СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Конфликты среди сверстников. Чем могут помочь родители?"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлены советы родителям о том, как научить детей общаться друг с другом, строить взаимоотношения. Рассматриваются причины конфликтных ситуаций, чувства и эмоции во время конфликта, восстановительные вопросы, с помощью которых можно разобрать конфликтную ситуацию.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Конфликты среди сверстников. Чем могут помочь родители?"»

Родительское собрание «Конфликты среди сверстников. Чем могут помочь родители?»


1. Вступительное слово

Добрый вечер! Мы рады встрече с вами! Сегодня мы хотим поговорить о наших с вами детях.

Родители – самые близкие люди для ребёнка. И хотят видеть своего ребёнка счастливым. Тема нашего разговора – ребенок среди сверстников. Умение общаться – это залог положительного эмоционального состояния человека. Неумение строить отношения ограничивает круг друзей, вызывает ощущение отверженности, может провоцировать личностные и поведенческие нарушения.

Упражнение «Пословицы»

Народная мудрость ярко отражает значение дружбы в жизни человека. Предлагаю продолжить пословицу и вдуматься в мудрые суждения.

Дерево держится корнями, а человек … – друзьями.

Нет друга – ищи, а нашел … – береги.

Друг за друга держаться – …. ничего не бояться.

Старый друг … лучше новых двух.

Не имей сто рублей, …. а имей сто друзей.

Друг познается … в беде

Итак, дружеские отношения – важная составляющая жизни детей.

Упражнение «Круг общения»

Скажите, с кем общается ваш ребёнок.

Возможные варианты: родители и прародители, учитель, другие педагоги, знакомые и незнакомые взрослые, дети в группе и во дворе, сестры, братья.

У ребенка довольно большой круг общения, который постоянно растет.

В младшем школьном возрасте взаимодействие с взрослыми играет важную роль в развитии ребенка. Ребенок общается с окружающими так, как общаются с ним взрослые, в первую очередь родители. Помните, что ребенок воспроизводит модель поведения, усвоенную в семье. Он копирует жесты, интонации и отношение к людям. Если отношения в семье доверительные, то ребёнок не будет испытывать трудностей в общении с другими людьми.

Однако именно в начальной школе общение со сверстниками начинает приобретать очень важную роль для ребенка. С друзьями ребенок учится взаимному доверию, общению на равных, тому, чему взрослые не могут его научить.

Если ребёнок легко находит общий язык со сверстниками, то испытывает психологический комфорт.

От того насколько дети успешно научатся выстраивать отношения, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем.

Общение детей со сверстниками имеет ряд особенностей (Немов Р.С) :

- разнообразие коммуникативных действий. В общении со сверстником дети производят много действий и обращений, которые редко встречаются в контактах со взрослыми: спорят, навязывают свою волю, приказывают, обманывают, жалеют.

- эмоциональная насыщенность. Дети проявляют в 9 - 10 раз больше экспрессивно - мимических проявлений. Дети чаще одобряют ровесника и чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. При этом развиваются коммуникативные умения: вести диалог, спор; слышать и слушать; вставать на точку зрения другого; работать сообща для достижения общей цели.

- нерегламентированность. Со взрослым дети соблюдают общепринятые нормы поведения, а со сверстником используют раскованные действия: прыгают, кривляются, передразнивают, придумывают новые слова. Так ребёнок проявляет себя.

3. Скажите, что самое страшное в конфликте? – это чувства, которые испытывают люди друг к другу.

-Какие чувства, эмоции дети, люди испытывают в конфликте? (Злоба, гнев, ярость, страх, обида, раздражение и др.)

Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства конфликта 


-Какую окраску чаще всего они несут? (Отрицательную)

-Кто бывает участником конфликтных ситуаций? (конфликтные ситуации случаются со всеми)

Избежать конфликтов невозможно: дети ссорятся с одноклассниками, вступают в противоречие с учителем, «сталкиваются» со старшеклассниками, родители ссорятся с детьми или наоборот. Столкновение мнений и интересов неизбежно. Иногда эти ситуации ограничиваются «словесными перепалками», а могут доходить и до драки, иногда это ситуативное расхождение во мнениях, а иногда — затяжное противостояние. Важно лишь не забывать, что любой конструктивно разрешенный конфликт это шаг в развитии отношений и своём собственном.

