СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание на тему "Что должны знать родители о детских суицидах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Готовое родительское собрание на тему "Что должны знать родители о детских суицидах"

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему "Что должны знать родители о детских суицидах"»

Родительское собрание


«Что должны знать родители о детских суицидах»


Цели:

♦ Актуализировать проблему взаимоотношений родителей и детей.

♦ Убедить родителей во вреде насилия над деть­ми и преимуществах ненасильственных мето­дов семейного воспитания;

♦ Поговорить о путях, средствах и приемах пост­роения гуманных взаимоотношений с детьми в семье.

Участники:

♦ Родители учащихся, классный руководитель.

Подготовительный этап:

♦ Анкетирование родителей для определения их представлений о допустимости насилия во вза­имоотношениях с детьми (проводят психолог и классный руководитель). За 2—3 недели до со­брания.

Анкета для родителей

1. Слушается ли вас ребенок?

2. Нужно ли использовать в воспитании ребенка наказание? Почему?

3. Какие наказания применяете вы к своему ре­бенку, за что?

4. Чему отдаете предпочтение: поощрению или наказанию?

5. Какие чувства, по-вашему, вызываете вы у своего ребенка: любовь, уважение, интерес, страх, ненависть, зависть, безразличие?

6. Бывают ли случаи, когда лучшее наказание — ремень?

♦ Разработка памяток родителям.

♦ Подготовка детских рисунков по теме «Моя се­мья», «Мой самый тяжелый день», «Мой са­мый счастливый день».

Оформление, оборудование, инвентарь:

♦ Для каждой группы оборудуется рабочее место (стол, пять—семь стульев, бумага для записей, ручки, карандаши).

♦ Оборудуется рабочее место для экспертов (стол, стулья, сценарный план игры-собрания, подроб­ные результаты анкетирования, рабочие мате­риалы по обсуждаемой проблеме, памятки ро­дителям, ручки, карандаши, бумага для запи­сей).

♦ Оформление результатов анкетирования учени­ков и их родителей.

♦ Выставка детских рисунков.

Ход собрания

♦ Родители по желанию занимают места за рабо­чими столами любой из групп.

♦ Выступление педа­гога об актуальности проблемы.

В настоящее время пристальное внимание спе­циалистов-практиков, ученых-исследователей, общественности обращено на проблему детских и под­ростковых суицидов. Количество обращений на Молодежный телефон доверия детей и подростков с суицидальным поведением составляет 25—30% от всех звонков. Подростки так часто совершают суи­цидальные попытки, что многие исследователи давно уже называют суицидальное поведение типично подростковой девиацией. Русский психоневролог В. Хорошко еще в 50-е годы писал: «Психический склад подростка имеет особенности, которые по факту своего существования предрасполагают его к самоубийству». Понятно, что В. Хорошко имел в виду импульсивность, эмоциональную и аффектив­ную неустойчивость, нестабильную самооценку, гипотимность, коммуникативную несостоятельность и пр. — словом, те свойственные подросткам про­явления психической жизни, наличие которых во­обще характеризует пубертатный период.

Статистические данные свидетельствуют, что пик суицидальной активности определяется на протя­жении человеческой жизни дважды: в подростко­вом возрасте и в период инволюции.

Самоубийство как причина смерти является тре­тьей по величине среди всех других причин смерти подростков и детей.

Западные суицидологи при опросе 2668 школь­ников обнаружили, что 38 % из них имели мысли о самоубийстве, 6 % проводили подготовку к нему, 4 % совершили суицидальную попытку.

Дети, предпринимая суицидальную попытку, действительно не предполагают умереть. Впрочем, нельзя не сказать, что представление о смерти у детей значительно отличается от такового у взрос­лых. Дети убеждены, что смерть имеет начало и конец, они представляют себе смерть как иное су­ществование, длительное отсутствие или даже тя­желую болезнь. Они твердо верят, что, совершив суицидальную попытку, они умрут, но умрут «не до конца», то есть посредством «смерти» они суме­ют на время избежать невыносимой жизненной си­туации или избавиться от страха и ужаса от надви­гающегося наказания (причем нередко за пустяч­ный, с точки зрения взрослого, проступок). После окончания «смерти» дети предполагают зажить без былых конфликтов с теми, кому они адресовали свой суицид как последний аргумент, как крик о помо­щи. Чаще всего это родители. Дети, совершая по­пытку к самоубийству, надеются, что вынудят тем самым родителей перемениться, что она, «смерть», будет способствовать воцарению в семье мира и любви. И когда эта самая «смерть» закончится, можно будет продолжать жить в своей родной се­мье по-настоящему счастливо. Семилетний мальчик, после тяжелой попытки самоповешания, говорил, что принял решение умереть, так как мать угрожала сдать его в приют за непослушание. Он исчерпал все аргументы: кричал, плакал, просил прощения — не помогало, после всякого проступка мать все более непреклонно грозила ему этим наказанием. Тогда он решил повеситься: «Буду висеть, и смот­реть, как она убивается, а потом все у нас будет хорошо!».

