Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Новоузенска Саратовской области»
Родительское собрание
Тема: «Пойми меня правильно!»
( собрание-практикум)
Автор: Солдатова Елена Ивановна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №1
Г.Новоузенска
Саратовской области»
Родительское собрание-практикум
Тема: «Пойми меня правильно!»
Цель: способствовать формированию у родителей навыков продуктивного общения с детьми.
Задачи:
Повышение педагогической культуры родителей.
Освоение конкретных приемов и методов семейного воспитания.
Выработка коллективных решений и требований к воспитанию детей.
Содействие сплочению родительского коллектива.
Данное собрание может быть проведено в начальных классах, т.к. материал подобран в соответствии с младшим школьным возрастом.
Материально-техническое обеспечение:
-Плакаты с цитатами «Впечатления детства оставляют след на всю жизнь» (Крупская Н.К), «В воспитательной работе нет пустяков….Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно» (МакаренкоА.С), «Ребенок должен быть уверен ,что его кто-то очень, очень, любит и он тоже кого-то любит безгранично» (Сухомлинский В.А.),
-карточки с заданиями для групп,
-воздушные шарики,
-магнитофон,
-буклеты по теме собрания,
-приглашения,
-сигнальные карточки.
Сценарный план собрания-практикума.
1.Орг.момент.
В классе звучит аудиозапись вальсов И.Штрауса, К.Вебера, Ф.Шуберта. На доске – плакаты, воздушные шарики внутри которых записки с вопросами, на стенде рисунки детей или сочинения, оформленные в виде плаката-газеты. Родители удобно располагаются на стульях, знакомятся с работами детей.
2. Вступительная беседа учителя.
-Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас в нашем классе. Сегодня у нас необычное собрание - собрание-практикум. О чем мечтает каждый родитель? О счастье своих детей. В сердцах матерей не только тревога о здоровье, но и о том, как воспитать детей, чтобы они стали гордостью, опорой, надеждой. Наша встреча называется «Пойми меня правильно». Давайте вместе обсудим вопросы, которые касаются и взрослых, и детей. Ваши анкеты показывают, что у каждого из вас свои трудности, тревоги и проблемы. (далее учитель зачитывает несколько ответов) Родители обсуждают, дополняют, высказываются.
- Каким должен быть идеальный ребенок? Каким должен быть идеальный родитель? ( в ходе обсуждения родители приходят к выводу, что воспитание ребенка нужно начинать с себя)
- А как это трудно начинать с себя, и сегодня мы вместе проанализируем причины возникновения барьеров в общении детей и родителей.
3. Практикум.
Задание № 1.
Прошу выйти 2 человек. Один-родитель, другой - ребенок. «Родитель» встает на стул, а «ребенок», подняв лицо, вытягивает руки, пытаясь дотянутся. Удобно ли вам? Исправьте ситуацию. Встают рядом.
- 1 причина, мешающая общению, - это разные позиции, глаз не видно, слов не слышно и душевное тепло исчезает.
Задание № 2.
Заранее подготовленные родители показывают сценку ( у женщины на работе неприятности, да ещё по дороге домой её обрызгал автомобиль, а дома ребенок протягивает дневник с плохой отметкой)
-Какой будет ваша реакция? (родители высказываются)
Учитель: итак, 2 причина, которая мешает нам- мы не учитываем наше душевное состояние, за проблемами в такой момент может не найтись места доброму слову.
Задание № 3.
-Представьте, что ваш ребенок, придя из школы заявляет: « Не хочу учиться, лучше буду работать». Как вы поступите? ( родители высказываются, вместе обсуждают разные варианты поведения) Учитель: 3 причина непонимания ребенка – разный жизненный опыт. В этом мире ребенок как иностранец и ему нужен опытный гид.
4. Работа в группах.
Родители делятся на группы для обсуждения различных ситуаций, которые напечатаны на карточках. Сначала обсуждение идет в группе, а затем – коллективное рассматривание ситуации и обсуждение.
Ситуация № 1
В вашей семье существует определенное распределение обязанностей по дому. Однажды вы обнаруживаете, что посуда не вымыта, мусор не вынесен и в комнате беспорядок. На ваше напоминание ребенок сказал: «Почему всегда я?»
Ситуация №2
Ваш ребенок приходит с улицы и жалуется: «Не пойду больше гулять! Меня все обижают, и со мной никто не дружит!»
Ситуация № 3.
В доме 1 телевизор. Мама хочет смотреть концерт. Папа – футбол по другой программе. Сын мечтает посмотреть мультфильм по третьей программе. Что делать?
- Уважаемые родители, расскажите о своей первой реакции на ситуацию. Какие вы подберете слова? Постарайтесь найти такие слова, которые помогут ребенку увидеть себя со стороны. Далее каждая группа обсуждает и затем говорит о своих решениях. При обобщении всех ответов учитель делает вывод:
«Слово не воробей, вылетит- не поймаешь». «Словом можно убить , словом можно спасти, словом можно полки за собой повести» - в этих строчках народная мудрость. Нужно бережно относиться к тем словам , которые мы говорим нашим детям.
