СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание Домашняя библиотека и семейное чтение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание Домашняя библиотека и семейное чтение  ТЕРПУГОВА КС

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание Домашняя библиотека и семейное чтение»

Домашняя библиотека и семейное чтение

Вот я уже

Дорос до лета

Я прожил дней-

Не сосчитать

Теперь я знаю:

Счастье- это

Приткнуться к маме

И читать!

Михаил Яснов

Кл.рук. - Терпугова К.С.


1 Задачи собрания:

1. Развивать интерес у родителей к комплектованию домашней библиотеки

2.

Вопросы для обсуждения:

- Значение книги в жизни младшего школьника.

- Как развивать читательский интерес ребёнка.



Семейное собрание детских книг во многом отличается от собрания книг для взрослых, детские книжные полки, особенно для детей до 10 лет, не терпят полных или многотомных собрания сочинений, в них предпочтительны отдельные иллюстрированные издания или сборники. Детские собрания динамичны: ребенок растет, вместе с ним меняется репертуар чтения и сам характер издания для детей. Они рассчитаны не только на удовлетворение потребностей детей, но и на их опережение.

детские книги предназначены для совместного чтения и рассматривания взрослыми и детьми, и поэтому они имеют двойной адрес, выступая связующим звеном между ребенком и родителями .Стратегия комплектования домашней библиотеки школьника в значительной степени определяется его в учебной программой . Учитывая, что учебные программы в современной школе разные (как разными стали и сами школы), то реальный круг чтения дифференцируется. Чтобы помочь школьникам в учебе , надо, прежде всего, позаботиться о приобретении учебных пособий и учебников, перечень которых определяет школа. Хорошим Подспорьем детям в учебе детям в учебе являются словари и справочники. Имея их дома, ребенок в любую минуту может к ним обратиться. Самым хордовым словарем для учащихся начальной школы является «Школьный грамматико- орфографический словарь», составленный Б. Пановым и А. Текучевым. Не менее необходимым им дома «Толковый словарь русского языка.», «Пособие для учащихся начальных классов» Н. Неусынова . Хотя круг чтения младших школьников во многом определяется школьной программой, тем не менее детям этого возраста предлагается значительный по объему репертуар чтения, выходящий за рамки программного.

Ядро семейной библиотеки-классика детской литературы. Среди них произведения В. Крапивина, Р. Погодина, В Носова. Л Давыдычева Е. Шварца и др. Непреходящую ценность для детей этого возраста имеют и многие переводные издания. Среди них книги С. Лагерлеф, О.Уальда, Р. Киплинга, Д. Толкина, А. Линдренг, А. Сент- Экзюпери. Ряд книг зарубежных писателей для детей 7-10 лет издан в пересказах. Примерами может служить книги Э. Распе « Приключения Мюнхгаузена», Д. Свифта «Приключения Гулливера», Д. Дефо «Робинзон Крузо» и др. особым местом в книжном собрании для детей младшего возраста имеет вечная книг «Библия» в детском издании. Без чтения ее не возможно понять великие произведения искусства, созданные на ее сюжеты. В своем роде к «вечной книге» можно отнести и «Мифы древней Греции». Знакомство детей с мифологией Древней Греции обычно начинается с пересказов « Мифов»- с «Приключения Одиссея». Для выборочного чтения можно рекомендовать познакомиться с книгой Н. Куна «Легенды и мифы Древней Греции». большое значение для детей младшего школьного возраста имеют лучшие книги познавательного характера, среди которых имеют лучшие книги значительное место принадлежит исторической и природоведческой теме. Хорошо иметь у себя дома книги С. Алексеева о Великой Отечественной войне, рассказывающая об историческом подвиге народа, спасшего мир от фашизма. Среди его книг особенно значима «Богатырские фамилии: рассказы из истории Великой Отечественной войны», а также книги из серии «Дедушкины медали» . Из исторических книг несомненную ценность представляют книги о нашешем Отечестве, впервые изданные революции, а именно: Н. Головин «Моя первая русская история: в рассказах для детей (1993) и книга А. Ишимовой «История России в рассказах для детей» (1992). Из природоведческий энциклопедических изданий специалисты выделяют переводные, в частности книгу Л. Колвина и Э. Спиера « Живой Мир: Энциклопедия», представляющая собой увлекательный мир путеводитель по нашей планете . Не менее ценной является энциклопедия «5000 вопросов и ответов о нашем мире: Детская энциклопедия». Среди природоведческих книг бессмертными можно назвать книги Б. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова- Микитина, Н. Сладкова Верзилина и др.

