МОУ «СОШ» с.Деревянск
Согласовано:
Зам.директора по ВР
_________ / Игнатова В.М./
Родительское собрание
"Как помочь ребенку успешно сдать выпускные экзамены и научить уверенности в своих силах"
(11 класс)
Подготовила – Мишарина Марина Валериевна,
классный руководитель 11 класса
МОУ «СОШ» с.Деревянск
2018 г
Цели:
Информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей;принятие совместных мер по эффективной подготовке выпускников к экзаменационному периоду.
Задачи:
Создать эмоциональный настрой на эффективную совместную работу;
Изучить ожидания родителей и детей от этапа подготовки к ГИА;
Познакомить родителей с основными возможностями школы по подготовке выпускников;
Провести анализ состояния дел в классе по подготовке к экзаменам.
Форма проведения: Традиционное собрание с элементами тренинга.
Участники: Родители учащихся, классный руководитель, психолог школы.
Подготовительный этап
Подготовка, проведение анкетирования детей. ( Приложение № 1)
2. Сбор и анализ информации по теме собрания.
Ход собрания
1. Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на нашем родительском собрание. Впереди сложная пора для наших детей – это окончание школы, а значит прохождение государственной итоговой аттестации. Сегодня мы обсудим, как помочь ребятам эффективно подготовиться к выпускным экзаменам. Что могут сделать для этого родители и школа? Как добиться наилучших результатов, так необходимых многим для поступления? На эти и другие вопросы я попытаюсь Вам ответить.
Сначала выполним небольшие задания для того, чтобы настроится на совместную работу:
1) «На какой я ступени»
Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку
(Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: "Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь".
После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:
- 1-4 ступенька - самооценка занижена
- 5-7 ступенька - самооценка адекватна
- 8-10 ступенька - самооценка завышена)
Сдача экзаменов – это значимый и ответственный период в жизни любого человека, так как именно от этих результатов зависит будущее. Цель нашего родительского собрания – помочь ребятам преодолеть трудности экзаменационного периода. Мы часто мечемся в поисках правильного решения, ссоримся и миримся.
2) Я предлагаю вам простой и доступный всем метод анализа ситуаций. Применяя его, мы сможем «докопаться» до истины. В дискуссии с оппонентами мы сможем рассмотреть все «за» и «против».
Разделимся на 4 группы: родитель – «родитель»; родитель – «выпускник»; родитель – «учитель»; родитель – «друг, одноклассник». В течение 5 минут вы будете обсуждать данную ситуацию, а затем выступите по этому вопросу.
Ситуация. «Это вам не пригодится»
«До экзаменов осталась неделя, один день, одна ночь, час, и вот я вхожу. Глаза красные, ноги не держат, беру бланки, руки трясутся. Мой разум отказывается мне повиноваться».
– Что делать? Как помочь ребенку выдержать трудный период экзаменов? Ваши рекомендации.
(Обсуждение. Выступление каждой группы.)
Также нам хотелось бы рассмотреть несколько экзаменационных периодов, типичные проблемы, возникающие в них, и возможные пути, их решения. Результативность данной работы во многом определяется именно нашими совместными усилиями.
На успешность сдачи любых экзаменов влияют три фактора:
1.познавательный (интеллектуальный) – уровень знаний человека;
2.мотивационный – нацеленность на выполнение учебных задач и возможных трудностей;
3.эмоциональный – способность выдержать напряженный экзаменационный марафон.
2. Анализ анкет детей родителями
Итак, давайте посмотрим, насколько наши 11-классники заинтересованы в достижении успеха на экзаменах и в целом в жизни.
Поскольку мотивация – необходимое условие успеха на экзаменах, родителям старшеклассников важно сформировать мотив к сдаче экзаменов, показать выпускнику всю перспективу получения профессионального образования.
Родители выпускников должны помнить, что мотивация достижения успеха – стремление человека к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей – является одним из основных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.
Итак, мы выяснили уровень мотивации достижения успеха нашими 11-классниками. Однако успешная сдача экзаменов – это и уровень знаний человека. На сегодняшний день при поступлении в высшие учебные заведения базовых знаний по школьной программе явно недостаточно. Что делать в этой ситуации?
