Родительское собрание на тему «Как научить детей 5-6 лет работать в команде?»
Цель: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития умения работать в команде дошкольников.
Задачи:
Оказать педагогическую, информационную и практическую помощь в развитии умения работать в команде дошкольников в условиях семейного воспитания и развития
Ознакомить родителей с доступными приемами взаимодействия и общения с детьми, способствующими развитию умения работать в команде
Предварительная работа: разработка и оформления памятки для родителей, подбор наглядного и дидактического материала для организации презентации данных пособий родителям, рассадка родителей, изготовление пригласительных для родителей
Оборудование: стулья - 40 шт, столы - 25 шт, стол для воспитателя, бумага, ручки и карандаши для родителей, проктор, интерактивная доска, памятки.
Повестка родительского собрания
Вводное слово:
Сегодня хотелось бы обсудить вопросы развития умения работать в команде у детей старшего возраста.
Рассмотрим следующие вопросы:
Важность развития умения работать в команде
Как научить ребёнка работать в команде
Что делать, если ребёнок совсем не командный игрок
Игры для развития умения работать в команде
Докладчик воспитатель
Ход мероприятия:
1 часть.
Добрый вечер уважаемые родители, рада приветствовать вас на нашем собрании. Очень надеюсь, что проведенное занятие окажется для вас полезным и всю полученную информацию вы сможете применить на практике.
В ходе совместных игр детей мною было выявлено, то что более 60% детей не хотят и не умеют работать в команде, и сегодня мы с вами поговорим на такую актуальную тему как «работа в команде детей 5-6 лет»
Важность
Командный опыт очень важен для развития детей. Игра в команде помогает им развивать навыки сотрудничества, лидерства, коммуникации и принятия решений. Командная работа также учит детей быть ответственными, терпеливыми и уметь доверять другим.
Командные игры и задания способствуют физическому, эмоциональному и социальному развитию детей. Когда дети работают в команде, они могут делиться своими идеями, учиться у других и вместе находить решения проблем. Они также учатся сохранять спокойствие и адаптироваться к различным ситуациям, что является важным навыком для их дальнейшего успеха в жизни.
Спортивные команды, школьные проекты, театральные постановки — все это примеры командной работы в детской жизни. Развитие командных навыков помогает детям не только быть успешными в учебе и карьере, но и позволяет им научиться быть лучшими версиями себя во всех сферах жизни.
Командные навыки являются важной составляющей развития детей и играют значительную роль в их жизни. Умение работать в команде позволяет детям эффективно взаимодействовать с другими людьми, решать проблемы, достигать общих целей и успешно функционировать в обществе.
Взаимодействие и социальные навыки
Командные навыки помогают детям развивать взаимодействие с другими людьми и учиться сотрудничать. Они учатся слушать и высказывать свои мысли, уважать точку зрения других, сотрудничать и договариваться.
В работе в команде дети учатся решать конфликты, принимать компромиссы и развивать пространственное мышление, что положительно сказывается на их социальной адаптации.
Работа в команде также помогает детям развивать коммуникативные навыки, включая умение ясно и понятно выражать свои мысли и идеи, а также активно слушать других.
Развитие лидерских навыков:
Работа в команде включает в себя возможность стать лидером и развивать соответствующие навыки. Дети, занимающие лидирующее положение в команде, учатся принимать решения, организовывать деятельность группы, мотивировать и вдохновлять своих товарищей.
Лидерские навыки помогают детям развивать уверенность в себе, умение принимать ответственность и ставить цели. Эти навыки будут полезными во многих сферах жизни детей, начиная с учебы и заканчивая будущей карьерой.
Развитие креативности и мышления:
Командная работа способствует развитию креативности и творческого мышления у детей.
В команде дети имеют возможность обмениваться идеями, осуществлять совместное постановку задач и находить нестандартные решения.
Взаимодействие в команде требует от детей аналитического и критического мышления.
Они учатся анализировать проблемы, искать возможные решения, оценивать их эффективность и принимать обоснованные решения.
В целом, развитие командных навыков у детей имеет множество положительных последствий для их личностного, социального и когнитивного развития. Они учатся работать в коллективе, быть ответственными и творческими, а также развивают свои социальные и лидерские навыки. Командные навыки помогают детям успешно адаптироваться в обществе и справляться с жизненными вызовами.
Как научить ребёнка работать в команде
Как бы думаете в каком возрасте нужно учить детей работать в команде, какие вы знаете для этого способы?
Есть несколько простых и действенных способов:
Показывать пример на себе
Например, взять на себя ответственность и распределить домашние обязанности на выходные так, чтобы были учтены возможности каждого члена семьи. Важно самому участвовать в выполнении какого-либо дела, чтобы у ребёнка не было ощущения, что трудится только он, а родители — командуют.
Уважительно общаться с ребёнком во время совместных дел и игр
Не высказывать негатив, если вы с близкими участвуете в мероприятиях, а они не побеждают или занимают последние места. Лучше поддержать, найти слова, которые дадут понимание ребёнку, почему важен командный дух и участие, а не только победа.
Проговаривать свои чувства и с вниманием относиться к переживаниям близких
Например, в ситуации проигрыша семьи на мероприятиях не нужно напускать на себя безразличие. Если родитель чувствует негатив, то в форме Я-сообщений следует рассказать, что и когда ощущается, попросить поделиться близких. Такой разговор без обвинений поможет снять напряжение и укрепить командный дух.
