СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Дружба и ссоры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определить значение умения общаться в жизни человека, проанализировать и обсудить с родителями проблемы, возникающие у детей при общении со сверстниками и взрослыми, найти пути преодоления проблем в общении детей.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Дружба и ссоры"»

Я приветствую Вас уважаемые родители.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадёт,

В любой беде не пропадёт.

Речь пойдёт о взаимоотношении детей в коллективе сверстников. «Годы чудес»- так называют учёные первые годы жизни ребёнка, закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям оставляет отпечаток на всём дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Именно в школе ребёнок проводит большую часть своего времени. И вы, как родитель, конечно же задавались вопросами «Хорошо ли там чувствует себя ваш ребёнок? Не обижает ли кто его, или он кого? В школе ребёнок впервые всерьёз и надолго оказывается в обществе своих сверстников. Здесь существуют свои правила, какие-то запреты, формируются группы. Сейчас дети находясь в возрасте 7 -8лет испытывают потребность в близком контакте со сверстниками. Из всего коллектива ребёнок выделяет несколько детей, с которыми ему хочется более близко общаться. Именно в этом возрасте появляются у ребёнка первые «настоящие друзья». Отмечаются различия в поведении в коллективе у девочек и мальчиков, если для мальчиков мнение других сверстников очень важно и порой важнее мнения взрослого, они ориентируются друг на друга, то девочки больше хотят соответствовать мнению взрослого. Этим объсняется вполне стандартная ситуация в детском коллективе «Девочки послушные, мальчики — непослушные». Хотя девочки менее часто способны проявлять друг к другу доброе отношение. Чтобы каждый ребёнок комфортно себя чувствовал в кол-ве, очень важно, чтобы в нём царила дружеская, позитивная атмосфера.

Слово «коллектив» означает «собирательность», т. е.некоторая целостность, единство.

Детский коллектив «есть группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой» 

Можно выделить следующие стадии развития коллектива.

1 стадия: объединение людей.

2 стадия: появление лидеров

3 стадия: появление конфликтов.

4 стадия: разрешение конфликтов и объединение в сплоченный коллектив.

Структура личных взаимоотношений между детьми в классе - это реально сложившаяся, нигде официально не зафиксированная система.

В первый круг желаемого общения ребенка входят те одноклассники, которые являются для него объектом устойчивого выбора, - те, к кому он испытывает постоянную симпатию, эмоциональное тяготение. Если среди них есть те, кто в свою очередь, симпатизирует данному школьнику, тогда их объединяет взаимная связь.

У некоторых учеников вообще может не быть ни одного товарища, к которому он испытывал бы устойчивую симпатию, т.е. первый круг желаемого общения отсутствует.

В своём детском кол-ве дети должны «пройти» все виды взаимоотношений между детьми, в том числе и ссоры, конфликты, их разрешение. Все эти моменты взаимодействия со сверстниками формируют у ребёнка модель поведения в обществе, систему ценностей. Умение понимать других, сопереживать другому человеку, в тоже время не бояться иметь своё собственное мнение, пусть даже отличное от мнения большинства. Чтобы у ребёнка складывались дружеские отношения в кол-ве, родителям очень важно всегда «держать руку на пульсе». Постоянно разговаривайте с ребёнком, узнавайте, что его волнует и тревожит, есть ли у него друзья. Наблюдайте за игрой вашего ребёнка с другими детьми

Как же младшие школьники выбирают друзей?

Для детей 5-7 лет друзья - это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется, прежде всего внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т.п. В этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.

Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.

Как помочь подружиться?

Если вы замечаете, что у вашего ребенка не складываются отношения с одноклассниками, значит, пора с ребенком поговорить «по душам». Ребенок должен чувствовать, что родители - его лучшие друзья.

Предложите ему подумать о том, какого друга он хотел бы иметь и является ли он сам таким другом.

Ребенок должен понять, что только в том случае, если он сам будет хорошо относиться к людям, они так же будут относиться к нему.

Так же, конечно, необходимо учить ребенка основным правилам дружбы.

В случае конфликтов давать советы мирного их разрешения.

Если у ребенка не ладятся отношения в классе, помочь ему завести новых друзей. Например, в кружках и секциях.

Ребенку всегда лучше положить с собой в школу две конфетки, два яблока, чтобы он имел возможность поделиться с другом. Чтобы он не стоял один на перемене, не жевал бы свое яблоко где-то в углу, вдали от всех...

Конечно, замкнутость ребенка, может зачастую объясняться особенностями темперамента.

