Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №32 «Соколёнок»
Родительское собрание детей старшей группы
на тему: «Азбука прав ребёнка»
воспитатель Алиева А.Д.
г. Каспийск 2023г.
Приветствие
Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим о теме, которая звучит серьёзно, но на самом деле касается каждой семьи — о правах ребёнка. Часто мы воспринимаем слово «права» как что-то официальное и сухое, из документов. Но для ребёнка права — это не статьи закона, а простые и понятные вещи: возможность играть, учиться, чувствовать себя в безопасности, быть любимым и услышанным.
Почему эта тема важна именно сейчас
Ваши дети — уже не малыши. В 5–6 лет они начинают понимать, что у каждого человека есть свои желания, своё мнение, и оно может не совпадать с мнением других. Они учатся договариваться, делиться, а иногда — отстаивать свои интересы.
Если мы, взрослые, поможем им понять свои права простыми словами, они вырастут уверенными и уважительными по отношению к другим.
Что такое права ребёнка простыми словами
Я не буду загружать вас юридическими формулировками. Давайте переведём Конвенцию о правах ребёнка на детский язык.
Каждый ребёнок имеет:
Право на жизнь и заботу — ребёнок должен расти в любви и безопасности.
Право на семью — жить с родителями или в окружении тех, кто его любит.
Право на имя и гражданство — знать, кто он, и откуда.
Право на образование — учиться новому, ходить в детский сад.
Право на отдых и игру — иметь время и место для игр и творчества.
Право на защиту от насилия — никто не имеет права обижать ребёнка.
Право на мнение — говорить о своих желаниях и мыслях, а взрослые должны их слышать.
Роль родителей в защите прав ребёнка
Права ребёнка — это не только защита от плохого, это ещё и уважение к его личности.
Слушайте и слышьте. Иногда ребёнку важно, чтобы его просто выслушали, даже если он говорит о пустяках.
Давайте выбор. Не всегда глобальный, но хотя бы между красной и синей футболкой.
Объясняйте причины. Не просто «нельзя», а «нельзя, потому что это опасно» или «потому что это обидит другого».
Учите уважать чужие права. Мой ребёнок имеет право на игрушку, но и его друг имеет право поиграть с ней.
Соблюдайте баланс прав и обязанностей. Если есть право на отдых, есть и обязанность убрать после себя игрушки.
Как мы работаем с этой темой в детском саду
Мы проводим беседы и игры:
«У каждого есть права» — обсуждаем с детьми ситуации, что можно, а что нельзя.
«Суд добрых дел» — в игровой форме учим находить решения без ссор.
«Мир без обид» — ролевые игры, где ребёнок учится договариваться.
Читаем сказки, где можно обсудить права героев («Колобок» — имел ли он право уйти из дома? «Три медведя» — нарушила ли девочка их право на дом?).
Дома вы можете продолжать эти разговоры. Например, обсуждать мультфильмы — «Что сделал герой? Было ли это честно?».
Заключение
Когда ребёнок понимает, что у него есть права, он чувствует уверенность. Когда он понимает, что у других людей тоже есть права, он учится уважать. И именно это сочетание — уверенность в себе и уважение к другим — помогает вырастить гармоничную личность.
Вопросы для обсуждения
Были ли ситуации, когда вы чувствовали, что права ребёнка нарушены?
Как вы объясняете своему ребёнку, что нельзя нарушать права других?
Считаете ли вы, что у дошкольника должны быть обязанности наравне с правами?