Выступление на родительском собрании будущих первоклассников
Ход встречи.
- Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада видеть Вас в нашей школе. У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте. Своё выступление я хотела бы начать с таких слов:
«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребенок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега»… Лев КассИль.
Вспомните, как обычно, входит в воду человек? (Робко, сначала испытывает дискомфорт, потом некоторые постепенно, некоторые резко ныряют в воду, некоторым проще, когда их обрызгивают водой…). Примерно, также будут входить в школьную жизнь ваши дети. Но зато, вспомните, как невозможно потом нас вытащить из той самой воды, …что тем более дети, могут нам проводить часами.
О чем эти слова - о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. И в школу они приходят все совершенно разные.
Помните, никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого – то или чего – то лучше или чуже. Есть ДРУГОЕ! Можно сравнивать, но только результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это нужно делать для того, чтобы расти каждую секунду. Причем не только в учебе, но и поступках.
Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.
Часто родители уверены, что важно научить ребенка читать, считать, писать и никаких проблем с учебой не будет. Но иногда случается так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, придя в школу, постепенно снижает свою успеваемость.
Почему это происходит?
Оказывается, он не умеет думать самостоятельно, рассуждать, анализировать, сравнивать предметы и явления, у него недостаточно развиты внимание и память, зрительное и слуховое восприятие.
Как подготовить ребенка к успешному обучению в школе?
Одним из главных условий успешной учебы ребенка является его здоровье. Поэтому родителям нужно сохранять и укреплять здоровье детей, нервную систему, проверить слух, зрение, приучать к правильной осанке. Важным условием сохранения здоровья ребенка является правильно организованный режим дня, чередование умственной и двигательной активности ребенка, смена труда и отдыха.
Наряду с заботой о физическом здоровье, необходимо заботиться о психическом и умственном развитии ребёнка. С ним нужно заниматься каждый день от 15 до 30 минут. Главное в занятии с ребёнком не количество часов, а их регулярность. Чем чаще вы будете заниматься, тем лучше будет развиваться ваш ребёнок.
К моменту поступления в школу будущий первоклассник должен знать: (см. Приложение 1)
Очень часто родители задают такой вопрос: Нужно ли учить ребенка читать? Если вы решили научить ребенка читать, то сначала нужно проконсультироваться с учителем, изучить методику обучения чтению.
Но правильнее всего будет если ребенок сначала научится слышать звуки, из которых состоят слова.
Начните с игры:
- назови как можно больше слов, которые начинаются со звука К, Д ит. д.
- назови слова, которые заканчиваются звуком М, Р,О.,
- Я буду называть слова, а ты если услышишь звук С - хлопни. (конь, стол, цветок, крыша, кросс, руль и т. д.)
- Сосчитай сколько звуков я произнесла (Н-Р: сон, стол, лес.)Когда ребенок научится слышать и различать звуки, можно приступать к обучению чтению.
Важнейшим моментом является развитие речи ребенка.
Дошкольник должен уметь:
- произносить все звуки
(Если ребенок не выговаривает какие-либо звуки, то необходимо упражняться в этом. Употреблять в разговоре с ребенком чаще слова, в которых содержаться эти звуки. Обратитесь к логопеду.
- Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
- Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.
- Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.
- Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
Развивать словарный запас ребенка помогут игры:
"Что делает этот предмет?" Солнце, ветер, медведь,.
"Закончи слово". Взрослый называет первый слог, ребенок должен - его договорить.
"Наоборот" высоко -, далеко, добрый -, тепло -, толстый -.
"Дополни предложение" Н-Р: Зимой на улице холодно потому, что.
- отгадывайте загадки, сочиняйте рассказы. стихи.
Физкультминутка:
Пяточка-носочек - раз, два, три!
Пяточка-носочек - раз, два, три!
А теперь потопаем, ручками похлопаем,
А еще попрыгаем, ножками подрыгаем.
Покружились вправо - раз,
Покружились влево - два.
Ну и снова еще раз повторяем этот пляс………
- Как вы думаете какой самый сложный предмет в школе для первоклассника? (Письмо)
Т. К. не всегда развита мелкая моторика рук
Замечена такая закономерность: дети, которые до школы с удовольствием рисовали, лепили, что-то мастерили, успешно овладевают навыками письма.
Развитию мелкой моторики способствуют такие упражнения:
-лепка
-вырезание из бумаги
- работа с конструктором
- раскрашивание
-штриховка. Проводимые линии должны быть чёткими, прямыми.
. Если у ребёнка линии получаются кривые, то нужно давать больше заданий на штриховку фигур. При этом объясните: одну фигуру раскрась ведя карандашом сверху вниз, а другую справа налево. Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
- вышивание
- собирание бус и др.
Развивая мелкую моторику, развиваются не только мышцы пальцев рук, но и развиваются клетки головного мозга.
Несколько слов о воспитании и правилах поведения
Ребёнок должен понимать, что со взрослыми в школе и в других местах нужно вести себя не так как с родителями, бабушкой и дедушкой. Он должен уметь соблюдать достаточную дистанцию в общении с педагогом. И даже если учитель шутит или играет с детьми, то ребенку всё равно не следует выходить за рамки своей роли ученика.
Родителям необходимо научить ребенка элементарным правилам поведения:
а) приучить к аккуратности (любое поручение проверять)
б) научить укрощать свои желания: учить его тому, что “можно”, а что “нельзя”; учить отличать, что “хорошо”, а что “плохо”. Ребенок должен знать, что такое “хочу”, и что такое “надо”.
2. Научить уважать собеседника, не прерывать его и правильно к нему обращаться (знать правила вежливости).
3. Научить дружить (воспитывать чувство товарищества)
4. Научить слушать и выполнять требования взрослых.
5. Нужно приучать ребенка к труду. Воспитывать его так, чтобы он не боялся работы, любил работать. Установите для ребенка круг обязанностей, которые должны систематически выполняться.
Навыки самообслуживания у дошкольника нужно отрабатывать и развивать:
- следить за своим внешним видом
- самостоятельно умываться, чистить зубы
-уметь пользоваться расческой, носовым платком
- аккуратно складывать вещи
- убирать свое рабочее место
- самостоятельно одеваться и раздеваться
- мыть руки перед едой, аккуратно кушать и убирать за собой со стола.
Условия успешности обучения в школе: здоровье, кругозор, психологическая готовность, адекватная самооценка, познавательный мотив, желание учиться.
Свое выступление я хотела бы закончить экспериментом «Хлопок».
Покажите мне Вашу ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Ну как? Либо не выходит, либо тяжело и рука быстро устает. Согласны? Ваши предложения…Нужна вторая ладошка. Я предлагаю Вам альянс. Я и наши учителя готовы дать вам вторую ладошку. Давайте попробуем. Я заметила, вы улыбались. Это же здорово! Я желаю вам всегда улыбаться, когда вы вместе с учителями будете «делать хлопок» в жизни. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Помните, каким бы профессионалом не был учитель, пусть он будет даже мастером…никогда без вашей помощи ему не сделать того, что можно сделать вместе. И запомните самое главное – дети, это ваше богатство.
Успехов Вам и – больше веры в себя, и в возможности своего ребёнка!