Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Россошанский техникум сельскохозяйственного и строительного транспорта»
Роль семьи
в профилактике
девиантного поведения подростков.
Россошь 2018
Формы девиантного поведения.
- Преступность
- Алкоголизм
- Наркомания
- Проституция
- Экстремизм
- Суицид .
Перечень законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих профилактику суицидального поведения обучающихся
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 41)
Порядок межведомственного взаимодействия на территории Воронежской области в случае совершения попыток суицида несовершеннолетними с целью предупреждения рецидивного поведения и стабилизации психологического состояния ребенка, утвержденный правительством Воронежской области в 2017 году
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (статья 9, 14)
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Факторы, связанные с девиантным поведением подростков и молодежи:
- Фактор среды;
- Институциональные особенности (жизни профессиональной образовательной организации);
- Статус подростка в социуме;
- Индивидуальные особенности
Индивидуальные особенности подростка:
- Обычно описываются как незрелые, одинокие, с плохо развитыми социальными навыками, отсутствие близких друзей и кругом общения, низкой самооценкой, плохо справляющимися с трудностями и стрессом,
- чувствительность к критике, психологическая уязвимость,
- находится в состоянии хронического или острого стресса,
- чувствует себя неполноценным, отвергнутым, беспомощным,
- депрессивная симптоматика, суицидальные наклонности,
- склонность к компенсаторному фантазированию (неразрешимое противоречие между успешностью и величием в фантазиях и неудачами в реальной жизни).
Основные причины самоубийств среди подростков и молодежи в период 2011-2015 (96 случаев)
.
Основные причины и мотивы суицидального поведения у подростков
.
Мотив
Причина
Личность
Выделяют пять групп мотивов суицидального поведения:
1. протест;
2. призыв;
3. избежание наказания;
4. самонаказание;
5. отказ от жизни (практически не встречается у подростков).
Мотив 1. Протест, месть
- Возникает в ситуации конфликта.
- Присутствует враждебность, агрессивность к объекту конфликта.
- Смысл суицида - наказание.
Пример: школьница просила маму отпустить ее с ночевкой к подруге. Получив отказ, девочка повздорила с матерью, заперлась в своей комнате и выбросилась из окна.
Мотив 2. Призыв
- Попытка привлечь внимание к ситуации и себе для получения помощи. Совершается под влиянием переживаний безысходности, беспомощности, тщетности всех усилий по исправлению создавшегося положения.
Пример: 14-летняя Г., выбросившаяся с 11 этажа, накануне прыжка написала, что если ее бросит любимый, то она отправится в рай. В самый разгар подростковой вечеринки случился конфликт с молодым человеком, через час после которого девушка покончила с собой.
Мотив 3. Избегание наказания
- Уход от наказания или страдания совершается под влиянием страха, угрозы «личностному существованию». Страх часто дополняется стыдом и ненавистью к себе.
Пример: 14-летний Н. покончил жизнь самоубийством, через повешение, после того как не вошел в состав молодежной сборной по хоккею. В посмертной записке признался, что боялся гнева отца, который очень жестко воспитывал сына.
Мотив 4. Самонаказание
- Искупление «собственной вины» путем совершения суицидальных действий. Часто развивается при депрессии.
Пример: «Пряча все внутри я превратилась в злое создание. Я устала. Простите меня близкие мои, что часто ругаюсь с Вами. Простите, что я родилась такой. Я хочу опять стать ребенком, чтобы меня любили и гладили».
Период, предшествующий суициду
1. Короткий (несколько часов/минут), импульсивный, аффективный как правило связан с разочарованием в других.
Мотив – протест, призыв, избежание наказания.
2. Длительный (до года) – прямое или косвенное обращение за помощью, как правило наличие депрессивного состояния, переживание своего бессилия изменить ситуацию.
Мотив – самонаказание, призыв.
Стадии протекания:
- 1. Хроническое напряжение (стресс) – буллинг, отвержение, одиночество
- 2. Неконтролируемое напряжение (социальная изоляция, отсутствие социальных связей/привязанностей и системы поддержки, неучастие в социальном договоре, фантазирование)
- 3. Острое напряжение, стресс
- 4. Планирование (на этой стадии знаки – «утечки»: мысли, прямые или косвенные высказывания о самоповреждении или самоубийстве,
- (угрозы в той или иной форме, хвастовство, предсказания по поводу будущего, ультиматумы), озвучивание фантазий в письмах, дневниках, песнях, рисунках, татуировках, социальных сетях)
- 5. Акт суицида/агрессии
Нужные слова
№
Если Вы слышите
1
Обязательно скажите
Ненавижу учебу, класс
2
3
Все кажется таким безнадежным
Никогда не говорите
Всем будет лучше без меня!
4
Вы меня не понимаете!
5
Я совершил(а) ужасный поступок
6
А если у меня не получится?
№
Если вы слышите
п/п
1
Обязательно скажите
Ненавижу учёбу, класс.
2
3
Никогда не говорите
Что у нас происходит, из-за чего ты себя так чувствуешь?
Всё кажется таким безнадёжным.
4
Всем было бы лучше без меня!
Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь
Когда я был в твоём возрасте. Да ты просто лентяй
Подумай лучше о тех, кому ещё хуже, чем тебе
Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твоё настроение. Скажи мне, что происходит
Вы не понимаете меня!
5
6
Не говори глупостей. Давай поговорим о чём-нибудь другом
Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать
Я совершил ужасный поступок.
Кто же может понять молодёжь в наши дни. Никому не нужны чужие проблемы
Давай сядем поговорим об этом
А если у меня не получится?
Если не получиться, мы подумаем, как это сделать по-другому. Если не получится, я буду знать, что ты сделал всё возможное
Что посеешь, то и пожнёшь!
Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!
Центр Экстренной Психологической помощи МГППУ
Центр Экстренной Психологической помощи МГППУ
Куда обращаться в кризисных ситуациях?
- Детский телефон доверия: 8-800-2000-122
- Горячая линия «Ребенок в опасности» Следственного комитета РФ:
для абонентов сотовой связи Воронежской области 123 или 8 (473) 222-60-02 ,
- КУЗ Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер:
8 (473) 253 – 14 – 60
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