СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Сердце ребенка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Сердце ребенка"»

Матрица

Коуч-тренинга детско-родительских отношений

«Сердце ребенка»


Цель: гармонизация детско-родительских отношений.


Задачи:

  • дать родителям возможность осознать детско-родительские отношения, стать более открытыми;

  • актуализировать позитивный эмоциональный опыт;

  • стимулировать рефлексию родителей над собственными воспитательными установками;

  • сформировать умения уважать желания и потребности ребенка.


Целевая группа: родители воспитанников старшей группы.


Форма проведения: коуч-тренинг


Оборудование: ноутбук, принтер, мультимедийная доска, большой мяч, кукла, мольберт, ватман, оформление кабинета в виде цитат о воспитании, платки.



Тема

Время

Инструменты (формы работы)

«Сердце ребенка»

3 минуты

Вступление, упражнение на разогрев группы


Педагог: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о важных аспектах воспитания детей. Но, для начала, давайте встанем в круг и немного поиграем.


Упражнение «Круг радости»

Родители становятся в круг. Педагог говорит:

— У меня сегодня радостное настроение, и я хочу им с вами поделиться. Вытяните вперёд руки, поверните их ладонями вверх, и наш «мяч радости» будет катиться по ним, даря вам моё радостное настроение.

Главное правило: нельзя уронить мяч или перебросить его, он должен именно катиться.


Педагог: Все мы родом из детства, и большинство психологических проблем взрослых людей именно из детства. Часто самые близкие люди сами программируют малыша на неуспех в жизни, инфантильность, лень, безалаберность, безразличие к окружающим людям, в том числе, и родным. Потом они удивляются: Почему их взрослый ребёнок такой не самостоятельный и безынициативный? Почему он не умеет и даже ради своего блага не хочет ничего делать сам? Почему готов целыми днями лежать на диване и постоянно пытается переложить ответственность на других? Почему он, маменькин сынок или дочка, не может ни с кем найти общий язык, не способен сопереживать близким? Легко ли жить с таким человеком?

Предлагаю вам послушать небольшую притчу об одном отце и его дочери.

3 минуты

Притча о детско-родительских отношениях

Притча о детско-родительских отношениях

Однажды к мудрецу пришел человек.

- Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык? Она жестокая. Зачем ей сердце?

Мудрец сказал:

- Когда ты вернешься домой, напиши ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей.

На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:

- Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок!? Было плохо. А стало еще хуже! Она вернула мне рисунок, полная негодования!

- Что же она сказала тебе? - спросил мудрец.

- Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»


Мораль: ребенок – это отражение своих родителей, их поведения, поступков, взглядов на мир. От того, как воспитывают ребенка зависит то, каким человеком он станет, как будет относиться к миру, окружающим людям, к нам самим.

Сегодня, воспитывая ребенка мы привыкли кричать, наказывать, угрожать. Иногда в порыве гнева или воспитательного бессилия мы говорим ребенку или делаем такие вещи, которые делать нельзя.

Педагог: Давайте разберем некоторые практические ситуации из обычной жизни. Прошу желающих выбрать по одной ситуации и зачитать вслух.

10 минут

На отдельных листочках написаны ситуации. Родители выбирают одну из них, зачитывают вслух и совместно отвечают на вопросы.

Ситуация 1

Пятилетний Володя, приходя утром в детский сад, сразу начинает бегать и кричать. Очень сложно переключить его внимание на спокойное занятие. А если, подчиняясь требованию воспитателя, он садится за стол, то ребенок сразу же закатывает истерику. Так он стал вести себя недавно. Почему? В беседе с мамой выясняется, что семья переехала на новое место жительства в Колу, и родители пока вынуждены возить сына в прежний детский сад. «Вероятно, ребенок в пути устает», - делает предположение воспитатель. «Этого не может быть, - возражает мать. - Ведь он всю дорогу сидит».

Вопросы: Действительно ли ребенок устал?  Чем объяснить такую особенность детского организма - быструю утомляемость от ограничения движений или однообразной деятельности?

Решение. Когда ребенок долгое время находится в статичном положении, нагрузка падает на одни и те же группы мышц и соответствующие центры нервной системы, при этом наступает быстрое утомление. Если деятельность ребенка разнообразна, то, следовательно, меняется и нагрузка; не работающие в данный момент мышцы и нервные центры отдыхают, набираясь сил.


Ситуация 2

За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»

Мама: Почему у тебя вся одежда мокрая?

Дима: Воспитательница сказала, что очень старался.

Мама: Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею!

Дима: Я ещё дома попробую такую птичку сделать

Мама: Вот теперь пойдёшь в мокром. Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.

