«Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно служить любви, а можно вражде и ненависти. Берегитесь того слова, которое разъединяет».
Лев Николаевич Толстой.
Родительское собрание «Общение - проявление духовной жизни человека».
Цель собрания: помочь родителям осознать значимость семьи в воспитании культуры ребенка;
показать, что атмосфера семьи – главный фактор благополучия, счастья и здоровья ребёнка;
формировать у родителей учащихся ответственное отношение к воспитанию культурной речи обучающихся.
Форма проведения: деловая беседа.
Ход собрания:
Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас в нашем семейном кругу.
Сегодня наш разговор хочется начать с притчи «Три сита».
| К Сократу прибежал человек и говорит: - Слушай, Сократ, знаешь, что говорит о тебе твой друг…. - Подожди, подожди,- перебил его Сократ. – Просеял ли ты то, что хочешь мне сказать через три сита? - Какие сита? - Первое сито – это сито правды: то, что ты хочешь мне сказать – это правда? - Не знаю, я так слышал… — Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито — сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее? —Нет,напротив… — Значит, — продолжал Сократ, — ты собираешься сказать о нём что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито — сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать? - Нет, необходимости в этом нет… -Значит,- сказал мудрец, - в том, что ты хочешь мне сказать нет ни правды, ни доброты, ни необходимости? Зачем тогда мне это говорить? |
Обсуждение притчи.
-О каких словах говорил Сократ?
-Как бы вы назвали эту притчу?
-Давайте, поразмышляем вместе с Сократом, что за 3 сита?
Сито- правды.
-Как вы поняли что такое, правда?
-Что значит пропускать свою речь, слова через сито?
-Вот как об этом говорит китайская пословица: « Дело, что случается перед глазами, и то необязательно правда; а словам, сказанным за спиной, разве можно верить?
Сито – доброты.
-Почему надо речь просеивать через сито доброты?
-Что она несет человеку? С какой вестью прибежал человек к Сократу?
-Разве не добра он желал Сократу- хотел ведь предупредить его о зломерениях друг…
Попробуйте составить мудрость из слов так (слова переставлены), чтобы стало понятно, что значит добрая речь?
Мудрость «Невоздержанный язык-худшее зло» (Еврипид).
И вот третье сито - необходимости. Как же понять – слова, речь пропускать через сито необходимости?
Вот что сказал по этому поводу философ Сократ «Принимайся говорить в двух случаях: когда ты ясно представляешь предмет речи. Или когда сказать это необходимо».
Как вы думаете, уважаемые родители , о чем сегодня пойдет наш разговор?
Высказывания родителей
Сегодня наш разговор - о слове, о речи, о культуре общения.
Работа в группах.
-Давайте родители дадим определения, что такое слово, речь, язык, общение и культурные нормы.
1 группа. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией.
2 группа. Речь – средство передачи мыслей и чувств.
3 группа. Общение – это способ жизни человека.
4 группа. Культурные нормы – это привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, табу.
-Задумывались ли вы над тем, что означает слово “язык”?
С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли, передает другим. И это происходит благодаря языку.
Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа.
Однажды Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: “Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?”
Язык – это инструмент, им необходимо хорошо владеть.
По манере говорить – интонации, тембру голоса, набору слов и построению фраз мы судим о человеке и таким образом общаемся.
Своеобразие речи каждого человека составляют и его индивидуальный словарный запас, и набор грамматических структур, которыми он чаще всего пользуется, и, конечно, же интонации. Чем больше слов в багаже, тем четче, яснее человек может выразить свою мысль, тем убедительнее будут его доводы, тем легче ему общаться с людьми.
Ученые установили, что словарный запас А. Пушкина составлял 22933 слова. У большинства людей словарный запас значительно скромнее – около 4 тысяч слов, по другим данным не превышает 7-9 тысяч слов. Словом можно укрепить человека в надежде, поддержать в трудную минуту, направить к серьезным жизненным достижениям, но можно внести в его душу сумятицу и неуверенность, привести к беде. Недаром русский народ в своих пословицах отмечает: “Каков разум, таковы и речи”, “Слово не стрела, а ранит”.
-Подумайте и ответьте на вопрос, какую речь мы можем назвать качественной? (Ответы родителей).
Культура речи предполагает овладение всеми качествами хорошей речи: правильностью, чистотой, богатством, точностью, логичностью, выразительностью и уместностью.
Правильность речи– это прежде всего ее соответствие нормам литературного языка.
Нормы существуют на всех уровнях языка и подробно изучаются в соответствующих разделах (орфоэпические и акцентологические нормы связаны с правильным произношением и ударением; лексические нормы – с правильным употреблением слов; морфологические – с правильным употреблением различных форм слова; синтаксические нормы – с правильным построением предложений).
Правильность речи – это основное условие для овладения всеми остальными качествами хорошей речи. Что, например, можно сказать о культуре речи человека, который объясняется следующими фразами: Я приехал на трамвае (правильно: трамвай). Я сегодня одел пальто (правильно: надел). Я обычно ложу своидокУменты в пОртфель (правильно: кладу докумЕнты в портфЕль). Ясно, что в данном случае культура речи просто отсутствует, поскольку нарушены нормы литературного языка, хотя все эти фразы вполне понятны. Поэтому правильность речи – это фундамент для хорошей речи, которая отличается богатством, точностью, логичностью, выразительностью.
