«Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя – школа и семья – не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания»
В. А. Сухомлинский
Родительское собрание
Тема : «Как помочь своему ребенку учиться?»
Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.
У. Глассер
- Самый очевидный - это знание, которое он получит, или умение, которое он освоит.
- Результат менее очевидный - это тренировка общей способности учиться, то есть учить самого себя.
- Результат - эмоциональный след от занятия: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.
- Результат - след ваших взаимоотношений с ним, если вы принимали участие в занятиях. Здесь итог может быть либо положительным (остались довольны друг другом), либо отрицательным (пополнилась копилка взаимных недовольств).
Среди них могут быть следующие:
- Объективные трудности, непонимание конкретной темы. Может быть так, что они вытекают из отношений педагога и ребёнка: дети неохотно занимаются предметом (даже если он их интересует) потому, что не симпатизируют преподавателю. В более частых случаях внимание ребёнка отвлечено на посторонние вещи, отсюда – невнимательность при получении новых знаний и невозможность их воспроизвести.
- Желание привлечь к себе внимание взрослых. В семьях, где родители в бытовой спешке недодают детям элементарного человеческого тепла, это единственный способ привлечь к себе внимание.
- Избалованность: чрезмерная опека может привести к диктату со стороны ребёнка.
- Страх неудачи, который мешает ребёнку сосредоточиться. Подобная ситуация складывается, если родители или учитель наказывают ребёнка за неуспехи. Может случится и так, что ребёнок будет связывать наказание с обучением, в результате чего его общеобразовательные знания будут недостаточными.
А можете ли вы:
1. В любой момент оставить свои дела и заняться ребёнком?
2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?
3. Признаться ребёнку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
4. Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?
5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
6. Поставить себя на место ребёнка?
7. Поверить хотя бы на минуту, что вы – добрая фея (прекрасный принц)?
8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
9. Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?
11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать всё, что хочет и вести себя как хочет и ни во что не вмешиваться?
12. Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул, незаслуженно обидел другого ребёнка?
13. Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?
А – могу и всегда так поступаю (3 балла)
Б – могу, но не всегда так поступаю (2)
В – не могу (1)
А – могу и всегда так поступаю (3 балла)
Б – могу, но не всегда так поступаю (2)
В – не могу (1)
От 30 до 39 баллов – это значит, что ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни.
Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты.
От 16 до 30 баллов . Забота о ребёнке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях излишне мягки.
Кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный процесс.
Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Менее 16 баллов. У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостает либо знаний, либо желания, стремления сделать ребёнка личностью, а возможно, того и другого. Советую обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Действия родителей при подготовке д/з детьми.
- Отдельные объяснения материала(если ребенку что-то не вполне ясно).
- Прослушивание устных ответов.
- Проверка правил,теорем,таблиц.
- Совместное выполнение заданий: поделка, перевод с иностранного языка, сочинение, презентация…
Методы, используемые родителями при выполнение ребенком д/з .
- Просмотр предстоящих д/з
- Распределение по степени сложности.
- Определение распорядка дня.
- Предоставление самостоятельности выполнения (не следует сидеть рядом с ребенком все время, пока он делает уроки)
- Проверка сначала устных предметов.
- Помощь ребенку при заучивании информации из учебника(ин. яз., стихи наизусть, пересказ с пониманием, ответы на вопросы и т.д.)
- Запрет для ребенка «сидеть» за уроками весь вечер (день) напролет.
Перезагрузка
Психотерапия успешности.
- Правило первое: не бей лежачего.
- «4», «3», «2»- достаточное наказание для ребенка, и не стоит дважды наказывать его за одни и те же ошибки.
Оценку своих знаний ребенок уже получил, дома от своих близких он ждет спокойной помощи и поддержки, а не новых упреков.
Правило второе: не более одного недостатка в минуту.
- Чтобы избавить ребенка от недостатков, не утрируйте. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на замечания и упреки, станет не чувствительным к вашим оценкам. Выберите из множества недостатков ребенка тот, который, для вас особенно важен, который вы хотите исправить в первую очередь, и говорить только о нем.
Обратная реакция на постоянные упреки может быть неожиданной…
Правило третье: за двумя зайцами .
- Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее для него самого важнее. Здесь вы скорее встретите понимание .
Правило четвертое : хвалить исполнителя, критиковать исполнение .
- Ваша оценка должна иметь точный адрес. Ребенок считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание для желания учиться.
Правило пятое: Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка, с его собственными вчерашними неудачами.
- Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского ребенка. Ведь даже самый малый успех ребенка- это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Правило шестое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели .
- Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте 7 ошибок, не берите с него обещание постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более 5, и вместе с ним радуйтесь, если это будет достигнуто .
Педагогические советы родителям .
- Родители, которые ругают ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобно врачу, который ругает больного за то, что он болен.
- Маленькие дети не бывают ленивыми, «леность»ребенка - сигнал неблагополучия в вашей воспитательной деятельности.
- Не упускайте ни одного шанса побыть с ребенком! Ни компьютер, ни книга, ни игра не заменит ему общения с вами.
- Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник. Спокойно попросите объяснить по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.
Педагогические советы родителям.
- Ежедневно вселяйте в ребенка уверенность.
- Никогда не называйте ребенка бестолковым.
- Следите за физическим состоянием ребенка убедитесь, что ему комфортно учиться, что ему под силу учебная нагрузка, потому-то вместе с учебными годами приходит его детство.
- Не ругайте, а учите.
- Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее.
- Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
Не забывайте, что когда ребенок «грызет гранит науки», у него параллельно проходит прекрасное время – ДЕТСТВО!