4. Каковы наиболее частые причины возникновения конфликтов детей друг с другом?

Обзывательства

Не понимают друг друга

Не владеют своими эмоциями

Не принимают чужого мнения

Не считаются с правами других

Пытаются во всем доминировать

Не умеют слушать других

Хотят умышленно обидеть друг друга

Эмоциональная напряжённость в детских отношениях значительно выше. Взрослые иногда не подозревают о сильных переживаниях и не придают особого значения детским ссорам и обидам. Однако состояние конфликта - тяжелое испытание для ребёнка. И взрослые должны помочь ему справиться с трудной ситуацией. Поэтому, очень важно научить ребенка общаться с другими детьми.

5. Подумайте и постарайтесь назвать качества и умения, необходимые для успешного разрешения конфликтов.


Родители называют качества поочередно, Например,:

-Умение слушать и, главное, слышать другого. Выслушать собеседника.

- Хладнокровие и выдержка

- Сдержанность в эмоциях, терпение и такт

- Терпение

- Уважать мнение других детей

- Красноречие, немногословие

- Способность поставить себя на место другого

- Умение аргументировать свою позицию

-Умение убеждать

- Умение уступить

- Умение прощать


Можно ли решить конфликтную ситуацию следующими мерами?

- угрозы, указания, приказы;

- диктовка ребенку выхода из ситуации, принятого вами, но не принятого им;

- морализаторско-менторские поучения;

- гнев, раздражение.

В дружбе есть хорошие и плохие периоды. Умение справиться с конфликтом - навык, которому должен научиться ребенок. Главное, чтобы конфликт, если и возник – был конструктивным. И ребенок сделал для себя полезный вывод, приобрел важный опыт в общении и не допускал больше ситуаций, которые могут вызвать негативное состояние, обиду, гнев у него или его товарищей.

-Как помочь детям решить конфликтные ситуации?


* Помочь ребёнку не значит разрешить конфликт за него

Конечно, нам хочется помочь ребёнку, поддержать его, минимизировать переживания. Но, разрешая ситуацию «за ребёнка», договариваясь с его обидчиками или учителями, мы лишаем его бесценного опыта и в следующем столкновении противоречий он снова окажется беспомощным. Родительская помощь в данном случае состоит в умении выслушать, обсудить с ребёнком ситуацию, поискать вместе конструктивные выходы из неё, но разрешать конфликт ребёнку лучше самому.

*Уберечь ребёнка от всего — невозможно

Внешний мир — место небезопасное, и мы не можем предугадать все сложности, с которыми столкнётся ребёнок. Тревоги и переживания родителей можно понять, жизненный опыт позволяет прогнозировать развитие ситуации и опасаться, что в следующий раз при драке шишкой можно и не отделаться. Однако, защищая интересы ребёнка без его согласия (а иногда и вопреки ему), мы лишаем его возможности «тренировать» навыки противостояния трудностям.

*Конфликт может быть не так серьёзен, как кажется взрослым

Зачастую взрослые могут вкладывать в ссору детей дополнительные смыслы, переоценивая сложность ситуации и добавляя в неё свои тревоги, переживания, а зачастую и личный опыт, преувеличивая тем самым ситуацию.

Речь идёт прежде всего о ситуациях взаимодействия ровесников, в которых взрослые видят другую ситуацию, о которой дети (и даже подростки) даже не задумываются;

закреплении статуса («ребята подрались и теперь всегда будут врагами»);

«Преднамеренном» членовредительстве (например, «драка» карандашами)

Возможно, что перечисленные особо неприятные толкования ситуации имеют право на существование, но прежде чем впадать в панику самому и пугать ребёнка, проанализируйте ситуацию: не показалось ли мне?

* Разделить ответственность

Если конфликтная ситуация достигла таких размеров, что в неё включились родители и педагоги, решение её тоже возможно только совместными усилиями всех заинтересованных сторон. У каждой из них есть своя зона ответственности и рычагов влияния на других участников конфликта.

Учитель несёт ответственность за безопасность участников учебного процесса. В его ответственность входит своевременное информирование родителей о возникающих сложностях, организация диалога детей, дисциплинарная регуляция конфликта.

Родитель отвечает за жизнь и здоровье своего ребёнка, уровень его воспитанности, умение вести себя в обществе других людей, а ещё выступает представителем ребёнка в случае официальных разбирательств.