Чистота речи– это одно из проявлений правильности речи, но это качество имеет и самостоятельное значение.
Чистая речь – это речь, в которой отсутствует любая нелитературная лексика: слова-паразиты, грубые, жаргонные, просторечные слова, нецензурные выражения и т.д.
Это качество особенно заметно в устной речи. Чаще всего устная речь переполнена словами-паразитами: «вот», «значит», «так сказать», «как бы», «это самое», «понимаешь» и т.д. Они обычно используются для заполнения паузы, пока человек подбирает нужное слово или не знает, что сказать. Эти слова засоряют речь, и их чрезмерное употребление говорит о низкой речевой культуре. От слов, засоряющих речь, необходимо избавляться, повышая свою речевую культуру путем овладения всеми качествами хорошей речи.
Богатство речи связано со словарным запасом человека, с использованием всевозможных языковых средств. Чем разнообразнее речь, тем она богаче.
Богатая речь отличается многообразием на всех уровнях языка, она подразумевает и лексическое богатство, и синтаксическое, и интонационное.
Чтобы увеличивать словарный запас, необходимо как можно больше слов вводить в свое активное использование, для этого нужно внимательно относиться к новым, незнакомым, непонятным словам, сразу же прояснять их для себя и использовать в своей речи.
Все эти качества: правильность, чистота, богатство – связаны со знанием языка и использованием языковых средств в речи.
Такие качества речи, как точность и логичность, связаны не столько с языком, сколько с мышлением. В связи с этим вспоминается известное выражение: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает».
Точность речи– это умение четко и ясно выражать свои мысли. Оно предполагает хорошее знание предмета речи и лексического значения слов.
Точное выражение мысли важно для понимания. Приходилось ли вам слышать или говорить такие фразы: «Вы меня неправильно поняли. Я совсем не то имел в виду». Если возникают подобные ситуации непонимания, это свидетельствует о том, что речь говорящего не была точной, то есть он не смог выразить свою мысль так, чтобы его поняли правильно, сказать именно то, что он имел в виду, а не что-то другое.
Точная речь – это такая речь, которую нельзя понять неправильно, или понять не полностью, или понять двояко. Как, например, можно понять такую фразу: «Займи мне, пожалуйста, лучинку»? Вероятно, собеседник просит, чтобы его адресат пошел и занял у кого-то... но непонятно, что именно имеется в виду под «лучинкой», так как слово «лучина» означает «тонкая щепка сухого дерева, используемая в старину для освещения крестьянской избы». Вряд ли это именно то, что имел в виду говорящий. После долгих выяснений оказывается, что под «лучинкой» имелась в виду «луковичка», которую говорящий просил «одолжить» или «дать взаймы», а не «занять», то есть он совсем не хотел, чтобы его адресат шел и просил ее у кого-то.
Точность речи особенно важна в, понимании и использовании терминов. Так, в определении «Слово "зеленый" обозначает прилагательное» существует терминологическая неточность, так как лексическое значение этого слова связано с цветом, а прилагательное – это часть речи. В данном случае говорящий не различает эти понятия.
Существует также фактическая точность, которая связана с правильным отражением свершившихся фактов, правильным указанием времени, места, события и т.д.
При обращении к языку художественной литературы можно говорить об образной точности речи писателя. Образная точность достигается только тогда, когда автор нашел именно те слова, которые абсолютно точно передают ту мысль, которую он хотел выразить.
Логичность речи предполагает умение владеть логикой рассуждения, логично мыслить, знать и уметь применять языковые средства, способствующие смысловой организации высказывания.
Работу по повышению речевой культуры начинается в 1 классе и продолжаем до окончания школы.
Мы, начиная с Букваря, изучаем новые слова, объясняем их значение, учимся правильно ставить ударение , произносить и писать . Узнаём синонимы (слова имеющие одно значение, но разное написание), антонимы (слова с противоположным значением), многозначные слова ( слово одно, а значений много- плитка шоколада, плитка кафеля, плита газовая и т.д.)
На уроках русского языка 1 раз в неделю занимаемся развитием речи: изложения, сочинения, письмо по памяти, деформированные тексты, отзывы на произведение ( имеем памятки в учебнике, разрабатываем их совместно с детьми), участвуем в проектах.
Учимся пересказу художественных и научно -познавательных текстов на уроках литературного чтения, окружающего мира и т.д.
Учим до 15 стихов в год, предлагаемых программой литературного чтения, проводим конкурсы чтецов стихов по критериям с участием родителей.
Ведём разговор о красоте, образности, эмоциональности речи.
Мы развиваем культуру речи, но можно в семье продолжать наши усилия, так как бедная или ярко окрашенная речь детей зависит от того, какое внимание уделяется в семье.
Приведу примеры упражнений.
Как сказать по-другому: река течёт ( бежит, журчит, льётся)?
Узнай предмет по эпитетам: кудрявая, белоствольная, стройная?
