Родительское собрание.
Тема: Режим дня и гигиена нервной системы дошкольника.
Цель:
- создать условия для ознакомления родителей с режимом дня и его значении для нервной системы дошкольника.
Задачи:
- дать понятие режима дня, раскрыть его структуру;
- способствовать заинтересованности родителей в соблюдении режима дня.
Предварительная работа: анкетирование родителей (о режиме дня детей дома)
Ход собрания:
- Уважаемые родители! Рады видеть вас на родительском собрании, в котором будете принимать участие вы, родители детей младшей группы.
Но для начала давайте с вами поиграем.
Упражнение «Передача чувств». Участники встают в шеренгу друг за другом. Первый человек поворачивается ко второму и показывает ему мимикой какое – либо чувство (радость, гнев, удивление и т.п.). второй человек должен передать третьему это же чувство, третий – четвертому и т.д. у последнего спрашивают какое чувство он «получил», и сравнивают с тем какое чувство было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство.
Тема нашего собрания сегодня режим дня и гигиена нервной системы. Такие знакомые для нас слова режим дня и гигиена, но давайте вспомним, что же это такое.
Режим дня – это научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
Гигиена – это ряд простых правил, которые помогают человеку оставаться здоровым. К ним относятся режим работы, режим сна, отдыха, рациональное питание, уход за кожей, гигиена одежды, жилища и т.д.
Режим дня для дошкольника – это важнейшее условие успешного физического воспитания и здорового образа жизни.
В структуру режима дня входят следующие компоненты:
· бытовые процессы (одевание, раздевание, сон, еда, умывание);
· занятия с детьми;
· прогулка;
· игры.
Основное требование к режиму – это учет возрастных особенностей детей.
У детей дошкольного возраста способность нервных клеток, находится в деятельном состоянии, весьма незначительна. У детей в отличие от взрослых нервные процессы не могут концентрироваться в определенных центрах, а распространяются по всей коре головного мозга. И как следствие такого состояния быстрая утомляемость нервной системы. Для нормального развития нервной системы и предупреждения раннего или сильного утомления во время бодрствования огромное значение имеет правильная организация режима детей
В результате ритмического повторения всех составляющих компонентов режима у детей образуются прочные динамические стереотипы жизнедеятельности, облегчающие переход от одного ее вида к другому.
Поскольку дети быстро утомляются, то для восстановления нормального состояния нервных клеток им необходим правильно организованный отдых. Продолжительность сна и частота его в дневное время с возрастом уменьшается. Для полноценного отдыха необходимо соблюдать некоторые правила:
- в теплое время года одежда для сна с коротким рукавом, а в жаркие дни просто плавочки;
- укладывать ребенка нужно все время в одно и тоже время;
- перед сном нельзя обильно кормить и поить ребенка;
- у ребенка должна быть отдельная кровать;
- перед сном недопустим просмотр телевизионных передач, подвижные игры и прослушивание страшных сказок;
- на подушке во время сна должна лежать только голова, а не весь корпус;
- нельзя долго пребывать в одном и том же положении.
Для правильного режима питания, также необходим рациональный режим. Если у ребенка сформирован такой режим, то к определенному времени пищеварительные железы начинают вырабатывать усиленно пищеварительные соки еще до приема пищи. И как следствие, у детей отмечается хороший аппетит и пища, поступившая в организм, быстро обрабатывается соками и хорошо усваивается.
Режим бодрствования также необходимо планировать. В детском саду режим бодрствования состоит из:
- прогулки;
- воспитательная и образовательная деятельность;
- игровая деятельность, занятия по собственному выбору;
- личная гигиена;
- самообслуживание, помощь другим.
Прогулки в любое время года обязательны для ребенка. Одежда для прогулки должна соответствовать сезону и погоде, она не должна стеснять движения и обеспечивать тепловой комфорт. В летний период пребывание на свежем воздухе увеличивается. Дети, увлеченные интересной деятельностью, на улице долго не чувствуют утомления. Но не бойтесь, если ребенок незначительно утомился, т.к. преодоление этого переутомления может быть полезным: оно способствует развитию подвижности и уравновешенности нервных процессов в коре головного мозга, тренирует нервную систему, повышает ее устойчивость и работоспособность.
Организуя образовательную деятельность, следует хорошо продумывать чередование различных видов деятельности. После занятий, игр, требующих значительного умственного и волевого напряжения, малоподвижного состояния, детям нужна деятельность подвижного характера, не связанная с большими усилиями. Спокойные игры после энергичных движений, сильного возбуждения являются для них отдыхом. Помещение должно быть хорошо проветрено, т.к. дети в душном помещении утомляются гораздо быстрее взрослых. Температура должна быть 20-21 градус.
Дети дошкольного возраста могут выполнять необходимый для их правильного развития режим дня только под руководством взрослых. Если дети не приучены к порядку и строгому режиму, то они растут раздражительными, капризными, с очень неуравновешенной нервной системой.
Уважаемые родители, придерживайтесь этих простых правил и дети будут расти активными, любознательными.
Анкета для родителей
Несерьезное отношение родителей к режиму дня своих детей опасно сказывается, как на здоровье ребенка, так и на процессе его воспитания.
Известно, что ребенок, который привык жить по режиму детского сада, охотно следует ему и дома. А это помогает успешно преодолевать все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима (отказ от еды, сна и др.)
Отсутствие правильного режима дня дома отражается и на состоянии ребенка в детском саду (повышенная утомляемость, сонливость, вялость или наоборот гипервозбудимость).
Пожалуйста, выберите подходящий вариант ответа:
- в котором часу Ваш ребенок ложится спать в будние и выходные дни?
в 21.00-21.30 в 21.30-22.00 в 22.00-22.30 позднее 22.30
- укладываете ли Вы Вашего ребенка в выходные дни на тихий час?
Да Нет Не всегда
- соблюдаете ли Вы режим детского сада в выходные дни (подъем, еда, прогулки, дневной сон)?
Да Нет Не всегда
- Посещает ли Ваш ребенок утреннюю гимнастику в детском саду?
Да Нет Не всегда
- если нет , то укажите по какой причине
__________________________________________________________________________________
- Как Ваш ребенок воспринимает занятия физкультурой в детском саду?
- равнодушно относится к ним - посещает с удовольствием
- не хочет посещать (укажите предполагаемую причину нежелания ребенка)_______________________________________________________________
- Есть у Вашего ребенка спортивная форма и обувь для занятий физкультурой в ДОУ?
Да Нет Частично
(есть форма, нет обуви;
есть обувь, нет формы)
Спасибо за сотрудничество!