Психологическая тренинг-игра для родителей воспитанников «Родительские запреты и ограничения» Цель игры: наглядно представить родителям последствия поступков, слов и действий по отношению к детям, их влияние на дальнейшую судьбу будущих взрослых. Оборудование: шарфы и платки по числу посланий. Ход игры Давайте рассмотрим ситуацию, когда мама с малышом идут в детский сад. Вы – любящая мама, заботитесь о ребёнке, очень его любите и следите за его здоровьем. Делаете всё, чтобы малыша не продул холодный ветер, чтобы он не промок и не испачкался. Конечно же, запрещаете бегать по улице, прыгать по лужам, собирать камни и тянуть в рот всякую грязь. Задумывались ли вы когда-нибудь о скрытом смысле слов и действий, которые позволяете себе по отношению к ребёнку? О посланиях и установках, на которые вы неосознанно программируете детей, и об их последствиях? Наша игра будет называться запрет «Запрет». (Педагог приглашает 2-х человек на роль ребёнка и взрослого.) 1.Педагог: Утро, вы со своим малышом спешите в детский сад. Малыш энергичный и очень любознательный, он задаёт много вопросов, постоянно дёргает маму за руку и пытается что-то ей сказать. Ребёнок: Мама, смотри, смотри, что это там? Куда кошка побежала? Как эта машина называется? Что это собачка делает? Мама: Перестань глазеть по сторонам! Смотри под ноги, упадёшь в лужу! (Педагог завязывает «ребёнку» шарфом глаза.) Педагог: Послание: ничего не видеть! 2. (У мамы звонит телефон, она отвечает на звонок коллеги. Малыш внимательно слушает разговор.) Ребёнок: Мама, а что такое «начальник-зараза»? Мама: Ты почему уши развесил? Как не стыдно! Сколько раз тебе повторять: во взрослые разговоры вмешиваться нельзя! (Педагог завязывает «ребёнку» шарфом уши.) Педагог: Послание: никого не слышать! 3.Ребёнок: А меня Машка ждёт в детском саду, которая… Мама: Ой, некогда! Идём быстрее, хватит болтать, закрой рот. («Ребёнку завязывают шарфом рот.) Педагог: Послание: не разговаривай! 4. Ребёнок идёт молча и на ходу пытается поднять какую-то веточку. Мама (кричит в ужасе): Выброси эту гадость сейчас же, она грязная! Что у тебя за руки! Всё хватаешь, вечно они у тебя в грязи! («Ребёнку шарфом завязывают руки.) Педагог: Послание: ничего не делай руками. Но ребёнку становится скучно. После дождя на тротуаре остались лужи, и малыш начинает скакать по ним. 5.Мама: Это что такое?! Ты на кого похож?! Сам вывозился и меня обрызгал! Стой смирно. Не прыгай, дай вытру тебя салфеткой! («Ребёнку завязывают шарфом ноги.) Педагог: Послание: не ходи. Мама в праведном гневе отругала малыша. Как ей идти на работу? Она вся в грязных брызгах! А ребёнок стоит и ревёт. 6.Мама: Что ты разнылся?! Чего ты ревёшь? Нечего реветь, сам виноват. Не надо было по луже скакать. Замолчи, кому сказала! Позоришь только меня. («Ребёнку» перевязывают шарфом сердце.) Педагог: Послание: не испытывай чувства. Уважаемые, родители, посмотрите на нашего «ребёнка». Он весь завязан. Сможет он в таком состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно, быть любознательным? А как вы думаете, какой человек вырастет из такого ребёнка? Легко ли ему будет в жизни? А окружающим его людям? Очевидно, что все действия и слова «любящих» родителей негативно влияют на развитие ребёнка и на всю его дальнейшую жизнь. Однако, в каждом случае можно найти компромисс. Давайте попробуем это сделать вместе! (Педагог обсуждает с родителями возникшие ситуации и по мере нахождения компромисса постепенно снимает с «ребёнка» шарфы.) Не завязывать глаза – посмотреть вместе или переключить внимание ребёнка на что-то другое, более полезное, интересное. Не завязывать уши – взять за правило разговаривать при ребёнке спокойно, не ругаться, не обманывать собеседников. Стараться в то время, которое проводите с ребёнком, не отвлекаться на другие занятия и следить за своей речью. Не завязывать голову – разрешить ребёнку думать, рассуждать, анализировать. Взрослому научиться признавать свои ошибки и извиняться за них. Не завязывать рот – выслушать. Не завязывать руки – после прогулки вымыть руки. Не завязывать ноги – обуть резиновые непромокаемые сапоги и одеть комбинезон. Не привязывать к маме – отпустить немного вперёд. Не завязывать сердце – выслушать, понять, посочувствовать и пожалеть ребёнка. Уважаемые взрослые, сейчас мы с вами нашли варианты решения некоторых проблем. Каждый знает, что не следует запрещать ребёнку познавать окружающий мир. Малыш развивается только в познании окружающей среды и в общении с родителями, но на практике не всегда удаётся создать для этого условия. Мы все очень заняты, ощущаем дефицит свободного времени и поэтому уделяем своим малышам недостаточно внимания. Как много мгновений, которые не были наполнены общением с детьми! Если взрослые не изменят своё поведение, то однажды могут услышать: (звучит запись детского голоса) «Мама, ты когда-то научила меня ходить и говорить, зачем же теперь заставляешь сидеть и молчать? Я же так тебя люблю, мамочка!» Педагог: Давайте будем более внимательными и чуткими к нашим детям. Сейчас хочу вам предложить поучаствовать еще в одной игре. Она называется «Лепестки». |