Очень важно знать, что дети, как правило, вы­бирают наиболее травматичные способы совершения суицида: падение с высоты, самоудушение и самоповешание, самоутопление и т.п. Дети, в отли­чие от подростков, совсем не боятся боли и ни­сколько не озабочены сохранением своей привлекательности после смерти, поэтому они не часто при­бегают к наиболее распространенному у подростков способу самоубийства: отравлению лекарствами. Практически в каждом случае детского суицида было обнаружено насилие в семье, однако здесь выявились любопытные подробности.

а) Наиболее часто встречаются проявления пси­хического насилия, то есть запугивание, уни­жение, оскорбительные наказания, подкуп, злоупотребление доверием, чрезмерный контроль, пренебрежение заботой и т.п. Пожа­луй, правильно будет сказать, что психичес­кое насилие — это главная характеристика семейной атмосферы маленького суицидента.

б) Более чем в половине случаев имеет место проявление жестокости, то есть физическое насилие. Дети, в буквальном смысле слова, были доведены до суицида побоями и устра­шающими наказаниями (изоляция в темной комнате, лишение пищи и питья). Не нужно думать, что подобные действия родителей и опекунов остаются безнаказанными. Когда они выявлены, Уголовный кодекс действует, однако отсутствие системы защиты прав ре­бенка, специальных структур, таких как, к примеру, детские суды, очень усложняют ситуацию.

в) Среди причин детского суицида почти нет сексуального насилия в семье, это при том, что в подростковом возрасте переживания, связанные с инцестом, создают риск суици­дальной попытки весьма часто. Можно пред­положить, что маленький ребенок совершает суицид, потому, что чувствует себя никому не нужным и нелюбимым. Становясь объек­том сексуального домогательства кого-то из родственников, он чувствует себя очень важ­ной персоной: взрослый делит с ним секрет и явно в нем нуждается. Его растлевают, он же думает, что его любят.

г) Ключевой фигурой в суицидальной коллизий как ребенка, так и подростка всегда является мать. Дисгармония или даже разрушение диады мать—дитя — это главная суицидаль­ная опасность в семье. Вообще «мать суицидента» — это любимая тема многих суицидо­логических исследований. Мать маленького суицидента — это, как правило, или очень плохая, или очень хорошая мать. Очень пло­хая мать — это женщина с выраженным эмо­ционально-волевым дефектом. Сама она не ис­тязает своего ребенка, но не препятствует в этом другим. Она не защищает, не поддер­живает, не заботится о нем, она о нем не по­мнит, он ей не нужен, она его отвергает.

Нетрудно заметить: будучи столь непохожими, эти женщины одинаковы в одном — они делают жизнь своих детей абсолютно невыносимой.

Всем воспитателям, всем, кто находится рядом с детьми, очень важно знать признаки суицидаль­ного поведения: дети становятся менее подвижны­ми, жалуются на утомление и недомогание, стано­вятся более раздражительными, капризными, плак­сивыми. Отмечаются нарушения сна и аппетита. В высказываниях звучат недовольства собой и окру­жающими, жалобы на скуку. Потускнение прежних привязанностей с проявлением увлечения «погре­бальной» тематикой. Это может выражаться в иг­рах, инициирующих погребение игрушек и домаш­них животных, рисунках с изображением могил, гробов, крестов, использование в рисунках черного цвета, в патологическом фантазировании на тему собственной смерти и похорон.

Психиатры и суицидологи отмечают, что суи­цидальное поведение в этом возрасте нередко служит одним из ранних диагностических признаков эндогенного заболевания.