Получается, что ребенок боится обидчиков, не может постоять за себя, но и не говорит родителям о нанесенных обидах, так как боится осуждения с их стороны. Ребенок остается абсолютно беззащитным, что еще больше усугубляет его страх. Никогда не критикуйте ребенка за то, что он не может постоять за себя, ведь из-за этого он теряет доверие к родителям и чувствует себя совершенно беззащитным.

Детям, привыкшим чуть что - кидаться на обидчиков с кулаками, бывает трудно ужиться в коллективе. С ними предпочитают не связываться. Отвергнутые люди озлобляются, у них растет желание мстить. Это порождает ответную реакцию и так до бесконечности. В школе у отвергнутого ребенка может сложиться устойчивое убеждение, что кругом одни враги.

Причины:

1)Недостаток знаний о решении конфликтных ситуаций. Ребенок испытывает чувство страха , он уяснил для себя систему решения вопросов такую как - «Если у тебя что-нибудь отбирают, не церемонься».

2)Неверная система ценностей. Ребенку кажется, что сильны – герои одиночки, на самом же деле сила в дружбе, во взаимной помощи.

3)Копятся обиды. Ребенок в целом не агрессивен, но не умеет решать вопросы на вербальном уроне (уровень разговоров). Попросту предпочитает делать вид, что вообще ничего не произошло.

Недостаток знаний о методах решения конфликтной ситуации необходимо восполнить. Для этого отлично подойдут доброжелательные беседы на предмет того, что кулаки – это не решение. Ограничить просмотр передач с кровавыми сценами. Объяснить, что стрельба и кулачные бои – возможны в фильмах, но никак не применимы для решения спорных вопросов.

Об агрессивных детях. Агрессия – нападение.

Чаще всего так проявляется желание ребенка самоутвердиться. Чаще всего это бывает проявлением демонстративности, когда ребенку хочется выделиться, противопоставить себя окружающим себя окружающим, показаться взрослее и независимей, чем он есть на самом деле. Значит, ребенку в действительности не хватает уверенности в себе. Похвалы, одобрения и ласки. Уверенность в себе ему дает то чувство, что есть те, кто слабее его, и он может их обижать. Он сильнее физически и т.д.



Как помочь?

Главное - ребенку необходимо объяснять, что дети вокруг него - не враги, а потенциальные друзья. Они могут стать самыми настоящими друзьями, с которыми ему будет весело и интересно. Истинная сила не в агрессии и подавлении, так как все это ведет к обидам и разрушению. Сила в дружбе, в умении ладить, доброжелательно договариваться с окружающими, решать конфликтные ситуации мирным путем.

Если по какой-либо причине дети в классе все-таки стабильно конфликтуют, то вопрос необходимо решать на уровне родителей.

Давайте поможем нашим детям стать счастливыми и сильными. Ведь сила в любви, согласии и дружбе.

Человек без друзей, что дерево без корней! Друг за друга держаться - ничего не бояться!

ВАЖНО

Для того, чтобы быть успешным человеку необходимо научиться договариваться  и сдерживать негативные эмоции. Чем раньше ребенок этому научится, тем лучше. Ведь эти качества пригодятся в любом деле и в любой работе.

Так же невозможно представить долгую искреннюю дружбу без умения решать спорные вопросы конструктивно и прощать людей.



Тест на выявление уровня коммуникативных навыков детей.

1.Как часто ваш ребенок применяет слова вежливости в общении с друзьями?

А) Всегда

Б) Никогда

В) В зависимости от настроения.

2. Как ваш ребенок устанавливает контакт со сверстниками?

А) Легко, ему нравиться заводить новых друзей.

Б) Ему необходимо время, чтобы привыкнуть к новому коллективу.

В) Он не любит общение со сверстниками, потому что сам никогда не выходит на контакт.

3. Как ваш ребенок ведет себя в разговоре со сверстниками?

А) Может внимательно выслушать собеседника, но не высказывать своей точки зрения.

Б) Старается быстрее закончить разговор

В) Много говорит, постоянно перебивая, своего собеседника.

4. Как ребенок ведет себя по отношению к сверстнику, когда тот чем-то расстроен?

А) Старается помочь, успокоить, развеселить

Б) Не обращает на него внимание

В)Раздражает, когда кто-то расстроен

5.Как ведет ваш ребенок, когда друг делится с ним чем-то радостным?

А) Искренне радуется вместе с ним

Б) Ему безразлична радость другого ребенка

В) Вызывает зависть, раздражает.

