СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "ОРКСЭ в 4 классе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поможет учитель в проведении родительского собрании.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "ОРКСЭ в 4 классе"»

  комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики

комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики

 4 класс – предмет «Основы религиозных культур и светской этики» . По выбору родителей изучается один из шести модулей:  основы православной культуры основы исламской культуры основы буддийской культуры основы иудейской культуры история мировых религий основы светской этики  Основные ценности курса: Отечество, культура, семья, религия, этика, духовность, патриотизм В каждой семье - свои традиции, религиозные и другие предпочтения. Школа их учитывает.

4 класс – предмет «Основы религиозных культур и светской этики» . По выбору родителей изучается один из шести модулей:

  • основы православной культуры
  • основы исламской культуры
  • основы буддийской культуры
  • основы иудейской культуры
  • история мировых религий
  • основы светской этики

Основные ценности курса: Отечество, культура, семья, религия, этика, духовность, патриотизм

В каждой семье - свои традиции, религиозные и другие предпочтения. Школа их учитывает.

Цели курса «Основы религиозных культур и светской этики» готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с осн. нормами светской и религ. морали, понимание их значения в выстраивании конструкт. отн. в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и соврем России; первоначальные представления об истор. роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать по своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовн. традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни. Воспитание есть там, где сформирована система ценностей.

Цели курса «Основы религиозных культур и светской этики»

готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

знакомство с осн. нормами светской и религ. морали, понимание их значения в выстраивании конструкт. отн. в семье и обществе;

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и соврем России;

первоначальные представления об истор. роли традиционных религий в становлении российской государственности;

становление внутренней установки личности поступать по своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовн. традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

Воспитание есть там, где сформирована система ценностей.

Учебный курс ОРКСЭ единая комплексная учебно-воспитательная система Все 6 модулей курса разработаны на единой методической основе Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ единая комплексная учебно-воспитательная система

  • Все 6 модулей курса разработаны на единой методической основе
  • Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Культуроведческое содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» Культура  как возделывание себя и мира, пространства поиска смыслов, ценностного поля, в котором существуют люди. Методика преподавания –  диалог, обсуждение, понимание, переживание ценностей культуры, знаков и символов мира, жизненного пути человека в пространстве культурного сценария, личной биографии, социальной реальности и историческом пространстве. Религия  как связь, вос c оединение верующего с Богом. Вера как образ особой духовной жизни.

Культуроведческое содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Культура как возделывание себя и мира, пространства поиска смыслов, ценностного поля, в котором существуют люди.

Методика преподавания

диалог, обсуждение, понимание, переживание ценностей культуры, знаков и символов мира, жизненного пути человека в пространстве культурного сценария, личной биографии, социальной реальности и историческом пространстве.

Религия как связь, вос c оединение верующего с Богом. Вера как образ особой духовной жизни.

Учебный модуль «Основы иудейской культуры » Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора - главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.     Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.     

Учебный модуль «Основы иудейской культуры »

  • Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора - главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.  
  •   Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.     
Учебный модуль «Основы буддийской культуры » Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.        Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.     

Учебный модуль «Основы буддийской культуры »

  • Введение в буддийскую духовную традицию.
  • Культура и религия.
  • Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности.
  • Буддизм в России.
  • Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.      
  • Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.     
Учебный модуль «Основы православной культуры » Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы православной культуры »

  • Введение в православную духовную традицию.
  • Культура и религия.
  • Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду.
  • Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
  • Православие в России.
  • Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.
  • Христианская семья и её ценности.
  • Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы исламской культуры » Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.     Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.     

Учебный модуль «Основы исламской культуры »

  • Введение в исламскую духовную традицию.
  • Культура и религия.
  • Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь.
  • Ислам в России.
  • Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.   
  • Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.     
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур » Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.   Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.     

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур »

  • Культура и религия.
  • Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира.
  • Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.  
  • Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.     
Учебный модуль «Основы светской этики » Культура и мораль. Нравственность и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в классе, школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.   Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.     

Учебный модуль «Основы светской этики »

  • Культура и мораль.
  • Нравственность и её значение в жизни человека.
  • Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов.
  • Государство и мораль гражданина.
  • Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Что значит быть нравственным в наше время?
  • Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в классе, школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
  •   Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.     
Почему для изучения курса ОРКСЭ выбран этот возраст?  ребенок в этом возрасте наименее конфликтен  у детей появляется потребность в новом содержании, обращении к внутреннему миру человека  у детей уже сформирована способность понимать смыслы на уровне понятий Добро, Совесть, Милосердие, Дружба  в этом возрасте возникает потребность в примере, идеале  ребенок «открывает» социальное разнообразие внутри класса

Почему для изучения курса

ОРКСЭ выбран этот возраст?