5.Творческие задания.
Уважаемые родители! После таких трудных заданий нужна минутка отдыха. Разделитесь на 2 команды. Каждая команда на листочке рисует собирательный образ ребенка и затем комментирует свой рисунок.
Вспомните пословицы:
«При солнышке тепло, при …( матери добро)»
«Нет лучше дружка, чем …( родная матушка)»
« Детей воспитать - ( не курочек сосчитать)»
«Из одной клетки, да не ( равны детки)»
« Ребенок – что воск, что ( хочешь, то и сольешь)»
« Кобылка – брык, и жеребенок – (брык)»
« Не тот отец-мать кто родил, а кто ( вспоил, .вскормил, добру научил)»
« Родители трудолюбивы, и дети ( не ленивы)»
« Умел дитя родить, умей и ( научить)»
В пословицах и поговорках заключена народная мудрость, опыт прошлых поколений. Возрождение России как национального и культурного единства невозможно без восстановления утраченной самобытной культуры. Иногда и пословица может помочь в какой-то ситуации.
6 .«Острые вопросы»
Уважаемые родители! А сейчас вам предстоит ещё одно задание . Посмотрите на красивые воздушные шары, рядом с каждым шариком записка с вопросом. Вопросы «острые», если вам не понравился какой-то вопрос, то можно не отвечать.( родители выбирают вопросы , обмениваются мнениями)
Вопросы:
Какие совместные занятия с ребенком вы проводите вечером?
Следует ли просить прощения у ребенка, если вы виноваты?
Можно ли упоминать о проступке ребенка несколько раз или делать это в присутствии родственников или посторонних?
Как бы вы закончили фразу: мой ребенок успешно учиться, если я…?
7.Заключение.
Увы, мы, родители чаще нетерпеливы, нетерпимы и эгоистичны, хотя оправдываем это «благими намерениями». Наше раздражение, крики, выяснение отношений, обиды- все это стрессовые ситуации, это всегда детская боль от непонимания. Сегодня мы вместе пытались учиться избегать таких ситуаций. Ещё раз обращаю ваше внимание на тему собрания «Пойми меня правильно». В этой фразе- напоминание всем: и детям, и взрослым. Именно непонимание приводить нас к конфликтам. В каждой семье бывают такие мгновения, когда вы разговариваете с детьми и чувствуете удивительное родство, близость с ребенком, взаимопонимание и доверие. Такие разговоры неожиданно начинаются и подчас неожиданно заканчиваются. Но эти прекрасные мгновения остаются в памяти навсегда. Я надеюсь, что наша встреча была для вас полезной. ( учитель раздает буклеты с основными вопросами собрания на память)
Рефлексивно-оценочный компонент: покажите свое отношение к данному собранию. Спасибо!
Понравилось, узнал много полезного.
Мне все это уже известно, ничего нового.
Не понравилось.
7.Литература.
1.Борба М. Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ним бороться .М.,2006.
2.ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. М.,1991.
3.Некрасова З ,Некрасов Н.Перестаньте детей воспитывать -помогите им расти .М., София,2007.
4. Широкова Г.А, Жадько Е.Г.Практикум детского психолога. Ростов н/Д , 2005.
Анкета для родителей.
1.Считете ли Вы, что у вас есть взаимопонимание с ребенком?
2.Какие чувства Вы вызываете у ребенка: любовь, тревогу, страх ,жалость и т. д?
3.Слушается ли Вас ребенок? Почему?
4. Какова основная роль матери в воспитании?
5. Есть ли у Вас общие занятия и увлечения? Какие?
6.Каким Вы хотите видеть своего ребенка?
7. Каким должен быть родитель ,воспитывающий идеального ребенка?
8. Какими средствами можно этого добиться?
Полезные советы для родителей.
Присмотритесь к детям, прислушайтесь и вы поймете ,что ребенок- это личность, которая требует уважения, любви, принятия.
Следуя древней притче, чтобы помочь голодному, мало накормить его, надо научить его самому добывать пищу. В общении с ребенком не решайте его проблемы, учите его, как самому решить их.
Мудрые родители знают, как нужна детям ласка. Прикоснуться к ребенку- это значит прикоснуться к его душе.
Нет награды более отрадной, чем знать, что вам удалось добиться стойких изменений к лучшему в жизни ребенка.
Ситуация № 1
В вашей семье существует определенное распределение обязанностей по дому. Однажды вы обнаруживаете, что посуда не вымыта, мусор не вынесен и в комнате беспорядок. На ваше напоминание ребенок сказал: «Почему всегда я?»
Ситуация №2
Ваш ребенок приходит с улицы и жалуется: «Не пойду больше гулять! Меня все обижают, и со мной никто не дружит!»
Ситуация № 3.
В доме 1 телевизор. Мама хочет смотреть концерт. Папа – футбол по другой программе. Сын мечтает посмотреть мультфильм по третьей программе. Что делать?