Родительское собрания на тему: «Чтения- это важно»
Цель родительского собрания: создание условий для осмысления родителями важности чтения, и семейного чтения в частности, а так же формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребёнка.
Задачи:
1. Осмысление важности приобщения ребёнка к систематическому осознанному чтению.
2. Выявление проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.
3. Освоение родителями приёмов развития техники, осознанности и интереса к нему
Наше родительское собрание мы хотим начать с цитирования древней китайской мудрости: «Голодному не надо давать рыбу. Он ее скушает за день. Надо ему дать удочку и научить его ловить рыбу и тогда он сможет ловить её каждый день и перестанет быть голодным».
Как вы понимаете эту мудрость? ( Нужно научить ребенка учиться, самому добывать знания)
Какое отношение эта мудрость имеет к нашей встрече, к нашему собранию?
Современную жизнь мы не можем представить без компьютера, который есть практически у каждого. Его возможности безграничны. Он незаменимый помощник нашей жизни, прежде всего потому, что экономит наше время. Полезную информацию многие люди получают на сайте. Зачастую в интернете можно найти нужную информацию намного быстрее, чем в библиотеке. В то же время следует помнить и о том, что «всемирная паутина» может выдать непроверенную информацию.
Компьютер так же незаменим в общении. Говорят, что жизнь – это движение, но жизнь – это и общение. Мы общаемся при встрече, мы общаемся по телефону, но большую часть времени молодые люди, особенно подростки, общаются через интернет. С одной стороны, это хорошо – реализуется потребность в общении. Но с другой стороны – это всё же виртуальное общение, не передающее эмоции собеседников.
Общаться можно и с героями любимых книг. Читая книгу, ты как бы переживаешь еще одну жизнь: вместе с любимыми героями радуешься, огорчаешься, хочешь чем-то помочь им, а порой и ждешь совета от них. У читающих людей есть любимые книги, к которым они обращаются неоднократно. Сейчас говорят о формировании новой модели чтения: интерес вызывает аудиокнига и чтение с компьютера. Суть книги остается, меняется лишь носитель. Поэтому возникает вопрос: а может, будущее за электронными книгами? Сложно ответить на этот вопрос.
«Человечество вошло в XXI век, век информационных технологий, с бесчисленным множеством проблем. Одна из них – будущее книги.
Будут ли наши дети читать сегодня и завтра? Останется ли чтение тем инструментом добычи знаний?
Сейчас вам будут представлены результаты анкетирования.
Заранее нами было проведено анкетирование для учащихся. Анкетирование для учащихся состояло из 8 вопросов. Обратите внимание на слайд, на нем вы видите все вопросы анкетирования. Некоторые из вопросов представлены на слайде в виде диаграмм. Например, на вопрос: 1. Как ты считаешь, может ли человек жить без книг? Большая часть ответили, что не сможет. Вы видите результат в процентном соотношении. На вопрос: 2. Нравится ли тебе читать? Большинство ответило, что нравится, но нашлись те, кто не увлечен чтением. На вопрос: 3. Нравится ли тебе получать книгу в подарок? Дети так же ответили, что многие рады такому подарку. Из следующих заданных вопросов, мы выясняли, что книги, которые любят читать дети, относятся не к школьной программе, а к садику. Дети немного слукавили, так как в их возрасте мальчики и девочки хотят показаться правильными, так как чтение – это социальное одобряемая деятельность. Самая любая книга, у большинства это сказки А.С. Пушкина. И на вопрос много ли книг у вас дома, многие ответили, что много, и лишь маленькая часть ответила, что нет книг дома.
Нужно ли развивать умения читать?
Какова тема родительского собрания? Тема родительского собрания: «Чтение – это важно».
Для вас мы подготовили вот такие портфельчики полезностей. Они пока пусты. Мы рассчитываем, что в ходе собрания они наполнятся различными рекомендациями.
(Девочки раздают портфельчики)
Итак, чтение - это важно. Попробуем разобраться насколько важно.
На столах у васлежит таблица, предлагаю вам ее заполнить в парах, отметив «+» и «-» чтения, основываясь на личном опыте. Вы можете обсуждать в течение 3-5 мин.
Давайте посмотрим, что получилось. Какие плюсы нашли? (ответы родителей) Какие минусы?
