СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание-практикум""Как помочь ребенку стать внимательным"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание-практикум""Как помочь ребенку стать внимательным"»

Родительское собрание-практикум

"Как помочь ребенку стать внимательным"


Цель: формирование понятия о внимании как важнейшей деятельности, необходимой в учебном процессе.

Задачи:

  • изучить в ходе собрания игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания у учащихся;

  • повышение психолого-педагогического уровня развития родителей.

Участники: классный руководитель, родители учащихся.

Подготовительная работа.

1. Приглашение родителей на собрание.

2. Проведение анкетирования родителей.


Анкета для родителей
(раздаётся родителям до начала собрания)

1) Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий (подчеркните один из предложенных ответов)?

- Да;

- трудно сказать (и да, и нет);

- нет.

2) Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?

- Да;

- трудно сказать (и да, и нет);

- нет.

3) Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание?

3. Анализ результатов анкетирования родителей, который проводится классным руководителем и председателем родительского комитета класса.

4. Подготовка совместно со школьным библиотекарем выставки книг, статей из журналов и газет о внимании и других познавательных процессах.

5. Подготовка для игровых групп листов с описанием игр.

6. Форма проведения: групповая.


Оформление, оборудование и инвентарь:

а) выставка книг, статей из журналов, газет о развитии внимания, о психологии познавательных процессов личности ребенка;

б) оборудованные игровые места для трёх родительских групп (столы с синим, красным и зелёными флажками);

в) листы с описанием игр;

г) реквизиты для игр: мяч, листы с текстами, карандаши;

д) компьютер для показа презентаций;

е) квадратики для проведения рефлексии;

ж) рекомендации-памятки для родителей.


Ход собрания

1. Установление свободной и доверительной атмосферы.

Звучит музыка. Родители занимают места, за столами с синим, красным и зеленым флажком, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.

2. Сообщение темы и целей родительского собрания.

Учитель открывает собрание, называет его тему, причины, побудившие провести такое собрание.

- Уважаемые мамы и папы! Тема сегодняшнего собрания выбрана не случайно. С проблемой невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети приступили к обучению. И это вполне понятно, потому учебная деятельность требует от ребёнка новых, более высоких форм произвольного поведения, способности управлять своими психическими процессами, в том числе и вниманием.

Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому среди родительских наставлений в начале школьного дня чаще всего можно услышать: «Будь внимательным! Не отвлекайся в школе! Соберись на уроке! Внимательно слушай учителя!» Для плохо успевающих школьников подобные призывы становятся весьма привычными. Однако если у ребёнка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями «быть более внимательным» здесь не обойтись. Но для начала давайте выясним, что же такое «внимательный ребёнок?»

Цель собрания: познакомить вас уважаемые родители с понятием внимания и его основными свойствами

Задачи: изучить в ходе собрания игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания у учащихся;

Слайд 1, 2. Презентация


3. Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: “Внимательный ребёнок - это …”. (Время для выполнения задания - 3 минуты)


4. Представитель каждой группы читает вслух коллективно предложенную фразу.

Классный руководитель обобщает мнение участников собрания.


5. Председатель родительского комитета класса выступает с сообщением о результатах анкетирования родителей и предлагает более детально разобраться на этом собрании в том, что такое внимание и как его развивать.

Учитель приводит результаты выполненных заданий учащимися.


6. Теоретическая часть.

- Успехи нашего ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависит от сформированности у него способности быть внимательным.

Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось это брюки…
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки…

Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но, выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение.

Концентрация внимания - умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство. Бывает рассеянным, несобранным.

Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточный объём внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.

Устойчивость внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим и т.п. легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.

Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.

Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Младшему школьнику это сделать очень трудно. Если необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребёнку могут стать мама и папа.

К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них я предлагаю, познакомиться на нашем родительском собрании.


7. Практикум.

Учитель группам родителей раздает листы с описанием игр или игровых упражнений для развития внимания. В течение 10 минут члены каждой микрогруппы знакомятся с их содержанием и готовят выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми.