Современные исследователи отмечают следую­щие симптомы суицидентного поведения у детей подростков:

  • дисфория или потеря интереса к жизни и спо­собности получить удовольствие;

  • изменение аппетита и веса тела;

  • потеря энергии; изменение продолжительно­сти сна;

  • изменение психомоторной активности;

  • чувство собственной никчемности или вины;

  • мысли о смерти;

  • суицидальные намерения или попытки;

  • социальная замкнутость;

  • снижение успеваемости или изменение отно­шения к школе;

  • несвойственная ранее агрессивность;

  • жалобы на ухудшение самочувствия;

  • ожидание наказания.

Маскированная депрессия часто выражается в следующем:

  • неуживчивость;

  • драчливость;

  • поведенческие проблемы;

  • гиперактивность;

  • пропуски уроков, снижение успеваемости;

  • соматические жалобы;

  • употребление алкоголя, наркотических ве­ществ;

Как правило, подростки, решившиеся на самоубийство, делают это не потому, что хотят смерти, а просто потому, что не видят иного выхода из си­туации. И именно поэтому всем нам так важно быть чуткими к чувствам живущих рядом с нами лю­дей. Почти наверняка те проблемы, которые ребен­ку в состоянии глубокого душевного кризиса пред­ставляются неразрешимыми, нам такими не кажут­ся. И, может быть, наша помощь будет достаточ­ной, чтобы спасти ему жизнь.

♦ Коллективное обсуждение в группах родителей следующих вопросов:

  • За что и почему родители оскорбляют и бьют детей?

  • Каковы последствия физического и психичес­кого насилия над детьми?

  • Как обойтись без унижающих наказаний?

  • Если наказывать, то как?

Совместная деятельность участников игры при обсуждении каждого вопроса осуществляется по следующему алгоритму:

а) проблемная постановка вопроса;

б) выявление мнений в группе;

в) презентация групповых мнений (выступление от групп);

г) комментарии экспертов, в котором использу­ются результаты предварительного анкетиро­вания детей и родителей, обобщаются и кор­ректируются (при необходимости) коллектив­ные и индивидуальные суждения участников собрания. Предлагаются мнения специалис­тов.


Решение родительского собрания.

♦ Решение принимается в форме рекомендаций родителям. Каждому родителю вручается па­мятка о воспитании в семье ненасилием.


Памятка родителям


1. Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать его. Вникайте в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.

2. Принимайте решение совместно с ребенком, а также давайте ему право принимать самостоя­тельные решения: ребенок охотнее подчиняет­ся тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые ре­шения могут принимать только родители. Пре­доставьте ребенку право выбора, чтобы он ре­ально почувствовал, что он волен сам выбирать из нескольких возможностей.

3. Постарайтесь предупредить ситуацию или из­менить ее так, чтобы ребенку не нужно было вести себя неправильно.

4. Предоставляйте ребенку возможность отдох­нуть, переключиться с одного вида деятельнос­ти на другой.

5. Требуя что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ре­бенок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.

6. Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требова­ний, он просто не может все делать сразу.

7. Не предъявляйте ребенку непосильных требо­ваний: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.

8. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проана­лизируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.

9. Подумайте, в чем трудность ситуации, в кото­рую попал ребенок? Чем вы можете помочь ре­бенку в этой ситуации? Как поддержать его?


Если ребенок провинился (памятка родителям)


1. Не принимайтесь за воспитание в плохом на­строении.

2. Ясно определите для себя, что вы хотите от ре­бенка, и объясните ему это, а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3. Не подсказывайте ребенку своих готовых ре­шений.

4. Не унижайте ребенка словами типа: «А у тебя вообще голова на плечах есть?»

5. Не угрожайте: «Если ты еще раз это сделаешь, ты у меня получишь».

6. Не вымогайте обещаний. Для ребенка они во­обще ничего не значат.

7. Сразу дайте оценку поступку, ошибке и сде­лайте паузу.

8. Оценивайте поступок, а не личность; лучше сказать «Ты поступил плохо», чем «Ты плохой».

9. После сделанного выговора, замечания прикос­нитесь к ребенку и дайте ему почувствовать, что вы верите в него.


Наказывая ребенка, помните:


1. Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение поступка.

2. Наказание должно быть не нормой, а исключе­нием.

3. Нельзя подчеркивать свою власть над малень­ким ребёнком.

4. Наказывать следует за проступок, а не за то, что у вас плохое настроение.


Желаем успехов в трудном деле воспитания

детей!

Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!