Мы с вами видим, что всё-таки положительных сторон у чтения гораздо больше. Значит чтение - это чрезвычайно важно для ребенка. (если ребенок читает развивается ли у него мышление?)
Уважаемые родители, помимо того , что прозвучало от вас, мне хотелось добавить
Ещё И.П. Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребёнок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и всё это – эмоции, они нужны. Если ребёнок живёт в состоянии хронического эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция. Дети начинают, например, бить стёкла в трамвае, чтобы изведать остроту риска и страха. «Со скуки», - говорят обычно. Нет, правильнее всего – от эмоционального «голода».
Действительно, хорошо читающий ребёнок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребёнок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребёнок читает больше, он обладает большим объёмом информации, и лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки её поиска и общения.
Приобщившись к чтению, ребёнок освобождается от зависимости и опеки взрослых. Он начинает понимать, что книжный мир – увлекательный и огромный, в нём можно путешествовать бесконечно. Ребёнок идёт в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности.
Книги – ценный источник знаний о нормах поведения. Из сюжетов произведений дети получают положительные примеры поведения. Например, «Медвежонок – невежа» А. Барто, «Волшебное слово» В. Осеевой
Эксперимент с губкой
Сейчас мне бы хотелось продемонстрировать вам один эксперимент.
Посмотрите, передо мной губка. Представьте что это ребенок. Есть та-кое выражение: «Ребенок всё впитывает, как губка».
Итак, посмотрите, передомной в стаканчиках налита вода. Эти стакан-чики будут куполом определенной среды. Ребенок и среда.
Вот посмотрите, перед нами один стакан, который символизирует сле-дующую среду. Там где родители не сподвигают ребенка на чтение, они рав-нодушно относятся к чтению, сами не читают, в этой среде не комфортная эмоциональная атмосфера. Условия в которых родители не покупают книг. А теперь посмотрим, этот ребенок находится в этой среде, что с ним происхо-дит. Он напитсал все что его вокруг окружает. Вот смотрите, что стало с губ-кой? (стала темной, окрасилась) Это говорит о том, что ребенок принимает все качества, которые видит в своих родителях, они у него формируются и подпитываются через пример.
А теперь давайте посмотрим, что произойдет в той семье где противо-положная атмосфера. Где родители занимаются развитием своего собствен-ного кругозора, они читают, покупают книги. Где родители подбирают такую литературу, что бы ребенку было увлекательно и интересно. В данном слу-чае, ребенок впитывает все положительные качества.
Какой же вывод мы можем сделать? Родители являются примером для своих детей.
Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения. Извините, но если всё свободное время мама смотрит слезливые сериалы, а папа – спорт, и единственные книги в доме – кулинарная, журнал мод и несколько детективов, то не ждите, что ребёнок окажется книголюбом.
Как уже было сказано, современный мир – это поток информации. Что бы разобраться в ней, отделить нужное от ненужного, полезного от беспо-лезного, а иногда и вредного, нужно хорошо читать.
Что значит хорошо читать?
В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. (на слайд)
Итак, мы видим, что согласно стандарту наши дети должны уметь хорошо читать, у них должны быть сформированы предметные , личностные результаты, но результаты анкетирования показывают, что дети мало, на самом деле, читают. Наши наблюдения и ,наверное, Натальи Петровны показывают, что дети недостаточно хорошо читают.
Как привить ребенку любовь к чтению, и как добиться хорошего чтения. Предлагаю вам рассмотреть данную ситуацию.
Ситуации для обсуждения 1 (НА ЭКРАНЕ)
1. Ребёнок медленно читает. Мама говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила! Разве так читают? Смотри, как надо!» и продолжает чтение. А ребёнок? Да, в таких ситуациях: Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий становится равнодушным к чтению.
Как вы оцениваете поведение мамы?
(-)Уважаемые родители, вот такая ситуация вам знакома? Наверное, мы позволяем себе возмущение и раздражение в адрес ребенка, когда у него что-то не получается.
(+) Да, я очень рада, что у вас так не происходит и вы стараетесь контролировать себя и сдерживаться от возмущения или раздражений, потому что эмоциональный комфорт, конечно же, важен для того, что бы возникала эта любовь к чтению.
Я подготовила вам рекомендации.
ВЫВОДЫ:
Будьте терпимы. Пусть ребёнок радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.
Запищите ребёнка в библиотеку.