Вопрос: В чём мама допускает ошибку? Как бы Вы поступили на её месте?

Решение: гаснет интерес, желание делиться своими переживаниями, не доводит до конца начатое дело; словесный стимул. Надо дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты сможешь; будьте рядом с ребёнком, а не над, объяснитесь с ним на равных.


Ситуация 3

Таня (4 года) Бабушка, я хочу помочь тебе помыть посуду, можно?

Бабушка, увидев это: Ой-ой. Что ты! Посуда очень дорогая и легко бьется. Иди лучше поиграй со своей куклой.

Вопросы: Как вы оцениваете высказывание бабушки, и каковы могут быть его последствия?  

Что можно предложить бабушке при подобном случае еще?  

Решение.  Бабушка не права. При таком подходе желание трудиться у ребенка может постепенно исчезнуть. Девочку необходимо включать в совместную деятельность, направляя ее действия. Чтобы сформировать устойчивый мотив труда, необходимо обучать Таню конкретным трудовым навыкам, оценивать результаты ее работы. Совместная трудовая деятельность оказывает большое влияние на психическое развитие детей. В доброжелательной атмосфере, созданной взрослыми, дети начинают понимать значимость труда, находят эффективные способы его выполнения. Можно налить в тазик воды и дать девочке посуду из небьющегося материала! Родителям недостаточно показывать детям свое трудолюбие, необходимо обучать их трудовым операциям! Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что–то делал по дому.


Педагог: Вы большие молодцы, очень успешно справились с этим заданием. Теперь я предлагаю вам провести одну необычную игру.

15 минут

Психологическая тренинг-игра для родителей воспитанников «Родительские запреты и ограничения»

Цель игры: наглядно представить родителям последствия поступков, слов и действий по отношению к детям, их влияние на дальнейшую судьбу будущих взрослых.

Оборудование: шарфы и платки по числу посланий.

Ход игры

Давайте рассмотрим ситуацию, когда мама с малышом идут в детский сад. Вы – любящая мама, заботитесь о ребёнке, очень его любите и следите за его здоровьем. Делаете всё, чтобы малыша не продул холодный ветер, чтобы он не промок и не испачкался. Конечно же, запрещаете бегать по улице, прыгать по лужам, собирать камни и тянуть в рот всякую грязь. Задумывались ли вы когда-нибудь о скрытом смысле слов и действий, которые позволяете себе по отношению к ребёнку? О посланиях и установках, на которые вы неосознанно программируете детей, и об их последствиях? Наша игра будет называться запрет «Запрет». 

(Педагог приглашает 2-х человек на роль ребёнка и взрослого.)

1.Педагог: Утро, вы со своим малышом спешите в детский сад. Малыш энергичный и очень любознательный, он задаёт много вопросов, постоянно дёргает маму за руку и пытается что-то ей сказать.

Ребёнок: Мама, смотри, смотри, что это там? Куда кошка побежала? Как эта машина называется? Что это собачка делает?

Мама: Перестань глазеть по сторонам! Смотри под ноги, упадёшь в лужу! (Педагог завязывает «ребёнку» шарфом глаза.)

Педагог: Послание: ничего не видеть! 


2. (У мамы звонит телефон, она отвечает на звонок коллеги. Малыш внимательно слушает разговор.)

Ребёнок: Мама, а что такое «начальник-зараза»?

Мама: Ты почему уши развесил? Как не стыдно! Сколько раз тебе повторять: во взрослые разговоры вмешиваться нельзя! (Педагог завязывает «ребёнку» шарфом уши.)

Педагог: Послание: никого не слышать!


3.Ребёнок: А меня Машка ждёт в детском саду, которая…

Мама: Ой, некогда! Идём быстрее, хватит болтать, закрой рот. («Ребёнку завязывают шарфом рот.)

Педагог: Послание: не разговаривай!


4. Ребёнок идёт молча и на ходу пытается поднять какую-то веточку.

Мама (кричит в ужасе): Выброси эту гадость сейчас же, она грязная! Что у тебя за руки! Всё хватаешь, вечно они у тебя в грязи! («Ребёнку шарфом завязывают руки.)

Педагог: Послание: ничего не делай руками. Но ребёнку становится скучно. После дождя на тротуаре остались лужи, и малыш начинает скакать по ним.


5.Мама: Это что такое?! Ты на кого похож?! Сам вывозился и меня обрызгал! Стой смирно. Не прыгай, дай вытру тебя салфеткой! («Ребёнку завязывают шарфом ноги.)

Педагог: Послание: не ходи.