- Организовать дополнительные занятия детей в школе, групповые и индивидуальные;
-Поддерживать постоянную связь с учителями-предметниками, а также с классным руководителем. – Интересоваться уровнем подготовки Вашего ребёнка к экзаменам.
Я думаю, что многие из вас уже продумали вариант дополнительных знаний детей.
3. Но как выдержать экзаменационные перегрузки, как справиться с эмоциями и достичь успеха?
С этой целью психологом школы был проведёнтренинг с учащимися «Моё будущее – в моих руках»
( приложение №2)
(выступление психолога школы с результатами тренинга)
4.Экзаменационная пора очень тяжёлая для наших детей и без Вашей поддержки им никак не обойтись. С этой целью хочется Вам дать рекомендации:
КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ГИА:
- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
- Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования.
- Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
- Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
- Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
- Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
- Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
5. Обсуждение возможностей родителей по реализации эффективной к экзаменам и охраны здоровья выпускников
(Происходит обсуждение, ответы на вопросы родителей по теме собрания.)
6. Вручение памяток родителям.( Приложение №3)
7. Принятие решения собрания. Подведение итогов.
7. Проводиться рефлексия. Можно использовать незаконченные предложения.
- На занятии мне понравилось……..
- Я узнал………….
- Мне было интересно………
- Мне было сложно……..
- Мне бы хотелось………
На этом наше собрание подошло к завершению. Создайте в семье благоприятный климат: эмоционально ровный настрой родителей, наличие достаточного количества поддержки детям.
Спасибо за сотрудничество! . Приложение к собранию № 1
Анкета для учащихся
Внимательно прочитайте суждения и отметьте ваш выбор плюсом в графе «да» или «нет».
Суждения | Да | Нет |
1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета. | | |
2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл. | | |
3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат. | | |
4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими. | | |
5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими. | | |
6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач. | | |
7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные. | | |
8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы. | | |
9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности. | | |
10. Мои близкие считают меня ленивым человеком. | | |
11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам. | | |
12. Терпения во мне больше, чем способностей. | | |
13. Мои родители слишком строго меня контролируют. | | |
14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений. | | |
15. Думаю, что я уверенный в себе человек. | | |
16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики. | | |
17. Я усердный человек. | | |
18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается. | | |
19. Если бы я был журналистом, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о каких-то происшествиях. | | |
20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов. | | |
21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей. | | |
22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей. | | |
Результат. Число в процентном отношении положительных ответов говорит:
75% и более – высокий уровень мотивации достижений;
50% и более – средний (в норме);
25% и более – допустимый уровень;
Менее 25% – отсутствие мотивации достижений, что требует обращения к специалисту-психологу.
Приложение к собранию № 2
Тренинг с учащимися«Моё будущее – в моих руках»
1.Упражнение «Социальные роли».
Цель: развитие умения анализировать различные социальные роли, видеть в каждой из них как положительные, так и отрицательные моменты.
Содержание: учащиеся разбиваются на пары( по порядку, по кругу), каждая пара вытягивает по 2 карточки с различными социальными ролями. Учащимся предлагается высказать своё мнение о плюсах и минусах каждой роли в следующей форме:
-Быть …. хорошо, потому что….
- Быть ….. плохо, потому что……
Затем ребятам задаются вопросы: было ли трудно найти хорошее и плохое в различных соц. ролях? Почему?
2. Упражнение «Волшебное зеркало».
Цель: актуализация жизненных целей.
Содержание: Ведущий предлагает участникам представить, что они на минутку могут заглянуть в своё будущее с помощью «волшебного зеркала», в котором они смогут себя увидеть в какой-либо социальной роли. «Зеркало» передают по кругу, и каждый говорит вслух, что он там «увидел».
По окончании ребята делятся впечатлениями, насколько трудно
было представить себя взрослыми в какой-либо соц. роли.
