Министерство образования Российской федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ" г. Осы
День родительского образования.
Родительское собрание для родителей, имеющих детей категории
«Особый ребёнок»
на тему: «Семья и ребенок»
Автор:
Чугаева Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов.
Место работы: МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Оса, 2020 г.
Пояснительная записка.
Родители узнают, что у их ребёнка есть серьёзные отклонения в развитии. Радость по поводу рождения такого ребёнка омрачена. Это не такой ребёнок, как они ожидали, он другой, не тот, на которого они надеялись. Он иначе выглядит, он ведёт себя по-другому, ему нужно больше помощи в развитии, чем всем другим детям.
Часто родители «Особых» детей испытывают шок, печаль и страх перед неизвестностью:
как воспитывать ребёнка с нарушениями интеллекта и развития.
Многие семьи остаются один на один с такой проблемой, стараются меньше выходить куда-либо вместе с ребёнком, т.к. испытывают непонимание окружающих.
Цель: повышение родительской компетентности в вопросах воспитания, осознание значимости родительской заботы, путях, формах и способах взаимодействия с «Особым» ребёнком.
Задачи:
закрепить представление о семье, всех, кто живёт вместе с «Особым» ребёнком;
установить положительный контакт между семьями;
Участники: классный руководитель, родители
Форма проведения: круглый стол с элементами упражнений.
Ожидаемые результаты:
Создание условий для более тесных взаимоотношений родителей, имеющих «Особых» детей;
Оказание позитивного влияния на воспитание своих детей.
Ход собрания.
Семья – людей святой оплот.
Надежду жить она даёт,
Даёт простор, даёт тепло,
Проблемам и беде назло,
Семья даёт поддержку нам,
Заботы делить по полам.
I .Вступительная часть
Собрание проходит в классе, родители рассаживаются в круг.
Кл. руководитель: Добрый вечер, уважаемые родители. Нашу с вами встречу я хочу начать с необычного для вас упражнения – «воображалочка». Эта любимая игра ваших детей. Прошу вас удобно сесть, глубоко вздохнуть, почувствуйте, как вы спокойны. Поставьте перед собой ладошки, как гнёздышко. Представьте, что в ваших ладонях сидит птенчик. Он неуверенно встаёт на ещё слабые лапки, доверчиво прижимаясь к вашим ласковым, нежным рукам. Почувствуйте, как трепетно бьётся его маленькое сердце. Согрейте его своим теплом прикоснитесь к мягкому, податливому комочку. Задумайтесь о том, что ждёт это беззащитное существо. Что вы чувствуете? (Ответ) Нежность и любовь, ответственность за его судьбу. Благодаря вашему участию и вниманию птенец окрепнет, подрастёт, превратится в прекрасную птицу. Он вот-вот вспорхнёт с ваших ладоней! Посмотрите, какая птичка слетела с ваших рук? Как она ведёт себя? Уверенно осваивает пространство или испуганно прячется? Весело щебечет в стайке или одиноко сидит на веточке? Вы уже догадались, что речь идёт о наших любимых детях, а уютное гнёздышко – это ваш дом, ваша семья.
II. Основная часть.
Тема нашего родительского собрания «Семья и ребенок».
Семья – это главное в жизни каждого человека. Это самые близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
Институт семей в нашей стране уважают и считают главным в воспитании детей.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. В системе детско-родительских отношений родитель является ведущим звеном, и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения. Родитель – это профессия, которой надо учиться, а выучившись, постоянно самосовершенствоваться, причем независимо от того, сколько у вас детей – один или много.
Первое испытание родителей - это принятие «Особого» ребёнка в семье. Это особенно важно начинать с первого года жизни нового человека, т.к. формируется его базовое доверие к миру.
Главное родителям осознать, принять, что ваш ребёнок такой же, как и все другие: ему нужно ласковое обращение, игра, удовольствие, а главное семья. Он дружелюбен, нуждается в родителях, друзьях. Родители должны помнить, что, уделяя больше внимания «Особому» ребёнку, они не жертвуют собой, а выражают понимание, заботу и любовь.
а. Притча
Сейчас я вам расскажу одну притчу
«Давно-давно, много веков назад, так много звезд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звездочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звездочки: «Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный?»
Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой!»
«А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна.
«Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать: что их так манит в дороге, куда они так спешат?»
«Ты узнала тайну спешащих странников?» - спросила Луна.
«Да, - ответила Звездочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел изможденным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с трудом, но глаза…»
«А какими были его глаза?» - недоуменно спросила Луна.