Одну из наиболее понравившихся игр микрогруппа демонстрирует. В ней могут принимать участие члены данной группы или все участники родительского собрания. Для ознакомления и демонстрации предлагаются игры и игровые упражнения, описание которых предоставлено в книгах “Занимательное азбуковедение”, “Игры-шутки, игры-минутки”, “От игры к самовоспитанию”, “От игры к знаниям”.


Игры для первой группы

Игра «Не собьюсь»

По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того, чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Самый внимательный игрок тот, кто не произнесет запрещенное число и вовремя подпрыгнет. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или делящиеся на 5. Вместо их названия надо говорить слово «гоп».

Игра «Ищи безостановочно»

В течение 15-20 сек. Найти вокруг себя как можно больше предметов одной и той же формы, цвета, размера и т.д.

Игры для второй группы

Игра «Полслова за вами»

Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-либо слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например: паро-ход, звез- да. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.

Упражнение «Ладонь-кулак».

Руки на столе, поочередно одну разжимаем, другую - в кулак. При этом одновременно спрашивается таблица сложения или умножения.

Игры для третьей группы

Игра «Повтори быстро»

Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторили за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите».

Далее идет быстрый диалог- «перестрелка».

  • Ну, начали! Повторите - «стол»

  • Играющие говорят: «стол»

  • Повторите – «окно»

Играющие говорят: «окно»


Игра «Кто быстрее соберёт»

Ведущий раскладывает на столе, стульях, полках, подоконнике 5 различных предметов. Водящий с закрытыми глазами должен быстро собрать все вещи в том порядке, который укажет ему ведущий. (! Мин)

2. Игровые упражнения.

Даны напечатанные тексты (для упражнений дома можно взять старые газеты, журналы).

- Зачеркните первую букву каждого слова в заданном тексте (1 мин.).

- Зачеркните только букву “а” в тексте линией в одном направлении (1 мин.).

Зачеркните две буквы “а”, “у” в каждом слове линиями в разных направлениях (2 мин.).

После завершения демонстрации игр предложить родителям проверить и их внимание. Для этого учитель предлагает провести игру на внимание. Выбирается ведущий, который будет читать небольшой рассказ. Пятеро участников по очереди должны его повторить максимально близко к тексту, не искажая факты. Выигрывает тот, кто точнее повторит этот рассказ:

Жил в одной северной деревушке столяр по имени Андерсон, искусный мастер. Однажды, перед самым Новым годом, в то время как жена и дети наряжали елку, Андерсон выскользнул потихоньку из дому. У него в сарае был приготовлен мешок с подарками, хлопушками, конфетами — разными игрушками, и он хотел нарядиться Санта-Клаусом, постучать в дверь и обрадовать таким неожиданным появлением своих Петера, Марту и Олафа.

Столяр уложил подарки на санки и потащил их к крыльцу. Дом стоял на пригорке, склон был крутой, Андерсон торопился и вдруг поскользнулся, упал прямо на санки и вниз покатился. И — хлоп! — налетел с разгона на человека, который шел по дороге, — и в сугроб, не понять, где теперь руки, где ноги.

Очень прошу извинить меня! — сказал Андерсон, выбираясь из снега.


8. Заключительный этап.

- В качестве решения родительского собрания я предлагаю вам следующие рекомендации (“Памятки родителям”):

- помогите вашим детям стать внимательными;

- приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;

- играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания;

- научите играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют “школой внимания”;

- не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления;

- учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом.

9. Рефлексия.

1. В заключении собрании я предлагаю представителям каждой рабочей группы продолжить фразу: “Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание…”.

2. Родителям предлагается оценить информацию, полученную на собрании одним из трех квадратиков красного, синего, зеленого цвета.

Красный цвет – “считаю информацию, полученную на собрании полезной”;

синий цвет – “считаю информацию, полученную на собрании недостаточно полезной”;

зеленый цвет – “мне на собрании было не интересно”.


10. Минута благодарности.

- Уважаемые родители, я благодарю вас за активное участие в работе собрания и желаю вам успехов в воспитании детей!