Родительское собрание «Педагогика понимания».
Цель: способствовать взаимопониманию детей и взрослых путём создания атмосферы доверия и взаимодействия через ролевое представление проблемы, возникающей среди детей и родителей.
(Родители сидят за партами, поставленными в виде П. Центр класса свободен, т. к. здесь будет происходить основное действие. Президиум заполнен гостями.)
Ход собрания:
Ведущая: Здравствуйте, уважаемые родители, дорогие гости нашей конференции, учителя! Мы рады приветствовать вас в нашей школе. Сегодняшнюю встречу, мы посвящаем СЕМЬЕ. Для каждого человека на планете нет ничего важнее мира, уюта, взаимопонимания в семье. Только взаимная любовь делает человека по-настоящему счастливым.
Все начинается с семьи…
Призывный крик ребенка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы…
Все начинается с семьи
Умение прощать, любить и ненавидеть…
Все начинается с семьи
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
Но только не сдаваться!
Все начинается семьи.
Ведущая: Уважаемые родители! Мы знаем, что воспитание детей - дело очень трудное, поэтому на встречу с вами пришли сегодня ученые, директора школ, педагоги-новаторы, учителя. Сегодня они дадут вам советы как правильно, без ошибок, воспитывать детей. Первое слово я предоставляю директору школы:
Директор: Уважаемые родители! Ваши дети учатся уже третий год. Всегда ли вы находите время поговорить с ними о школьных делах? (обводит родителей взглядом) Никогда! (грозно) Повторяю, никогда не спрашивайте своего ребенка: «Тебя вызывали к доске? Сколько пятерок ты получил?» Лучше спросите (меняет интонацию на мягкую): «Что сегодня было интересного в классе?»
Сцена 1 (Отец сидит с газетой в руках. Входит сын.)
Отец: Ты что принес сегодня ученик?
Рассказывай, показывай дневник!
(сын показывает дневник, невнятно бормочет)
Так…Это что? Откуда эта двойка?
Ах, у тебя опять списала Зойка?
Ну, отвечай, чего же ты притих?
Ах, эта двойка с Зойкой на двоих?!
Ну, молодец! А это что? Опять?
Разбил окно? Тебя толкнули снова?
А ты забыл, какое дал мне слово?
Не хлюпай, ишь разводишь какофонию.
О,Господи! Я сдам тебя в колонию!
Ведущий: Слово имеет доктор медицины.
Доктор медицины: Чтобы ваши дети, хорошо учились, они должны быть здоровыми. Уделяйте больше внимания закаливанию, прогулкам на свежем воздухе. От этого двойная польза: общение с ребенком и укрепление здоровья.
Ведущий: Еще один совет дает заслуженная учительница.
Учительница: Если ребенок совершает дурной поступок, то его мучает совесть. Но вы наказываете его, и совесть замолкает. Великий педагог Януш Корчаг провинившегося ребенка или оправдывал, или прощал. А как в ваших семьях относятся к дурным поступкам детей? (обращается к родителям)
Ученик: Папа вазу опрокинул,
Кто его накажет?
«Это к счастью, это к счастью!» -
Все семейство скажет.
Ну, а если бы, к несчастью,
Это сделал я?!
«Ты разиня, ты растяпа» -
Скажут про меня.
Ведущий: Продолжит наш разговор доктор педагогических наук.
Доктор пед.наук: «Бить или не бить?» - вот в чем вопрос. Парламент Великобритании решил: бить! Для этого, представьте, выпускают специальные ремни. А в Европе не принято даже ставить в угол, а как обстоят дела в ваших семьях?
Ведущий: Может быть как в стихотворении: «Взрослым»
Ученик: Я в своей родной квартире,
Как на службе строевой.
Командир на командире,
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться,
По приказу одеваться,
По приказу умываться,
Ровно заправлять кровать,
По команде есть садиться,
По режиму спать ложиться,
По будильнику вставать.
Теперь вам ясно, почему
Начал огрызаться я?
Конец терпенью моему!
Де – мо – би – ли – за – ция!
Ведущий: Наш следующий вопрос – о труде. Выступает педагог – новатор.
Педагог-новатор: У каждого ребенка в семье должны быть свои обязанности. Маленький ребенок – маленькое дело, растет ребенок – растет и его дело. Если вы хотите, чтобы малыш выполнил ваше поручение, подкрепите свою просьбу словами: «пожалуйста», «если тебя не затруднит».
Ведущий: (обращается к родителям) А знают ли наши родители вежливые слова? Сейчас проверим.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… (спасибо)
Зазеленеет снова старый пень,
Когда услышит … (добрый день)
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы … (спасибо)
Когда бранят за шалости,
Говорим: «Прости … (пожалуйста)»
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят: «… (до свидания)»
Помните, уважаемые родители, что ваши дети сделают гораздо больше, если их об этом просить, а не приказывать. Вот вам пример того, как мама сумела найти выход из трудного положения.
Сценка
(два ученика сидят на ковре среди разбросанных игрушек)
Ведущий: Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама заходит в дом,
Мама глядит кругом,
(появляется мама с тяжелыми сумками)
Мама: Был на квартиру налет?