Показывать, как те или иные эмоции влияют на процесс
Если негатив в процессе совместной деятельности всё-таки зашкаливал и влиял на группу, стоит сначала проговорить эти чувства в Я-сообщениях, потом поменять установки на более конструктивные и сделать выводы на будущее.
Многие психологи утверждают, что сначала мы воспринимаем мир эмоционально, ориентируясь на впечатления, а потом уже начинаем их анализировать. Поэтому в командной работе нужно так много времени и сил уделять эмоциональному фону, пониманию себя, своих чувств, думать о других и их переживаниях. Осознание, какие эмоции появляются у нас от того или иного действия, помогает работать в команде и строить уважительные взаимоотношения.
Что вы понимаете под «умением работать в команде»?
Что делать, если ребёнок совсем не командный игрок
Есть две основные причины, почему ребёнок не умеет работать в команде:
• Ребёнок-интроверт
Существует мнение, что никто не рождается интровертом: все дети активно проявляют себя в первый год жизни, когда им холодно, голодно или хочется на ручки к маме. Только реакция взрослых заставляет их сжиматься, переставать плакать или обращать на себя внимание.
Что делать: изменять отношение к ребёнку, проявлять больше уважения к его заботам, переживаниям, стараться внимательно относиться к потребностям — это по силам родителям.
• Ребёнок ярко переживает
Например, расстраивается или гневается, когда команда проигрывает, горько плачет и обвиняет всех вокруг, что ухудшает взаимоотношения с другими детьми. Однако способность контролировать себя и свои проявления растёт вместе с ребёнком: что-то в определённом возрасте ему ещё неподвластно, и требовать этого не нужно.
Что делать: учить пониманию своих чувств. Например, в процессе истерики быть рядом, а потом спросить: «Что чувствовал? Где это находилось в теле? Какие ощущения были?» Можно предложить нарисовать свои эмоции, подумать, что с этим сделать, чтобы в следующий раз ребёнку было легче.
4. Игры для развития умения работать в команде
Перед тем, как мы разберем с вами игры для развития умения работать в команде, хотела бы узнать у вас, какие вы знаете игры для развития умения работать в команде?
Дети дошкольного возраста чаще всего ориентируются на собственные интересы, с трудом прислушиваются к мнению сверстника, предпочитая настаивать на своем. Либо, наоборот, полностью зависят от мнения и желаний сверстника, то есть являются ведомым. Далеко не всегда детям без помощи взрослых удается договориться мирным путем.
Эти игры помогут научить детей работать в команде
«Помоги другу»
Цель игры: развитие партнерских отношений, взаимопомощи, умения работать в команде.
Дети делятся на пары. Одному из них завязывают глаза. На полу между двумя стульями расставлены крупные игрушки. Одному ребенку из пары необходимо провести партнера с завязанными глазами от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.
«Разговор через стекло»
Цель игры: научить использовать мимику и жесты в общении.
Дети делятся на пары. Ведущий дает задание: «Представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно».
Примечание. Начинать игру стоит с работы одной пары, остальные дети наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли играющие поняли друг друга и что им помогло догадаться.
«Кто лучше слышит»
Цель игры: научить работать сообща, сосредотачиваясь на слуховой информации.
Дети делятся на две команды. Дети в первой команде закрывают глаза и слушают.
Дети из второй команды по очереди издают различные звуки: шуршат бумагой, стучат карандашом по столу, барабанят пальцами, звонят в колокольчик, кто-то произносит: «Ау» и т.п. Затем дети первой группы открывают глаза и по очереди перечисляют звуки, которые они услышали. Затем команды меняются местами.
Примечание. Важно, чтобы дети во время игры не разговаривали и издавали звуки по очереди.
«Заколдованная тропинка»
Цель игры: научить работать в команде, оказывать поддержку товарищам.
Один из детей - ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.
Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды - спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.
«Путешествие»
Цель игры: научить договариваться, подчинять свои желания общим интересам
Дети делятся на пары. Ведущий говорит: «Мы отправляемся сегодня в путешествие!» Дети в паре договариваются, куда они отправляются, и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши) вместе озвучивают свое решение.
Варианты продолжения игры: «Мы возьмем с собой в путешествие..», «Этот предмет (...) цвета», «По дороге мы встретили...».
Примечание. Когда дети хорошо освоят умение работать в парах, можно разбивать их на более многочисленные группы (по 3, 4, 5 человек).
- Давайте подумаем, что мы могли бы подарить нашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней - более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.
На этом наше собрание подходит к концу, в заключении хочу вручить вам Памятки «Правила общения в команде» которую вы можете читать сами, а также читать своим детям
Приложение 1
«Правила общения в команде»
развивать умение сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации; развивать умение договариваться;
озвученная информация должна быть точной и не подразумевать несколько смыслов;
развивать умение вовремя оказать взаимопомощь друг другу;
развивать умение согласовывать любое свое действие с партнером;
следует уделять большое внимание собственной мимике, жестам и интонации, которые должны соответствовать сообщаемой информации;
сообщаемая мысль должна быть понятна в первую очередь тому, кто намеревается ее озвучить.
Таким образом, соблюдая эти простейшие правила, навыки работы в команде будут совершенствоваться, а общение будет доставлять удовольствие и приносить пользу самому ребенку и всему коллективу