  • ребенок в этом возрасте наименее конфликтен
  • у детей появляется потребность в новом содержании, обращении к внутреннему миру человека
  • у детей уже сформирована способность понимать смыслы на уровне понятий Добро, Совесть, Милосердие, Дружба
  • в этом возрасте возникает потребность в примере, идеале
  • ребенок «открывает» социальное разнообразие внутри класса

Старшеклассник

Старший подросток

Младший подросток

Младший школьник

Находясь в некоторой среде общения – семье, образовательном учреждении, компании сверстников - ребенок как бы «заглатывает» те нормы и ценности, которые в этой среде главенствуют, а затем постепенно перерабатывает их, изменяя и приспосабливая к своим индивидуальным особенностям и жизненным целям. Но все очень не просто. Процессы «поглощения» и переработки социального опыта разнесены во времени. Есть целые этапы жизни, когда ребенок руководствуется в основном усвоенным, но не переработанным опытом. Живет чужим умом, сверхнормативен. А в другие периоды идет бурный процесс переработки, осмысления опыта, когда главным делом жизни становится жить не как все, быть непохожим на других. В конечном итоге, сложная спираль социально-психологического развития должна привести к социальной зрелости личности – состоянию гармонии типического и индивидуального в человеке. Но случается это не так быстро, как говорится, и не всегда. Потому что история взаимоотношений человека с нормами в детстве и юности драматична, полна опасностей, преодолеть которые без помощи и поддержки удается далеко не всем. На каждом этапе можно выделить некоторые принципиально важные задачи для взрослых, работающих с детьми. От эффективности их решения зачастую зависит, пойдет ли дальнейшее развитие естественным и продуктивным руслом.

Дошкольник

Уникальность курса – возможности взаимодействие ребенка, родителей и учителя, школы по жизненно важным вопросам: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Какое значение в жизни человека имеет семья? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает, а безнравственная разрушает? Какую значение имеет религия в жизни верующего человека?

Уникальность курса – возможности взаимодействие ребенка, родителей и учителя, школы по жизненно важным вопросам:

Что такое человек?

В чем смысл жизни?

Почему надо следовать добру и избегать зла?

Какое значение в жизни человека имеет семья?

Как правильно строить отношения с другими людьми?

Почему нравственная личность созидает, а безнравственная разрушает?

Какую значение имеет религия в жизни верующего человека?

Формы взаимодействия семьи и школы  в рамках изучения курса ОРКСЭ  Информирование родителей о темах и заданиях, в выполнении которых ожидается помощь родителей Участие родителей в выполнении домашних заданий - ответы на вопросы интервью, помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов, рассказы о культовых местах, религиозных святынях, показ фотографий или видеофильмов; Выступление членов семей с рассказами о семейных традициях; Участие и соавторство родителей и членов семьи в создании детских презентаций, итоговых проектов; Участие родителей подготовке к внеурочным мероприятиям; Формирование домашней библиотеки, организация домашнего чтения.

Формы взаимодействия семьи и школы в рамках изучения курса ОРКСЭ

  • Информирование родителей о темах и заданиях, в выполнении которых ожидается помощь родителей
  • Участие родителей в выполнении домашних заданий - ответы на вопросы интервью, помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов, рассказы о культовых местах, религиозных святынях, показ фотографий или видеофильмов;
  • Выступление членов семей с рассказами о семейных традициях;
  • Участие и соавторство родителей и членов семьи в создании детских презентаций, итоговых проектов;
  • Участие родителей подготовке к внеурочным мероприятиям;
  • Формирование домашней библиотеки, организация домашнего чтения.

Примеры «семейных» домашних заданий по курсу Обсуждение вопросов Каковы духовные, нравственные ценности нашей семьи? Какие друзья у вас были в детстве, как вы дружили?  Какой человек для вас в жизни является примером? Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора? Быть справедливым трудно? Подготовка фотографий, фотовыставки, альбома  Обсуждение семейных правил, обязанностей, праздников. Высказать свое отношение к суждению о добре, зле, справедливости, совести, милосердии и т.д .

Примеры «семейных» домашних заданий по курсу

  • Обсуждение вопросов

Каковы духовные, нравственные ценности нашей семьи?

Какие друзья у вас были в детстве, как вы дружили?

Какой человек для вас в жизни является примером?

Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора?

Быть справедливым трудно?

  • Подготовка фотографий, фотовыставки, альбома
  • Обсуждение семейных правил, обязанностей, праздников.
  • Высказать свое отношение к суждению о добре, зле, справедливости, совести, милосердии и т.д .

Оценивание по курсу В соответствии с п.10 ст.28 Закона

Оценивание по курсу

В соответствии с п.10 ст.28 Закона "Об образовании в Российской Федерации осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения - это компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации.

По курсу ОРСКЭ рекомендуется безотметочное оценивание , формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов учитываются при формировании портфолио учеников (проекты, дипломы за конкурсы, сертификаты за достижения, , грамоты, благодарности и т.д.)

Организация свободного добровольного информированного выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ для изучения их детьми Общее родительское собрание третьеклассников: представление информации о целях и задачах курса, знакомство с учителями по каждому модулю курса, представление учебников, содержания модулей Раздача форм заявлений Сбор заявлений, принятие решения о формировании групп по модулям Заказ недостающих учебников Приглашение родителей третьих классов (по желанию) на открытые занятия в четвертых классах

Организация свободного добровольного информированного выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ для изучения их детьми

  • Общее родительское собрание третьеклассников: представление информации о целях и задачах курса, знакомство с учителями по каждому модулю курса, представление учебников, содержания модулей
  • Раздача форм заявлений
  • Сбор заявлений, принятие решения о формировании групп по модулям
  • Заказ недостающих учебников
  • Приглашение родителей третьих классов (по желанию) на открытые занятия в четвертых классах