Родительское собрание №3 от 13 февраля 2013 года.
Тема: "Самовоспитание школьника - воспитание сознательной дисциплины"
Ход собрания.
Сегодня мы собрались, что бы обсудить сложившую ситуацию, а именно, обсудить результаты первого полугодия. Недовольны остались все, и родители, и учителя, и дети. Чтобы не быть голословным давайте посмотрим на результаты.
Итоги воспитательной и учебной работы за период 2012-2013 уч.года.
Диагностика уровня воспитанности;
Диагностика участия учащихся в воспитательной работе класса;
Диагностика успеваемости за 3 года обучения;
Почему снижается успеваемость?
Давайте все вместе сегодня разберемся. Существуют 2 основных фактора успеваемости:
Повышающий… что сюда относится?
Понижающий… что относится сюда?
« Вызов ассоциаций».
Назовите ассоциацию, которая возникает у вас со словом « дисциплина». Называют ее сначала дети, а потом родители, а классный руководитель записывает в столбик на доске.
« Осмысление». Вступительное слово учителя. В словаре русского языка С. И. Ожегова записано: « Дисциплина - … обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение, установленному порядку, правилу ».
Соответственно дисциплинированный человек – это человек подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный.
В чем конкретно проявляется школьная дисциплина?
Прежде всего она требует от учащихся аккуратного посещения учебных занятий, добросовестного выполнения домашних заданий, соблюдения порядка на уроках и во время перемен, четкого выполнения всех учебных поручений. Школьная дисциплина предусматривает также добросовестное выполнение учеником требований и поручений педагогов, администрации школы и ученических организаций. Она обязывает каждого строго соблюдать правила, касающиеся отношения его к другим людям, а также выражающие требования к самому себе.
Нарушение дисциплины в школе затрудняет учебные занятия и мешает подготовке школьников к соблюдению правил поведения в обществе.. Недисциплинированные ученики нередко и после окончания школы нарушают трудовую дисциплину, становятся на путь хулиганства, правонарушений, приносящих вред обществу. Поэтому в школьные годы проводится большая воспитательная работа, направленная на предупреждение нарушения дисциплины и порядка.
Как же мы в 7 б классе относимся к дисциплине, всегда ли ведем себя подобающим образом?
Плохая дисциплина, а отсюда и слабая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема. Все мы не похожи друг на друга. Я зачитаю выдержки, а вы узнаете себя.
Кто-то постоянно сидит на последней парте, надеясь, что его не вызовут отвечать.
Кто-то приучает учителей к мысли, что его вообще нельзя трогать — для этого он угрюмо молчит, когда его вызывают к доске.
Кто-то превращается в настоящего клоуна для всего класса и несет какую-то чушь, когда вдруг становится совсем тихо.
Кто-то списывает у друзей или сдает на контрольных пустые листки.
Кто-то опаздывает на уроки, или вообще не приходит на занятия.
- Теперь я попрошу вас , ребята, высказаться о вашем поведении, кто желает?
- А сейчас я представляю слово активу класса. Я попрошу вас высказаться о том, что происходит на уроках, кто мешает учебному процессу?
Несомненно, что во многих случаях действует эффект стадности. Сильное стремление стать «своим» в определенной группе, приобрести признание одноклассников, толкает вас на самые экстравагантные дисциплинарные нарушения?
Необходимо наконец-то обратить внимание на себя и заняться собственным развитием, самовоспитанием.
Самовоспитание направленно на формирование вас как личности.
В самовоспитание проявляется активная жизненная позиция личности, и из этого можно сделать вывод, что самовоспитание нуждается в активном осознании личностью своего «Я». И самосознание тесно связано с воспитанием, выступая в роли его продолжения. Во многих случаях, люди, сами ставят перед собой определенные цели и задачи, намечают пути их решения и начинают настойчиво добиваться поставленной цели.
Примеров тому в истории очень много, например, Демосфен, известный древнегреческий оратор, еще юношей мечтал овладеть искусством публичного выступления, но первое же из них закончилось полным провалом. Его освистали, потому что он имел слабый голос, был косноязычен... Другой на его месте оставил бы свои честолюбивые мечты. Но Демосфен поступил по-другому. Он разработал целую систему упражнений и стал упорно овладевать ораторским искусством. Уединяясь, он тренировал свой голос, отрабатывал жесты. Чтобы избавиться от косноязычия, подкладывал под язык мелкие камешки и произносил импровизированные речи. Упорство и воля позволили Демосфену достичь поставленной цели: он стал выдающимся оратором.
Большое значение самовоспитанию придавал Л.Н. Толстой. В юности он завел дневник, в котором фиксировал свои недостатки и намечал пути их преодоления. Благодаря работе над собой, он сумел преодолеть лень, тщеславие, лживость и многие другие дурные наклонности и выработал в себе человеколюбие, наблюдательность, творческое воображение, память.
А.П. Чехов в одном из своих писем жене отмечал: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр., и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что».
Известен случай, когда ученик 6 класса поставил перед собой цель – преодолеть неграмотность по русскому языку, и в течение продолжительного времени ежедневно переписывал в тетрадь различные тексты на русском языке, стараясь запомнить написание отдельных слов, разобраться в знаках препинания, пока не стал уверенно писать классные диктанты и изложения, а также другие письменные работы. И подобных случаев в школьной практике случается немало.
«Каким я должен быть?» Чтобы ответить на этот вопрос надо знать самого себя.
Активная деятельность – основное условие формирования личности и ее качеств. Побуждение к самовоспитанию должны быть, с одной стороны, чувство неудовлетворенности собой, стремление к новому. Но, с другой стороны, необходимая вера в себя.
А вот что показывает анкета по самоуправлению.
Этапы самовоспитания:
1. Этап принятия решения: все начинается с принятия твердого решения о необходимости личного самосовершенствования. Без этого важного элемента невозможно осуществить целенаправленное самовоспитание. Важным элементом первого этапа выступает выбор или формирование идеала, к которому можно стремиться в процессе самовоспитания. Идеал можно выбрать или создать.
2. Этап самопознания: ученик стремиться познать себя в соответствии с выбранным идеалом. В процессе самопознания происходит выявление и самооценка уровня развития того или иного качества или свойства личности. В рамках этого этапа также происходит формирование и уточнение ценностей и ориентиров человека.
3. необходимо составляет программу или план, в которых отражается то, над чем предстоит работать, примерные сроки достижения намеченного.