Ребёнок несет ответственность за собственные действия (или учится этому). Однако, ресурсов для этого у него хватает не всегда, особенно, если речь идет о младшей школе. Конструктивная реакция взрослых на нарушение норм, как раз и служит тому, чтобы формировалась ответственность за собственные поступки.

В конфликтной ситуации не спешить обвинять другого, а проанализировать прежде всего свое поведение. Учите детей быть честными с собой и с другими детьми. Если ребенок почувствовал, что тоже виноват в конфликте, пусть найдет в себе силы и попросит прощения



*Информации много не бывает

Конечно, родителю важно быть в курсе происходящего с ребёнком в школе, чтобы успеть среагировать на потенциально опасную и серьёзную ситуацию. Прежде чем эмоционально включаться в ситуацию и яростно защищать (или наказывать) ребёнка, полезно СПОКОЙНО собрать максимум информации о происшествии: общение с учителем (прежде всего, классным руководителем), родителями других детей поможет восстановить картину произошедшего. Обратите внимание: общение с целью получения информации, а не разборки!

*Быть на стороне своего ребёнка (поддержка родителей)

В большинстве конфликтных ситуаций дети разберутся сами, и до родителей информация просто не дойдёт. Но если конфликт оказался серьёзным и в ситуацию включились другие люди, важно помнить, что ребёнку нужна поддержка родителя. Это не означает, что родитель должен занять позицию «мой ребёнок всегда прав, а окружающие к нему пристрастны». Но все воспитательные моменты, обсуждение поведения ребёнка в конфликте не стоит проводить прилюдно, лучше отложить до прихода домой.

Родитель — опора и защита, в которой нуждается каждый. Взрослому важно сохранять спокойствие, даже, когда ребёнок неправ

Важнейшая родительская заповедь: осуждай не ребёнка в целом, оценивай конкретный поступок. В противном случае есть риск посеять сомнения в родительской любви, которая, как известно, залог доверия к миру.

*Диалог или монолог? Эмоции или факты?

По итогам конфликтной ситуации, особенно если в ней есть активная роль ребенка, хочется (да и полезно) провести «разбор полётов». Как же выразить ребёнку свою позицию, не потеряв желание слушать? Первым порывом родителя часто становится длинный монолог, в который включаются все страхи, тревоги, а также прогнозы опасностей, которые могли или ещё могут случиться. Главный недостаток такого монолога — «цикличность» речи, когда самая правильная мысль (наверняка уже не один раз ребёнку проговоренная) звучит снова и снова. Из-за этого ребёнок перестаёт реагировать на слова родителя, воспринимая его монолог как белый шум.

Не потерять внимание ребёнка можно только в диалоге. К тому же в равноправном обсуждении можно собрать больше информации, договориться о дальнейших правилах поведения, узнать о мыслях и переживаниях по поводу ситуации у самого ребёнка и создать «задел» на будущее.

Конфликтные ситуации в жизни ребёнка ещё будут случаться, а его готовность к диалогу, искренность и желание поделиться сложностями с родителями помогут не довести ситуацию до критичной точки.

Техника «активного слушания» (коротко)

Школьная служба примирения

Разрешению конфликтных ситуаций помогут восстановительные вопросы. С помощью 5 вопросов, заданных участникам конфликта, вы сможете разобраться в ситуации и помочь детям найти выход из сложившей ситуации:

-Что случилось?

-О чем ты подумал?

-Что почувствовал?

-Кто пострадал в ситуации?

-Что делать, чтобы подобных ситуаций не повторялось?

И если проблема принадлежит ребёнку, то взрослый может выбрать, что делать: внимательно выслушать, поискать альтернативы, помочь найти выход из сложившейся ситуации, предоставить ребёнку возможность самому столкнуться с последствиями произошедшего, приобрести свой опыт, чему-то научиться новому или приобрести новые качества характера. своей самостоятельности или скомбинировать приведённое выше.


Закончить нашу встречу нам бы хотелось словами Омара Хайяма.


Других не зли и сам не злись

Мы гости в этом бренном мире

И если что не так смирись,

Умнее будь и улыбнись.

Холодной думай головой

Ведь в мире все закономерно

Зло, излученное тобой

К тебе вернется непременно.

Мы желаем вам добра, спокойствия, терпеливости, мудрости в воспитании детей.