6.Когда ваш ребенок чем-то опечален, или наоборот чему-то рад, делится ли он своими переживаниями с другом?

А) Да, всегда

Б) Иногда

В) Никогда

7. Может ли ваш ребенок выражать свое настроение словами «Мне грустно», «мне весело», и т.д.

А) да

Б) не всегда

В) нет

8.Как чаще ведет себя ребенок в конфликтной ситуации?

А) Пытается разрешить проблему по взрослому, спокойно без криков и упреков

Б) Начинает плакать, обижается, капризничает

В) резко обрывает сверстников, категорически показывая, что тот не прав.

9.Опишите реакцию вашего ребенка, если он слышит, что в адрес кого-то произносят не этичные слова, дразнят?

А) заступиться за обиженного

Б) не обратит внимания

В) сам начнет дразниться

10. Как чаще всего ведет себя ваш ребенок, когда кто-то из детей оскорбляет, обзывает его?

А) достойно ответит

Б) промолчит и пойдет жаловаться взрослым

В) оскорбляет в ответ

11. Как ребенок реагирует на наказания?

А) соглашается с тем, что заслужил его

Б) начинает плакать

В) спорит, не соглашается с наказанием.

Большинство ответов «А»

У вашего ребенка хорошие, доброжелательные взаимоотношения со сверстниками. Он общителен, легко налаживает контакт с новыми детьми. Всегда готов выслушать, помочь (в силу своих возможностей), успокоить того, кто расстроен, искренне порадоваться с тем, кто рад. Ребенок адекватно ведет себя в конфликтных ситуациях.

Большинство ответов «Б»

У ребенка трудности во взаимоотношениях со сверстниками, в силу его застенчивости, замкнутости. Он всячески избегает общения с новыми людьми, любого контакта со сверстниками, не радуется вместе с ними, не сочувствует, не участвует в спорах, боится конфликтных ситуаций и наказаний, постоянно плачет.

Большинство ответов «В»

На первый взгляд можно сказать, что ребенок общителен, активен, но на самом деле он зациклен на своих переживаниях. Он не идёт первым на контакт, его раздражает чужое горе или радость. При общении много говорит и требует, чтобы слушали только его. Такой ребенок часто попадает в конфликтные ситуации, дерзит детям, оскорбляет их. Скорее всего, это наигранно, таким образом, он скрывает эмоциональные переживания, показывая, будто у него все хорошо, он лучше всех, но в глубине души он может думать совершенно иначе.

Когда у ребёнка хорошие отношения с одноклассниками, тогда и учёба в радость. Переходим ко второму вопросу. Наши успехи.

Начать разговор о наших детях, я хотела бы с притчи.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках!»

Эта притча созвучна с темой сегодняшнего разговора «Оценка и отметка в современной школе», т.к. в наших руках возможность создать такую атмосферу дома и в школе, в которой дети будут чувствовать себя уверенно и спокойно. Для этого, прежде всего, учитель и родители должны действовать сообща, придерживаться единых требований и быть единым целым.

Что Вы представляете, когда слышите слово «ШКОЛА»? Назовите пять слов-ассоциаций со словом «Школа».

Я попросила сделать тоже самое и ваших детей. Вот какие ассоциации возникли у них

У многих ассоциация к слову «Школа» отметка или даже конкретно: пятерка, двойка. Но, не могут все быть отличниками. Ведь главное в жизни не знание, а умение его применить, т.е. не отметка.


Часто наблюдаю такую картину: ребенок, получив отметку ниже, чем он рассчитывал, или, точнее будет сказать, ниже, чем ждут от него родители, начинает переживать, а иногда и плакать. Он, боясь разговора с родителями, не хочет возвращаться домой. Или начинает выпрашивать: «поставьте мне 3 или 4, а то меня мама (папа) убьет!» Это неправильно. Отметка, прежде всего, должна быть сигналом того, над чем вы с ребенком должны поработать.

Не всегда нам нужно стремиться к тому, чтобы у ребенка были одни "5”. Свои требования вы должны соизмерять с его возможностями. И глупо из-за своего честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили только "5”. Это может не только повлиять на здоровье, но и привести к тому, что у ребенка появится нездоровое честолюбие. Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться, прежде всего нам самим. Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем на плохие, для ребенка оценка станет основной частью школьной жизни.

Задача взрослых, родителей и учителей – создать вокруг ребенка такую живительную среду, чтобы ребенок мог развиваться сам, активно строя свою уникальную личность.

Народная мудрость гласит«Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу».