Родительское собрание в 7 классе
На тему:
«Нравственность как основа успешности образовательного процесса»
Подготовила и провела
классный руководитель
Богданова Мария Васильевна.
Цель: ориентировать родителей на постоянное совершенствование культуры общения в семье с учётом возраста ребёнка.
Задачи: убедить родителей, что нравственность — это залог успешного существования человека в обществе, ученика в образовательном процессе.
Форма проведения: родительский лекторий
Подготовительная работа: подготовка этического словаря ученика самими обучающимися; этика и учебный процесс; выдержки из устава образовательного учреждения; мини - сочинение «Взаимоотношения в моей семье» ; наблюдения психолога, анкетирование родителей.
Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя
В России Государственный образовательный стандарт в настоящее время выступает в качестве общего научно-методического начала образования, отражает «условия нового прочтения гарантии государства относительно образованности граждан, упорядочения ответственности центра, субъектов РФ, образовательного учреждения». Требования к культурному развитию учащихся отмечается в стандарте, определяет и содержательный компонент (обязательный минимум содержания образования) и требования к уровню подготовки обучающихся на каждой ступени обучения.
Уже содержание начального образования ориентировано на первоначальное формирование основных сторон личности:
познавательной культуры,
коммуникативной культуры,
нравственной культуры,
эстетической культуры,
трудовой культуры,
физической культуры.
В основной школе стандарт «Нравственность (мораль)» предусматривает:
формирование культуры нравственного поведения школьников;
выработку нравственных основ мировоззрения;
усвоение нравственных норм, правил и требований, лежащих в
основе общения и деятельности людей;
выработку основных понятий нравственного сознания школьников и др.
Задачи подготовки человека к жизни и деятельности в обществе, получению специальности, освоению профессиональной этики выдвигают требования к общей культуре личности.
Корни же нравственности зарождаются и произрастают из семьи. Семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. У истоков стоят родители. Если общую культуру человека определить как отношение человека (к Миру, себе, к другим, труду, природе), то в семье начинает формироваться культура поведения и культура общения. От того, как родители сами представляют это (собственный культурный уровень), какие ставят задачи, как отслеживают выполнение их, сознательно корректируя поведение детей, зависит успех нравственного становления ребёнка. Сначала понимание общего смысла и системы отношений лиц (семья, родственники, воспитатели, сверстники т.д.), затем знание и умение (нормы и правила бытового социального взаимодействия), а дальше творение, подражание позитивному поведению значимых взрослых. На базе, созданной родителями, в учебном заведении к формированию нравственности подключаются учителя-воспитатели. Успех этого непрерывного процесса определяется согласованным взаимодействием воспитания и обучения школы и семьи.
II. Выступление школьного психолога
Психологические особенности данного возраста.
Психологические особенности состава класса. Распределение
ролей.
Атмосфера сосуществования и сотрудничества.
Проблемы, требующие коррекции.
III. Решение родителями различных психологических ситуаций
1.Ребенок получил две двойки. Отец решил наказать сына и запретил ему выходить на улицу. Но пришли друзья мальчика, и мама разрешила сыну немного погулять. Вечером в семье произошел скандал. Каково ваше отношение к этой ситуации?
(Мать не права в том, что разрешила сыну погулять. Родителям надо вести себя по отношению к поступкам своих детей согласованно.)
2.Приближался мамин день рождения. Дочка помнила об этом и решила сделать подарок: помыла посуду, полы, испекла пирог. Мама пришла с работы в плохом настроении. Как ни старалась дочка обратить мамино внимание на то, что она приготовила, мама так и не оценила ее старание. У дочки испортилось настроение, она ушла в свою комнату. Как вы относитесь к этой ситуации?
(Нужно обязательно хвалить детей за хорошие дела)
3.Вечером вся семья была в сборе. Отец смотрел телевизор, бабушка вязала, мама готовила ужин, дети выполняли домашнее задание. Когда ужин был уже готов, оказалось, что нет хлеба. Мама попросила мужа сходить в магазин. На что он ответил: «Я и так устал на работе, пусть сходит бабушка, она же весь день ничего не делала». Можно ли оправдать такое поведение отца?
(К пожилым людям надо относиться с уважением. Личный пример взрослых очень важен для воспитания детей)
IV. Выступления учителей-предметников
Роль предмета для формирования нравственной и познавательной культуры.
Особенности методики усвоения предмета.
Проблемы по предмету и способы их устранения
V. Чтение ученических сочинений на тему «Взаимоотношения в моей семье»» и их анализ.
Отрывки из сочинений:
«В нашей семье очень искренние отношения. Мама всегда волнуется, если у меня возникли какие-то проблемы с учебой. Ей даже и рассказывать об этом не надо, она все читает «по лицу». С папой я могу обсудить такие вопросы, как например: стоит ли давать сдачу обидчику или что делать, если на тебя не обращает внимания понравившаяся мне девочка…» (Олег С.)
«В нашей семье родители всегда заняты, особенно папа. Он возглавляет строительную фирму и поэтому редко бывает дома. Иногда очень хочется поговорить «по душам».Увы, к сожалению, это невозможно. Он считает, что проблем в школе не должно быть. А если они и есть, то решать их нужно самому. А так хочется иногда спросить совета!..» (Артем И.)
«В нашей семье нас двое: я и мама. Маме приходится много работать, чтобы обеспечить семью. Я стараюсь не огорчать ее, хорошо учусь, помогаю по хозяйству. К тому же она , несмотря на усталость, обязательно расспросит про мои школьные дела, про отношения с одноклассниками. Я благодарен ей за это….» (Егор Р.)
«
VI. Анализ анкетирования родителей
Подведение итогов