных затруднений он всегда смоет обратиться к вам за помощью. И, конечно же, надо периодически подходить и смотреть, все ли в порядке. Когда задания выполнены (на черновике) - самое время их проверить, и если есть ошибки, то попросить ребенка объяснить, как именно он рассуждал, каким правилом пользоваться. Конечно, проще сразу сказать первокласснику ответ задачки или подсказать написание слова, но куда лучше, если он додумается до этого сам.
Чаще всего наводящие вопросы про правила или напоминание о аналогичных задачах, которые они решали в школе, помогают исправить ошибку самостоятельно. В заключение проверьте устные задания: пусть ребенок расскажет вам наизусть заданный стих или кратко перескажет содержание параграфа из учебника. Такая домашняя «тренировка» помогает избежать стеснения и страха при публичном ответе.
История третья: учи уроки по (моим) правилам
Восьмиклассник Тимур, победитель многих школьных олимпиад по физкультуре, хватает с кухонного стола огурец (бутерброды — не перекус, так тренер говорит!) и быстро проскальзывает в свою комнату. Тут же погромче врубает рок, включает компьютер и начинает готовить домашнее задание. Да-да, он там не болтает с друзьями в чате или на форуме, а именно занимается. Ему надо как можно скорее сделать доклад по истории, а потом бежать на тренировку. Делать уроки после тренировки не получается: слишком устает, на носу очередное соревнование, команда на него надеется. Но тут в комнату входит взволнованная мама:
-Тимурчик, ну почему ты, не отдохнув, тут же засел за уроки? Голове нужен отдых. И выключи эти крики, они же мешают сосредоточиться. Лучше бы погулял сходил, а то через сорок минут на тренировку...
Тимур обиженно сопит и молчит. Но вот реферат доделан и распечатан. Теперь он спокойно идет на кухню, ест и отправляется на тренировку.
Казалось бы, мама права: действительно, после школы лучше немного отдохнут и покушать. Но подросток уже привык к своему режиму: так он успевает и по программе не отстать, и спортом позаниматься. Да и обед, отсроченный на тридцать-сорок минут — это не страшно. У каждого ребенка — свои внутренние часы, свои фазы активности: кому-то удобнее делать уроки сразу после школы, а кому-то необходимы несколько часов восстановления.
Одни школьники могут сосредоточиться лишь в тишине, а другим нужен «шумовой фон» - таковы индивидуальные особенности психики, которые к 12-14 годам уже вполне сформировались. А вот первоклашкам даже работающий в соседней комнате телевизор может мешать: у них внимание пока удерживается слабо, а вот у старшеклассников — наоборот. Они — как
Цезари, которые могут одновременно и музыку слушать, и книжку читать, причем практически без ущерба для восприятия информации.
А вот делать передышки после каждого получаса занятий полезно как старшеклассникам, так и совсем малышам. Во время кратковременного отдыха желательно подвигаться: размять затекшую спину, сделать зарядку для рук «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали» и выполнить парочку простых физических упражнений. И усталость как рукой снимет.
Поэтому, наверное, главный совет родителям — контролировать выполнение уроков, но в меру, и учитывать при этом возраст и способности ребенка. Тогда домашние задания станут хорошим закреплением пройденного в школе материала, а не напрасной тратой времени
Считается, что начиная с пятого класса, родители не должны принимать никакого участия в выполнении домашних заданий. Они должны как-то подбадривать своих детей и оказывать в случае необходимости моральную поддержку, но не более того.
Ни в коем случае не надо при ребенке плохо отзываться об учителях. Именно сомнения в действиях учителя вызывают у многих детей охлаждения к школе. В книге "Популярная педагогика" известный американский психолог Аллан Фромм пишет: "Отношение ребенка к школе и учебе, приятие их или не приятие, обычно зависит не столько от учебного заведения, сколько от семьи, интеллектуального уровня ее членов. Если в доме много книг и их регулярно читают, очень возможно, ребенок легко станет осваивать знания, предлагаемые ему в любой школе. А приобретя какие-то интересы, он уже никогда не растеряет их".
У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:
с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;
в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;
вернувшись домой с работы, или, наоборот, встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках, найдете другую форму приветствия;
никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;
постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому.
От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Но организация домашней учебной работы школьников, пожалуй, самое трудное звено в учебно-воспитательном процессе. Многие стороны этой проблемы требуют самого пристального внимания.
Великий педагог Антон Семенович Макаренко сказал: "Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наше счастливая старость; плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной". Так, давайте воспитывать наших детей трудолюбивыми людьми, а учеба - это главный труд учащихся. И успехи в учебе напрямую зависят от качественного выполнения домашних заданий.