3.Упражнение «Мои цели»
Цель: развитие умения ставить цели и анализировать условия необходимые для их достижения.
Содержание: учащимся предлагается в течение 2-х минут написать на листочках цели, которые необходимы для достижения той социальной роли, которую они увидели в «волшебном зеркале» ( в предыдущем упражнении). Есть важное условие: цель должна быть сформулирована в позитивных терминах, конкретна и выполнение её зависело в большей степени от вас.
После выполнения задания учащимся предлагается выбрать 3 наиболее главные цели и написать возможные способы их достижения.
По окончании психолог спрашивает ребят, сложно ли было выполнять упражнение, анализируют наиболее общие способы достижения поставленных целей.
4.Упражнение «Мои достижения»
Цель: развитие умения находить в себе сильные стороны и опираться на них при достижении поставленных целей.
Содержание:
Психолог говорит, что в предыдущем упражнении мы учились ставить цели на будущее и определять способы достижения этих целей. Однако в каждом из ребят уже сейчас есть то, чем они могут гордиться, чего они достигли уже сейчас. Нужно гордиться своими успехами и не боятся о них заявить. Ваши успехи сейчас – это ваши внутренние ресурсы, которые могут вам помочь в достижении поставленных целей. Учащимся предлагается по кругу рассказать о своих успехах и достижениях, используя незаконченные предложения:
-Я горжусь тем, что я ……
- Особенно хорошо мне удаётся….
-У меня хорошо получается…..
- Своим успехом я считаю….
По окончании круга ребята рассказывают, появилось ли у них чувство гордости за себя, когда они рассказывали о своих достижениях. Также психолог спрашивает детей, что им ещё может помочь в достижении поставленных целей.
5. Упражнение «Угадай, кто это?».
Цель: развитие наблюдательности, эмпатии, оказание помощи друг другу в профессиональном определении.
Содержание:
Доброволец выходит из кабинета. Оставшиеся учащиеся загадывают одно из присутствующих. Водящий возвращается. Ему необходимо отгадать, кого загадала группа, задавая вопросы. Но есть одно условие: можно задавать группе только такие вопросы, которые были бы связаны с интересами, увлечениями загаданного человека, его будущей профессией. Нельзя задавать прямых вопросов (как зовут, какого пола и т.д.).
Примеры вопросов, которые можно задавать:
- Какие профессии наиболее подошли бы этому человеку?
- Есть ли у него увлечения, хобби? Какие?
- К каким школьным предметам он проявляет интерес?
- Смог бы это человек работать учителем (военным и т.д.)?
После того как отгадали загаданного учащегося, предлагается обсудить вопросы:
- Сложно ли было догадаться, кого загадали?
- Ответ на какой вопрос наиболее способствовал отгадке?
- Что интересного узнал о себе человек, которого загадали?
- С чем он согласен, а с чем нет? и т.д.
6.Упражнение: «Будущее глазами детей и их будущее глазами родителей».
Работа в группах рисование на ватманах.
Приложение к собранию № 3
1. Памятка «Подготовка к экзаменам»
А) Некоторые закономерности запоминания
Трудность запоминания растет непропорционально объему
Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
Распределенное заучивание лучше концентрированного.
Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.
Б) Условия поддержки работоспособности
Чередование умственного и физического труда.
Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут.
Минимум телевизионных передач.
В) Приемы психологической защиты
Переключение (с одного вида деятельности на другой).
Сравнение (сравнить свое состояние с положением других людей).
Накопление радости (вспомнить приятные события).
Мобилизация юмора (смех противодействует стрессу).
Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия).
2. Памятка «Как поддержать тревожного ученика».
А) Создайте ситуацию эмоционального комфорта для ребенка на предэкзаменационном этапе.
Б) Не нагнетайте обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей приведет к дезорганизации деятельности.
В) Создайте для ребенка ситуацию успеха, поощрения, поддержки.
Г) Научите ребенка приемам саморегуляции, релаксации, аутотренинга.
Д) Познакомьте ребенка с процедурой сдачи экзамена в форме ЕНТ.
Е) Обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки во время проведения пробного экзамена.