Мама в праведном гневе отругала малыша. Как ей идти на работу? Она вся в грязных брызгах! А ребёнок стоит и ревёт.


6.Мама: Что ты разнылся?! Чего ты ревёшь? Нечего реветь, сам виноват. Не надо было по луже скакать. Замолчи, кому сказала! Позоришь только меня. («Ребёнку» перевязывают шарфом сердце.)

Педагог: Послание: не испытывай чувства.


Уважаемые, родители, посмотрите на нашего «ребёнка». Он весь завязан. Сможет он в таком состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно, быть любознательным? А как вы думаете, какой человек вырастет из такого ребёнка? Легко ли ему будет в жизни? А окружающим его людям? Очевидно, что все действия и слова «любящих» родителей негативно влияют на развитие ребёнка и на всю его дальнейшую жизнь. Однако, в каждом случае можно найти компромисс. Давайте попробуем это сделать вместе! (Педагог обсуждает с родителями возникшие ситуации и по мере нахождения компромисса постепенно снимает с «ребёнка» шарфы.)

Не завязывать глаза – посмотреть вместе или переключить внимание ребёнка на что-то другое, более полезное, интересное.

Не завязывать уши – взять за правило разговаривать при ребёнке спокойно, не ругаться, не обманывать собеседников. Стараться в то время, которое проводите с ребёнком, не отвлекаться на другие занятия и следить за своей речью.

Не завязывать голову – разрешить ребёнку думать, рассуждать, анализировать. Взрослому научиться признавать свои ошибки и извиняться за них.

Не завязывать рот – выслушать.

Не завязывать руки – после прогулки вымыть руки.

Не завязывать ноги – обуть резиновые непромокаемые сапоги и одеть комбинезон.

Не привязывать к маме – отпустить немного вперёд.

Не завязывать сердце – выслушать, понять, посочувствовать и пожалеть ребёнка.

Уважаемые взрослые, сейчас мы с вами нашли варианты решения некоторых проблем. Каждый знает, что не следует запрещать ребёнку познавать окружающий мир. Малыш развивается только в познании окружающей среды и в общении с родителями, но на практике не всегда удаётся создать для этого условия.

Мы все очень заняты, ощущаем дефицит свободного времени и поэтому уделяем своим малышам недостаточно внимания. Как много мгновений, которые не были наполнены общением с детьми! Если взрослые не изменят своё поведение, то однажды могут услышать:

(звучит запись детского голоса)

«Мама, ты когда-то научила меня ходить и говорить, зачем же теперь заставляешь сидеть и молчать? Я же так тебя люблю, мамочка!»

Педагог: Давайте будем более внимательными и чуткими к нашим детям. Сейчас хочу вам предложить поучаствовать еще в одной игре. Она называется «Лепестки».

7 минут

Упражнение «ЛЕПЕСТКИ»

Цель: повышение уровня принятия своего ребенка родителями.

Материалы: Заготовленные бланки в виде цветочных лепестков для каждого участника (с пустыми лепестками) и большой лист ватмана, на котором изображен цветок без лепестков.

Этапы работы: Участники делают в своих бланках записи по темам, указанным в образце. Работают молча. Через 5 минут можно собрать у всех участников лепестки и закрепить цветок на ватмане.

Вопросы на лепестках:

  • Три вещи, которые мне нравятся в моем ребенке;

  • Чем я восхищаюсь в своем ребенке;

  • Чем я горжусь в своем ребенке.


Обсуждение: У нас получился очень красивый цветок. Этот цветок символизирует ребенка. Согласитесь, если в жизни цветок будет находиться в холоде, его будут обрывать, не удобрять его землю и не поливать, то вырастет некрасивым. С ребенком то же самое: чтобы вырасти умным, счастливым и успешным ребенку необходимо бережное отношение, любовь, теплота.

7 минут

Завершение встречи

Педагог: В завершение нашей встречи хочу прочитать для вас стихотворение Э.Асадова «Берегите своих детей»


Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их.

Детской ласкою дорожите
Это счастье! Короткий миг
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.

Педагог: А сейчас прошу Вас высказаться, что вам сегодня особенно понравилось и запомнилось, было ли для Вас сегодня что-то новое.


Упражнение «Венок впечатлений» 

Участники родительского коуч-тренинга, сплетясь руками, составляют венок. При этом каждый говорит о том положительном, что было на собрании. Ведущий говорит, что данный венок позволяет полученным знаниям, положительным чувствам не рассыпаться, а окрепнуть, опираясь на плечо и опыт своих новых друзей, родителей группы. Об этом всегда может вспомнить каждый участник.


Педагог: Всем спасибо за участие!


Продолжительность – 45 минут