«Они светились в темноте от счастья и радости» - ответила, тяжело вздохнув, звездочка и продолжила. – Вот поэтому я и спросила его: «Чему ты радуешься, странник?»
И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».
Звездочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».
Луна посмотрела на Звездочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих людей, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми?» «А разве это возможно?» - с надеждой спросила Звездочка.
Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой Звездочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья!»
Обсуждение с родителями:
Что для себя главного, вы услышали из этой притчи?
Кл. руководитель: Мы понимаем, что на плечах родителей лежит огромная ответственность за здоровье, развитие, счастье наших детей, особенно когда у вас в семье «Особый ребёнок».
Самое главное в такой ситуации постараться не отказываться от социальных связей, не оставаться один на один со своей проблемой. Нужно найти человека или людей, которым вы доверяете, которые смогут понять те чувства и эмоции, что вы испытываете на фоне этой ситуации, не осудят, не будут вас жалеть, но разделят с вами эти чувства, поймут и поддержат вас. Но в любом случае это должны быть люди, с которыми вы сможете говорить открыто о своих чувствах, даже о самых, как вам кажется, не приемлемых и ужасных.
Кроме этого вам нужно найти единомышленников, то есть людей, у которых тоже есть особые дети. Это очень сильный ресурс. И вы не будете чувствовать себя одиноко, когда увидите вокруг вас людей с такими же сложностями и поймёте, как они с этим справляются.
Если вы найдёте поддержку, сможете делиться своими чувствами и эмоциями с другими людьми, это непременно ускорит процесс принятия особенностей ребёнка. И самое главное: вам нужно всегда помнить, что, не смотря на трудности, ваш ребёнок - это личность, со своим характером, темпераментом, эмоциями и чувствами. И родители - это самые дорогие и любимые люди в его жизни, и он их любит просто за то, что они его родители. Родители - это самая главная опора и поддержка для него.
б. Упражнение «Родитель-ребенок»
Кл. руководитель: Сейчас мы с вами проведём упражнение «Родитель- ребёнок»
Инструкция: договоритесь, кто из вас будет - А, а кто - Б. В начале пусть А стоит, а Б сидит на полу у его ног. Поговорите друг с другом в этом положении. Что вы при этом чувствуете? Обсудите, насколько приятно вести разговор в таких позициях. Было время, когда мы все время ощущали себя в позиции человека, который сидит на полу, в то время как все остальные стоят. Это — позиция маленького ребенка.
Опять займите позиции А и Б. Попробуйте хорошенько прочувствовать и определить для себя, чем вызваны ощущения вашего тела. Тот, кто сидит, должен смотреть вверх. Через 30 секунд его шея и плечи начнут болеть, глаза почувствуют напряжение и усталость. Возможно, вы ощутите головную боль. Тот, кто стоит, будет вынужден согнуться и смотреть вниз. Это упражнение помогает осознать внутреннее состояние, потребности и чувства ребенка. Физический дискомфорт, который вы испытываете, находясь в этом положении, отрицательно влияет на ваши чувства и взаимоотношения. Правда, это влияние не всегда осознается. При общении с ребенком очень важен визуальный контакт. Поэтому желательно разговаривать с ним, сидя на корточках или же ставить ребенка на небольшую табуретку.
Помните: ласковое, нестрогое отношение к ребёнку – залог его правильного воспитания и развития.
Если ребёнок не получает положенной «дозы» ласки, он становится раздражительным, чувствует себя одиноким. Взрослея, становясь самостоятельными, дети несут в себе заряд родительского внимания, ласки и любви. Дарите особому ребёнку любовь, радость, воспитывайте в нём доверие к миру. Это будет питать душу ребёнка, формировать в нём позитивное отношение к окружающим людям, жизнеутверждающее настроение. Эмоциональный контакт и ласковое воспитание облегчает психологическое состояние особого ребёнка, будут способствовать улучшению его настроения и дружескому общению с близкими людьми и другими детьми.
в. Упражнение «Слепой и поводырь»
«Будьте терпеливы и не раздражайтесь».
Сейчас мы с вами проведём упражнение «Слепой и поводырь».
Прошу разбиться на пары. В каждой паре одному из участников завязываются глаза. Задача второго - помочь «слепому» пройти намеченный маршрут.
Обсуждение с родителями:
Как вы себя чувствовали в роли «слепого», в роли «поводыря»?
В какой роли вам было комфортнее?
Какие сложности вызвало данное упражнение?
Вспомните, как вы себя ведет, когда вашему ребенку трудно обслужить себя?