Что бывает широким, узким, зелёным, хмурым, деревянным?
Река широкая, а ручей….
Ветер ( что делает?) воет, пыль поднимает, освежает, листья срывает, тучи гоняет…
Я надеваю увеличительные очки и теперь я вижу не дом, а домище; не кот, а котище…..
Составление рифм: мишка-шишка, оконце-солнце…
В учебнике по русскому языку есть «Странички для любознательных», где можно прочитать вместе с ребёнком интересный материал, обсудить предложенную тему.
Дидактические игры с родителями.
-А теперь немного поиграем, посмотрите на экран, найдите ошибки в ударении (работаем вместе).
1) Красивéе, мы так хóчем
Дóсуг, шóфер, прóцент, зáем,
Квáртал, пóртфель, билютень
Пóверх плана выполняем,
Áгентзвóнит целый день
А в этих словах поставим ударение вместе:
2) Алфавит, баловать, балую,
Досуг, торты, километр, облегчить,
Красивее, звонит, столяр, шоферов,
Фарфор, создан, мастерски.
Раздаю 12 карточек, на них пояснения «Говори правильно», родители зачитывают для всех.
3) Например, выражение «Сегодняшний день»
Данное выражение тавтологично, чтобы убедиться в этом , достаточно разобрать слово сегодня по составу: сей(этот) день . Вот и получается, что слово день в приведённом сочетании повторяется. Правильно сказать: нынешний день, сегодняшний случай.
«Иду со школы» Предлог со указывает , что движение направлено с поверхности чего-нибудь, поэтому не со школы, а из школы.
4) А теперь немного о происхождении слов.
Пельмени- это слово заимствовано из финского языка благодаря сложению слов пель- ухо и нянь- хлеб. Пельмени , действительно, напоминают по форме ухо. Их готовят из теста и мяса.
Салат- это слово связано с глаголом солить и первоначально означало «солёная зелень». Затем словом салат стали называть и другие разновидности этого блюда.
Квас. Кисель. Хотя по вкусу эти напитки совсем не похожи, их названия происходят от одного слова кысати, что означает киснуть. Первоначально квас и кисель считались кислыми напитками.
(Можно подобрать ещё несколько слов)
5)Важно поговорить и о вежливых словах. Заранее провести анкетирование детей и рассказать родителям о результатах.
-С какими словами обращаешься утром к маме, бабушке, папе? А вечером перед сном?
-С какими словами обращаешься утром к товарищам по классу, к учителю?
-С какими словами можно обратиться к незнакомому, чтобы пропустили вперёд , чтобы позвали кого-либо?( Будьте добры!, Будьте любезны! Пожалуйста!, )
-С какими словами можно обратиться к незнакомому, чтобы указали дорогу к музею, спросить время? ( Скажите, пожалуйста…)
-Что надо сказать , если тебе что-то подарили, угостили? (Спасибо, благодарю)
-Что сказать , если ошибся, не сделал, опоздал? ( Извините).
Ещё при Петре 1 были введены следующие правила.
| -Не говорите о человеке ничего в его отсутствие. -Бестактно прерывать разговор, если надо спросить срочно, надо прежде всего извиниться. -Во время беседы надо смотреть в глаза собеседнику, а не в сторону, не теребить пуговки собеседнику, не жестикулировать. -Не следует разговаривать с дальнего расстояния: через коридор, через улицу. -Находясь в компании не следует шептаться. |
-Это культура общения или культура речи?
Уважаемые родители! В этом направлении Ваша роль неоценима, Вы показываете пример культурного поведения, раскрываете нормы общения.
Человек, разговаривающий правильно и красиво, приятен окружающим. Пусть будет побольше добрых слов в нашем общении. Стократно прав Корней Иванович Чуковский, написавший: “Не для того наш народ вместе с гениями русского слова – от Пушкина до Чехова и Горького – создал для нас и наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощренными, гибкими, бесконечно разнообразными формами, не для того нам оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы с презрением, забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампованных фраз”.
Игра «Свеча».
| Педагог зажигает свечу и предлагает родителям встать в круг. Передавая осторожно зажженную свечу, родители говорят друг другу добрые пожелания. |
Приложение 1.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
- Придаёте ли вы значение развитию у ребенка правильной, грамотной речи?
- Какими способами?
- Умеет ли ваш ребенок регулировать громкость, темп своей речи?
- Уделяете ли вы внимание воспитанию культуры общения?
- Как вы считаете, говорит ли ваш ребенок бранные слова?
- Проводите ли вы профилактическую работу в этом направлении?
- На что надо обратить внимание педагогу в отношении вашего ребенка?
- Какие испытываете трудности в развитии речи ребенка?
Приложение 2.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Правила культурного общения:
А) Не говорите о человеке ничего в его отсутствие.
Б) Бестактно прерывать разговор, если надо спросить срочно, надо прежде всего извиниться.
В) Во время беседы надо смотреть в глаза собеседнику, а не в сторону, не теребить пуговки собеседнику, не жестикулировать.
Г) Не следует разговаривать с дальнего расстояния: через коридор, через улицу.
Д) Находясь в компании не следует шептаться.