Читайте ему книги, увлекайте своим примером. Рассказывайте о прочитанном.
Чтобы научить выразительному чтению, нужно голосом передавать характер героев, слушать «живое слово» (в театре, по телевизору), чаще читать по ролям.
Ситуации для обсуждения 2:
Немного почитав, Серёжа устало говорит: «Не хочу больше читать». «Читай, кому говорю!» - требует мама. «Ну, мам», - умоляет Серёжа. «Кому говорят, читай!» - почти кричит мама…
КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТА?
ВЫВОД:
Продолжаем отвечать на вопрос, как воспитать книгочея или как привить любовь к чтению.
(Цепочка мнений родителей.)
Предлагаю объединиться «четвёрками» и попытаться предложить присутствующим свой способ приобщения ребёнка к чтению. (3 минуты)
(белые листы)
(+) (да, вижу, что идет интенсивная работа. У вас есть опыт и есть чем поделиться)
(-) (Наверное, это сложный вопрос и нелегко в нём разобраться, поэтому я предлагаю вам варианты привития интереса к чтению. В группе ознакомьтесь с этими советами и подумайте насколько они эффективны.)
(Возможные варианты «советов» родителей.)
1. Комментарий учителя. Допустим, родители многократно назидают сына или дочь по поводу важности чтения. Но если сами при этом очень редко обращаются к книгам, небрежно относятся к ним: книги пылятся в шкафу, валяются, где попало, используются как подставка под что-либо, то вряд ли ребёнок поймёт их истинную ценность.
Есть дома, где многочисленные тома чинно стоят на полках, но, к сожалению, являются лишь частью интерьера, роскошным дополнением к красивой мебели. В таких условиях ребёнок привыкает воспринимать дорогие книги как антикварные безделушки, которыми можно любоваться, но лучше не трогать.
Конечно, есть другие семьи, в которых разговоры о книгах просто не нужны: ребёнок часто видит родителей за чтением, они обмениваются впечатлениями о прочитанном, радуются новой покупке и тут же листают её.
2. Комментарий учителя. Действительно, ваше участие в процессе чтения ребёнка бесценно. Однако нельзя и переусердствовать: иногда активно вмешиваясь в увлечение сына или дочери, мы пытаемся ими руководить, и наносим вред.
3. Комментарий учителя. Хороший приём: чтение не должно быть «в пустоту», если ребёнку оно ещё трудно даётся. В предлагаемой ситуации у сына или дочери возникает ощущение, что он делает что-то полезное, а не просто упражняется в технике чтения. Поблагодарите ребёнка, обсудите с ним прочитанное, и вы продвинетесь вперёд – естественно и ненавязчиво.
4. Комментарий учителя. Действительно, от того, насколько интересными оказались первые книги, значит очень многое. Вспомните, какие книжки увлекали вас в детстве и принесите их своему ребёнку. Это важно, потому что об этих книгах вы сможете говорить с ребёнком, их содержание вы помните.
5. Комментарий учителя. В подобных ситуациях ребёнок обычно с удовольствием предлагает: «А хотите, я вам расскажу…» и у взрослого обязательно должно найтись время, чтобы его выслушать. Вдобавок, такая беседа – прекрасная школа рассказывания, необходимая человеку.
1 группа. На ребёнка очень влияет то, читают ли родители сами или нет. Если вечером большую часть времени проводят на кухне или у телевизора, или того хуже, за компьютером, то вряд ли их «чада» будет книгочеем. |
2 группа. Надо поддерживать интерес к чтению у ребёнка: задавать вопросы, вникать в то, что он читает, удивляться каким-то моментам содержания, увлекаться им. |
3 группа. Могут помочь маленькие родительские «хитрости», например, «Почитай для меня, пожалуйста, пока я мою посуду». |
4 группа. Надо дарить ребёнку красивые книги, ориентируясь на его интересы. Можно чаще ходить с ними в книжный магазин и выбирать! Но при этом не 2скатиться» только на комиксы и иллюстрации к «мультикам». |
5 группа Родителям стоит превратиться в «Незнайку» и искренне удивиться и заинтересоваться тем, что читает ребёнок. Ощущение того, что он знает больше хотя бы в чём-то, очень ободряет ребёнка и помогает ему закрепить читательский интерес. |
Заключение
Давайте заглянем в портфельчик полезностей.
1) Что было для вас полезным?
2) Что было сомнительным?