Вы, естественно, стремитесь все делать за него сами. Но если вы постоянно делаете все за него, то он никогда не научится делать что-то сам. Разумеется, Вы с нетерпением будете смотреть, как ребенок старается что-то сделать и никак не может, поскольку еще плохо управляет своим телом. Тем не менее, наберитесь терпения, не браните его и не делайте за него что-то сами.
Постарайтесь, чтобы окружающие не смеялись над его не ловкими движениями.
Будьте терпеливы и не раздражайтесь.
г. Разбор положительной и отрицательной ситуации
«Общение»
1 ситуация. Представьте себе, что вы пришли в магазин сумок, а вас там встретил недружелюбный продавец, который не захотел показать нужный вам товар.
2 ситуация. Вы заходите в магазин сумок, вас встретила приветливая, улыбчивая продавец. На вашу просьбу показать нужный товар, продавец откликнулась с уважением.
Обсуждение с родителями:
В какой магазин вы вернетесь снова?
Посмотрите на эти ситуации со стороны: вы – это продавец, а ваш ребенок – это покупатель.
Вас могут тревожить проблемы общения вашего ребенка с другими людьми. Некоторые дети не любят, когда им приходится контактировать с посторонними людьми. Психологи называют такого ребенка замкнутым.
Они ведут себя так, как будто им хочется быть в одиночестве. Если он не улыбается, то дожидаться с улыбкой проявления радости с его стороны очень трудно.
Внимательно следя за поведением ребенка, вы не должны упускать ситуации, когда он особенно расположен к общению. Скажем, если ребенок смотрит на Вас, улыбнитесь, поговорите с ним. Тогда он будет знать, что Вам действительно приятно быть вместе с ним.
Очень важно позаботиться о том, чтобы у такого ребёнка было достаточно времени и возможностей знакомиться с людьми и с окружающим миром и совершать разнообразные действия.
Ходите с ним в магазин, в зоопарк, в парки и скверы. Выберите несколько прочных и интересных игрушек, с которыми он мог бы делать все что угодно, и устройте ему несколько удобных мест для игр. Помогите ему научиться делиться своими игрушками с другими детьми. Чаще рассказывайте о том, что вы делаете. Слушайте его и отвечайте ему, когда он пытается говорить. Даже если его речь невнятная, и вы почти не понимаете ее, постарайтесь угадать, что хочет сказать ребёнок, и отвечайте ему так, как если бы Вы его поняли. Рассматривайте с ним книжки, в которых много картинок. Сочиняйте для него истории, используя фотографии его самого и других членов семьи. На игровых площадках для детей пусть покачается на качелях, залезет на горку, взберется на лестницу. Поощряйте его попытку поехать на велосипеде, толкать грузовик, тянуть за собой тележку.
III. Релаксация «Разговор с собой»
Все сидят по кругу, звучит спокойная музыка, имитирующая плеск волн.
Классный руководитель: Сейчас каждый из вас совершит путешествие. Представь, что ты идешь по тропинке, спускаешься к реке. Вода тихо струится, переливается. Ты смотришь на воду – и вдруг мир вокруг тебя меняется. Я не знаю, как, но ты знаешь это. Ты смотришь на берег и видишь вдалеке маленького ребенка. Он играет один. Он кажется тебе очень близким. Ты подходишь и видишь, что это ты сам, только маленький, беспечный, беззащитный. Он глядит на мир большими, изумленными глазами. Он еще многого не знает. Подойди к нему ближе. Сейчас ты сможешь прикоснуться к нему. Ты можешь сказать ему какие-то важные, нужные слова. Поблагодари его за то, что он помог тебе стать тем, кто ты есть сейчас. Теперь ты можешь впустить его внутрь себя или отпустить его. Только помни, что в тебе всегда есть частичка этого маленького существа.
Теперь я предлагаю Вам всем по кругу закончить фразу: «Мой ребёнок для меня…»
IV. Рекомендации
Родители, не сомневайтесь в себе и в своих родительских способностях.
Рекомендации родителям, имеющим «Особых» детей:
Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
Не ограничивайте ребёнка в общении.
Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.
Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
V.Подведение итога. Рефлексия.
Классный руководитель: Вот и подошло к концу наше собрание за круглым столом. Много разных мнений прозвучало здесь сегодня, много советов и рекомендаций было дано! Я же подведу итог разговора одной единственной фразой «Душа ребёнка подобна скрипке, как к ней прикоснёшься, так она и зазвучит». Прикасайтесь к душе вашего ребёнка с любовью, и не сомневайтесь, его душа ответить вам тем же.
Я вас благодарю, и пусть каждый будет счастлив у себя дома как говорил Лев Толстой.
13