Вступительная часть | - Здравствуйте, уважаемые родители! Мы сегодня собрались для обсуждения одной из самых актуальных проблем. Ваши дети пошли в первый класс. Им необходимо привыкнуть к новым условиям существования. Как вы считаете, легко ли им справиться с этой задачей? - Я бы хотела обратиться к журналу «Молодой учёный», а именно, к статье «Проблемы адаптации первоклассников к образовательному процессу». Организм первоклассника адаптируется к новым условиям и требованиям в несколько этапов. Физиологи выделили три таких этапа: Первые 2–3 недели обучения в организме ребенка происходит физиологическая буря, когда все системы работают на пределе. Новые условия и сильно перенапряжения становятся причиной высокой заболеваемости первоклассников в данный период адаптации. Второй этап адаптации характеризуется процессами неустойчивого приспособления. Организм ребенка находит адекватные нагрузкам реакции, степень напряжения идет на спад. Относительно устойчивое приспособление сопровождается значительно уменьшающимся напряжением организма при реакции на новые нагрузки [2, с. 302]. Адаптация ребенка к школе может занять от двух недель до полугода, ее длительность зависит от множества факторов. К факторам, которые осложняют адаптацию относятся депривация, низкий уровень предварительной подготовки к школе; двигательные нарушения; нарушения в формировании познавательных процессов; соматическая слабость; эмоциональные расстройства; низкий уровень социализации. - Посмотрите, насколько серьёзной проблемой является процесс адаптации. Можем ли мы, взрослые, им помочь? Вам не кажется, что мы порой и сами оказываемся в тупике: что делать? Убеждена, что вы готовы помогать своим детям. Но как это сделать, чтобы не нанести ребёнку вред? -Как вы поняли, о чем мы будем говорить? -Наше собрание пройдет в форме круглого стола. Тема нашего занятия: Проблема адаптации первоклассника в школе. Какой результат вы хотели бы получить по окончанию нашего собрания? Давайте вместе определим цель родительского собрания, обобщая ваши запросы. У нас получилась такая цель: познакомиться с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения и определить эффективные пути преодоления проблем адаптации первоклассника в школе. | Приветствуют друг друга Отвечают на вопрос Отвечают - Сегодня мы поговорим о проблеме адаптации первоклассников в школе и о путях их преодоления. Пытаются сформулировать цель |
Основная часть | - Предлагаю для начала разобраться, что же такое адаптация? Какие ассоциации с этим словом у вас возникают? - Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Начало учебного года сильно меняет весь образ жизни ребёнка. Теперь вместо беззаботных игр ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться новым правилам школьной жизни, выполнять требования учителя. И ко всему этому нужно приспосабливаться, привыкать. Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему. Дубровина И.В. определяет адаптацию как процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, новым условиям жизни. - После того, как ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Возьмите листочки и напишите, какое чувство вас переполняет в тот период, когда ребёнок находится в школе. - Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Физиологические условия адаптации ребенка к школе: Организм должен привыкнуть работать в новом режиме – это физиологическая адаптация. В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов. Первые 2-3 недели называют "физиологической бурей" или "острой адаптацией". Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем. Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением. Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Насколько трудно организму ребенка перестроиться на школьную жизнь? Очень трудно. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, по некоторым исследованиям даже не некоторые, а 60% детей! У многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и недомогания. - Давайте поиграем. Разбейтесь по парам с тем человеком, с которым вы хороши знакомы. Один человек в паре закрывает глаза, а второй должен направлять его руки. Необходимо расставить цифры по порядку. А теперь сядьте с тем человеком в пару, с которым вы незнакомы и сделайте тоже самое. Те родители, чьи глаза были закрыты, скажите, вам было удобно в своих ролях? Что хотелось сделать? Было ли вам страшно? В какой паре вам было легче работать: в первой или во второй? Вывод: первоклассник как слепой котенок, ему уютнее и комфортнее со знакомым, любящим его человеком. И задача родителя: помочь ребёнку подружиться и, возможно, полюбить учителя и одноклассников - Психологические условия адаптации ребёнка к школе. Для оптимизации адаптационного периода первоклассников им необходимо помочь познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами. Для первоклассников особенно важно: - помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник - не школьник). Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного школьного обучения, ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях. Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и твердо встать на позицию школьника, а также сформирует эмоционально-положительного отношение к школе; - простроить режим дня школьника. Составить режим школьного дня с обоснованием его последовательности; - ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь; - научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости); - развивать у детей способность управлять своими эмоциями, то есть развитие произвольности поведения. Школьник должен уметь внимательно слушать и точно выполнять задание, предлагаемые в устной форме и по зрительно воспринимаемому образцу; - развивать навыки общения. Навыки общения позволят адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Не стоит удивляться, если через какое-то время родители детей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнутся с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т. п. Необходимо научится адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего, покажите ребенку, что Вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжить ходить в школу, показать искреннюю веру в его возможности. | Предлагают варианты Обсуждение, для выявления проблем и трудностей Отвечают на вопросы |