Что касается отечественных энциклопедий для учащихся начальной школы, то хорошо, если в вашей домашней библиотеке сохранился от прежних поколений энциклопедический словарь « Что такое? Кто такой» в трёх томах. Эту энциклопедию специалисты по детской литературе называют прорывом в мировой педагогике, не имеющей аналогов и сегодня. Одно из важных преимуществ этой книги состоит в том, что она побуждает детей не останавливаться на информации, а идти дальше, расширяя и углубляя полученные знания. Книги серии «ЧТО ЕСТЬ ЧТО», «Я познаю мир», А.Дитрих, Г.Юрмин «Почемучка», Т.Д.Нуждина «Энциклопедия для малышей ЧУДО-ВСЮДУ», А.А.Плешаков «Зелёные страницы», «Атлас-определитель» помогут ребёнку лучше усвоить школьную программу и рекомендуются в качестве дополнительного пособия.

(дополнительно можно взять перечень литературы, который имеется в библиотеке).






2 Задачи собрания:

1. Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания школьников.

1. Развивать интерес у родителей к систематическому семейному чтению.



. Семейное чтение способствует формированию социально ценного человека, более развитого, причем воспитать такого человека можно только с самых молодых лет. Большую роль в этом процессе играет систематическое его приобщение к семейному чтению, и здесь значение домашних библиотек невозможно переоценить. Именно благодаря им в семье имеется возможность воспитывать любовь к книге, формировать потребность в чтении как к одной из главнейших в жизни человека. Семейное чтение занимает особое место в развитии человека, так как находится у самых истоков формирования личности. Традиции семейного чтения уходят своими корнями в далекое прошлое- об этом свидетельствует бесчисленные колыбельные, прибаутки, песенки, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, сказки, загадки, былины…

Семейное чтение в России всегда считалось занятием достойным и полезным, его почитали как в крестьянских избах, так и в дворянским гостиных. Дети приобщались к книге и слову вообще благодаря рассказам, чтению вслух, домашним тетрализованным представлениям.

Что такое семейное чтение, и почему специалисты в один голос говорят об исчезновении традиции семейного чтения, несмотря на то, что большинство родителей, бабушек и дедушек и продолжает читать вслух своим чадам.

В девятнадцатом веке было принято читать вслух. авторы читали в салонах литературных кружках только что написанные произведения, взрослые читали по вечерам собравшимся в круг домочадцам романы с продолжением, возлюбленные наедине читали друг другу стихи или что-то романтическое, отвечавшее настроению; в кружках самообразования читали вслух книги по экономике, политике, философии; родители гувернантки, школьные педагоги читали вслух детям. Отметим: взрослые читали друг другу, не только в салонах или кружках, но и в семейном кругу. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие еще в 1950-х во многих семьях, почти окончательно исчезли. Почему же сейчас, почти полвека спустя, возникла и укрепилась идея о необходимости возрождения семейного чтения? Семейное чтение- это деятельность и, как любимая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно ( если нужно ), чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий? Есть достаточно рекомендаций, как приохотить ребенка к чтению, как и что читать вслух. Но следует прежде определиться- зачем? Чем привлекательна эта традиция. Значимость семейного чтения обусловливается рядом факторов:

  • Первая встреча человека с книгой происходит в семье( благодаря устным рассказам , чтению вслух). Семейное чтение изначально водит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться до того как выучит алфавит. Читательская деятельность и читательская культура формируется на основе слушания и говорения.

  • Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимания, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребностей в чтение у взрослых- следствие несформированности ее с раннего детства.

  • Семейное чтению способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства- степени овладению речью «Период пассивной речи, которая поверхностному наблюдателю кажется простым молчанием,- самое творческое время развития речи ребенка….»

  • Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельном чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.

  • Семейное чтение формирует эмоционально- эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которая позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шуту, насмешку. звучащее слово удовлетворяет потребность ребенка в ярких, эмоциональных впечатлениях.

  • Семейное чтение развивает способности ,являющиеся основной для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать, радости и печали героев художественных произведений.

  • Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более старших детей, а также для пожилых детей. В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать.

Список литературы, которая поможет вам при подготовке к собранию:



  1. Т.Д.Жукова «Родительское собрание по детскому чтению» Профессиональная библиотека школьного библиотекаря

Приложение к журналу «Школьная библиотека»

Серия 1

Выпуск 7-8 2008г.

  1. Т.Д.Жукова «Семейное чтение в год семьи» Профессиональная библиотека школьного библиотекаря

Приложение к журналу «Школьная библиотека»

Серия 1

Выпуск 5-6 2008г.


3. Н.И. Дереклеева «Родительские собрания 1-4 классы» Издание 2-е

Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка. – 2005.- стр142 – 145


4 .Тубельская Г.Н. Готовясь к родительскому собранию /Г.Тубельская Школьная библиотека.-2005.- № 9-10 с.25 – 28 (вкладка)

5. Тимофеева И. Родителям о детском чтении /И.Тимофеева //Семейное чтение. – 2006. №5 – с. 3 - 7