комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики
4 класс – предмет «Основы религиозных культур и светской этики» . По выбору родителей изучается один из шести модулей:
- основы православной культуры
- основы исламской культуры
- основы буддийской культуры
- основы иудейской культуры
- история мировых религий
- основы светской этики
Основные ценности курса: Отечество, культура, семья, религия, этика, духовность, патриотизм
В каждой семье - свои традиции, религиозные и другие предпочтения. Школа их учитывает.
Цели курса «Основы религиозных культур и светской этики»
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с осн. нормами светской и религ. морали, понимание их значения в выстраивании конструкт. отн. в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и соврем России;
первоначальные представления об истор. роли традиционных религий в становлении российской государственности;
становление внутренней установки личности поступать по своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовн. традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
Воспитание есть там, где сформирована система ценностей.
Учебный курс ОРКСЭ единая комплексная учебно-воспитательная система
- Все 6 модулей курса разработаны на единой методической основе
- Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Культуроведческое содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Культура как возделывание себя и мира, пространства поиска смыслов, ценностного поля, в котором существуют люди.
Методика преподавания –
диалог, обсуждение, понимание, переживание ценностей культуры, знаков и символов мира, жизненного пути человека в пространстве культурного сценария, личной биографии, социальной реальности и историческом пространстве.
Религия как связь, вос c оединение верующего с Богом. Вера как образ особой духовной жизни.
Учебный модуль «Основы иудейской культуры »
- Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора - главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
- Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы буддийской культуры »
- Введение в буддийскую духовную традицию.
- Культура и религия.
- Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности.
- Буддизм в России.
- Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
- Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы православной культуры »
- Введение в православную духовную традицию.
- Культура и религия.
- Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду.
- Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
- Православие в России.
- Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники.
- Христианская семья и её ценности.
- Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы исламской культуры »
- Введение в исламскую духовную традицию.
- Культура и религия.
- Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь.
- Ислам в России.
- Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
- Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур »
- Культура и религия.
- Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира.
- Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
- Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы светской этики »
- Культура и мораль.
- Нравственность и её значение в жизни человека.
- Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов.
- Государство и мораль гражданина.
- Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Что значит быть нравственным в наше время?
- Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в классе, школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
- Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Почему для изучения курса
ОРКСЭ выбран этот возраст?
- ребенок в этом возрасте наименее конфликтен
- у детей появляется потребность в новом содержании, обращении к внутреннему миру человека
- у детей уже сформирована способность понимать смыслы на уровне понятий Добро, Совесть, Милосердие, Дружба
- в этом возрасте возникает потребность в примере, идеале
- ребенок «открывает» социальное разнообразие внутри класса
Старшеклассник
Старший подросток
Младший подросток
Младший школьник
Находясь в некоторой среде общения – семье, образовательном учреждении, компании сверстников - ребенок как бы «заглатывает» те нормы и ценности, которые в этой среде главенствуют, а затем постепенно перерабатывает их, изменяя и приспосабливая к своим индивидуальным особенностям и жизненным целям. Но все очень не просто. Процессы «поглощения» и переработки социального опыта разнесены во времени. Есть целые этапы жизни, когда ребенок руководствуется в основном усвоенным, но не переработанным опытом. Живет чужим умом, сверхнормативен. А в другие периоды идет бурный процесс переработки, осмысления опыта, когда главным делом жизни становится жить не как все, быть непохожим на других. В конечном итоге, сложная спираль социально-психологического развития должна привести к социальной зрелости личности – состоянию гармонии типического и индивидуального в человеке. Но случается это не так быстро, как говорится, и не всегда. Потому что история взаимоотношений человека с нормами в детстве и юности драматична, полна опасностей, преодолеть которые без помощи и поддержки удается далеко не всем. На каждом этапе можно выделить некоторые принципиально важные задачи для взрослых, работающих с детьми. От эффективности их решения зачастую зависит, пойдет ли дальнейшее развитие естественным и продуктивным руслом.
Дошкольник
Уникальность курса – возможности взаимодействие ребенка, родителей и учителя, школы по жизненно важным вопросам:
Что такое человек?
В чем смысл жизни?
Почему надо следовать добру и избегать зла?
Какое значение в жизни человека имеет семья?
Как правильно строить отношения с другими людьми?
Почему нравственная личность созидает, а безнравственная разрушает?
Какую значение имеет религия в жизни верующего человека?
Формы взаимодействия семьи и школы в рамках изучения курса ОРКСЭ
- Информирование родителей о темах и заданиях, в выполнении которых ожидается помощь родителей
- Участие родителей в выполнении домашних заданий - ответы на вопросы интервью, помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов, рассказы о культовых местах, религиозных святынях, показ фотографий или видеофильмов;
- Выступление членов семей с рассказами о семейных традициях;
- Участие и соавторство родителей и членов семьи в создании детских презентаций, итоговых проектов;
- Участие родителей подготовке к внеурочным мероприятиям;
- Формирование домашней библиотеки, организация домашнего чтения.
Примеры «семейных» домашних заданий по курсу
Каковы духовные, нравственные ценности нашей семьи?
Какие друзья у вас были в детстве, как вы дружили?
Какой человек для вас в жизни является примером?
Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора?
Быть справедливым трудно?
- Подготовка фотографий, фотовыставки, альбома
- Обсуждение семейных правил, обязанностей, праздников.
- Высказать свое отношение к суждению о добре, зле, справедливости, совести, милосердии и т.д .
Оценивание по курсу
В соответствии с п.10 ст.28 Закона "Об образовании в Российской Федерации осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения - это компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации.
По курсу ОРСКЭ рекомендуется безотметочное оценивание , формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов учитываются при формировании портфолио учеников (проекты, дипломы за конкурсы, сертификаты за достижения, , грамоты, благодарности и т.д.)
Организация свободного добровольного информированного выбора родителями одного из модулей курса ОРКСЭ для изучения их детьми
- Общее родительское собрание третьеклассников: представление информации о целях и задачах курса, знакомство с учителями по каждому модулю курса, представление учебников, содержания модулей
- Раздача форм заявлений
- Сбор заявлений, принятие решения о формировании групп по модулям
- Заказ недостающих учебников
- Приглашение родителей третьих классов (по желанию) на открытые занятия в четвертых классах