Дети: Нет!
Мама: К нам приходил бегемот?
Дети: Нет!
Мама: Может быть дом не наш?
Дети: Наш!
Мама: Может этаж не наш?
Дети: Наш!
Просто приходил Сережка,
Поиграли мы немножко!
Мама: Значит, это не обвал?
Дети: Нет!
Мама: Слон у нас не танцевал?
Дети: Нет!
Мама: Значит, просто показалось,
Я напрасно волновалась!
Вместе в доме уберем
И порядок наведем!
Дети: Да!
Ведущий: Переходим к следующему вопросу. Предоставим слово ректору института.
Ректор: Если ваши дети сильно увлечены телевизором, компьютером, не хотят гулять, общаться с друзьями, то телевизор должен «сломаться», хотя бы на месяц. Вы спросите: «А как же взрослые?» отвечу: «Воспитание требует жертв!». Задумайтесь над этой проблемой!
Ученик: Я тружусь целый день,
И поверьте, мне не лень,
У компьютера сидеть,
Телевизор поглядеть.
Все программы без разбора,
Я смотрю аж «до упора».
Лежа книжки я читаю,
Свет при этом не включаю.
Стало плохо с головой,
И с глазами … я – слепой!
Ведущий: А теперь дадим слово психологу.
Психолог: На воспитание вашего ребенка влияют не только компьютер и телевизор, но и атмосфера в семье.
Сценка «Как начинается война»?
(мама вяжет, папа читает газету, сын учит историю)
Сын.
- Папа, а как начинаются войны?
Папа.
- Вот как, сын мой. Предположим, Англия поссорилась с Америкой.
Мама.
- Англия с Америкой поссориться не может.
Папа.
- Да кто утверждает, что они поссорятся?! Я просто хотел привести теоретический пример.
Мама.
- Смешно. Да ведь ты втолковываешь парню какие-то бредовые идеи!
Папа.
- Ничего бредового я ему не внушал!
Мама.
- Если он будет тебя слушать, так ничего толкового из парня не выйдет. (рассердилась, кинула в папу клубок)
Сын.
- (встаёт между родителями)
Спасибо, папа, спасибо, мама. Теперь я знаю, как начинаются войны.
Вед. А сейчас, уважаемые родители, мы предложим Вас решить одну задачу
воспитательную.
Автор. Мать посмотрела однажды в тетрадь и начала ее ругать.
Мама. Ты что, дурная совсем, не знаешь как пишется это слово, у тебя что,
мозгов нет, ослиная твоя голова?! Думать надо, когда пишешь! Будешь все каникулы писать!
Вед. А как вы поступите в такой ситуации? Мы не требуем ответа. Очень
хотелось бы, чтобы среди вас не было таким мам.
Мама. Талантливые дети
Надежды подают;
Участвуют в концертах –
Танцуют и поют.
У многих есть возможность
Объездить целый мир –
Проводят в разных странах
Где – конкурс, где – турнир.
Лисичкина Наташа
Имеет пять наград,
А Гарик, твой приятель,
Уже лауреат.
Сын. И только недотепам
К успеху путь закрыт.
Моя родная мама мне это говорит.
Но я не возражаю, а губы сжав молчу,
И я на эту тему с ней спорить не хочу.
Пускай другие дети надежды подают
Картиночки рисуют, танцуют и поют.
На скрипочках играют, снимаются в кино –
Что одному дается, другому не дано!
Я знаю, кем я буду
И кем я стать могу:
Когда-нибудь из дома уеду я в Тайгу.
И с теми, с кем сегодня я во дворе дружу
Железную дорогу в Тайге я проложу.
Меня сегодня мама стыдила сгоряча:
Строитель тоже важен не меньше скрипача.
Вед. Милые наши родители! Котенок вырастит кошкой – такой же, как все на свете. Птенец превратится в птицу такую же как все на свете. А дети читают, а дети мечтают и даже их мамы и папы не знают, кем станут, кем вырастут дети.
Ведущий: Дорогие родители, мне очень хочется, чтобы сегодняшний наш разговор не прошел даром, чтобы он как-то повлиял на ваши отношения с детьми. Я не сколько не сомневаюсь в том, что все вы любите своих детей. Но умеете ли вы проявлять свою любовь так, чтобы ребенок понял, что он любим? Чувствует ли ребенок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения? Постарайтесь объективно, сами для себя, ответить на эти вопросы. Ваше поведение должно говорить ребенку: «Я люблю тебя таким, каков ты есть».
Семья родная, словно бригантина,
Расправила, как крылья, паруса.
Она плывет по круговерти жизни,
Чтоб нам открыть простые чудеса!
Семья нам открывает чудеса,
Которых мы пока еще не знали.
А мы, набрав ветрами паруса,
Спешим, открыть синеющие дали!
Дети: (читают подборку стихов)
Дети – это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук.
Дети – это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полутьме,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют стене.
Дети – это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мирный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.
Дети – это отдых, миг покоя краткий,
Богу в кроватке трепетный обет,
Дети – это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ.
Ведущий: В заключении звучит песня ________________________________
________________________________________________________