Подготовил воспитатель:
г.Северодвинска
МБДОУ №57 «Лукоморье»
средней группы «Незабудка»
высшей квалификационной категории
Людинчан Алла Сергеевна
Родительское собрание в форме Викторины
Актуальность.
Кто в ответе за безопасность ребенка дошкольного возраста? Ответ однозначен – родители, что естественно не исключает делегирование своих обязанностей няне, воспитателю в ДОУ и другим лицам. Родители должны всегда оценить потенциальную опасность для ребенка в том или ином месте и приложить все усилия по её снижению.
Без сомнения, тема детской безопасности настолько обширна, что её сложно даже вкратце раскрыть в рамках одной консультации. Этим вопросам посвящены целые книги, методические рекомендации и научные исследования.
В настоящее время эта тема становится все более актуальной. Конечно, мы не можем полностью оградить себя и своих деток от таких случаев, но вполне в наших силах максимально снизить риск их возникновения. Достаточно задуматься о том, как это сделать, и возможно именно ваши дети не станут случайными жертвами преступления.
Научить детей безопасности – задача непростая. Но делать это нужно с самых маленьких лет. Ведь формируется культура безопасности на всю жизнь. Конечно, самое главное при этом – собственный пример родителей. Их безопасное поведение, соблюдение правил, забота, поддержка и защита.
В связи с вышеизложенным ставим цель: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах безопасности жизнедеятельности детей.
Для реализации поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
- формирование знаний родителей о возможных опасностях для ребёнка дошкольного возраста;
- сохранение жизни и здоровья детей;
- формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребёнка.
Форма проведения: викторина
Адресная группа: родители средней группы «Незабудка»
Материалы: чистые белые листы, простые карандаши, шариковые ручки, презенация.
Оборудование: ноутбук, проектор.
Используемая литература:
Башинова С.Н., Матвеева Н.Г. Ульянова Э.Э. советы психолога по основам безопасности жизни детей. Детский сад от А до Я. Научно методический журнал для педагогов и родителей – 2006г. №4.
Белая К.Ю. – Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64с.
Формирование культуры безопасного поведения у детей 3 – 7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры / авт. сост. Н.В. Коломеец. – Волгоград: Учитель, 2011, 168с.
Хромцова Т.Г. воспитание безопасного поведения быту детей дошкольного возраста. – М.: Педагогическое общество России. 2005г.
Викторина «Путешествие в страну Безопасности»
Уважаемые родители!
Сегодня на собрании мы поговорим о безопасности наших детей. Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую наших детей подстерегает множество опасностей и ребёнок, попадая в различные жизненные ситуации - может просто растеряться. Задача нас, взрослых, - остерегать и защищать ребенка, правильно подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Все мы - педагоги и родители - пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровье наших детей?». Давайте вместе постараемся найти ответ на него.
Скажите, что такое безопасность? (ответы родителей)
Безопасность - это положение, при котором не угрожает опасность кому-(чему)-ни будь. (Словарь Ожегова)
Безопасность – это образ жизни, который гарантирует здоровье и счастливое будущее.
Безопасность - обеспечение сохранности от угроз жизни и здоровья человека. Тема детской безопасности актуальна в любой день и час.
Наконец-то приближается долгожданное лето – время, когда всем можно отдохнуть от ежедневных забот. К тому же лето – время открытий, больших и маленьких. Скоро многие из вас отправятся в отпуск. И, чтоб ваш отпуск прошел не только весело и беззаботно, но и ещё и безопасно. Поэтому сегодня я предлагаю вам поучаствовать в нашей викторине.
Воспитатель: И первое, что нужно сделать это разбиться на пары по собственному желанию. Определитесь, пожалуйста, кто из вас будет играть роль слепого, а кто роль поводыря. Ваша задача: пройти по обозначенному маршруту, выполняя свои роли (поводырь ведет слепого). Определяется маршрут, даются указания о направлении движения. Какие чувства испытывали «слепые»? (Неуверенность, страх или спокойствие, потому что был уверен в поводыре...) Какие чувства испытывали «поводыри»? (Ответственность, тревогу за партнера...) Как вы думаете, а в отношениях родитель — ребенок кто какую роль выполняет? (Ребенок — это слепой, а родитель — поводырь.) Совершенно верно, мы заботимся и беспокоимся о своих детях, как о слепых котятах, стараясь за них определить их дальнейший шаг. Не проще ли научить своего ребенка навыкам безопасного поведения? И начинать это надо уже в дошкольном возрасте. Какие опасности могут подстерегать ребенка? Что больше всего беспокоит родителя ребенка среднего дошкольного возраста? (Ответы родителей.)
А теперь я вам предлагаю игру «Безопасное Детство». Каждому участнику присваивается номер. Вам нужно будет ответить на несложные, но очень важные вопросы варианты ответов предлагаются.
Вопрос №1. Собираясь в детский сад, что можно положить ребенку в карман по его просьбе?
стеклянную бутылочку для игры в «Парикмахерскую»;
баночку с витаминами «Ревит»;
деньги для игры в «Магазин»;
мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т. п.);
печенье, конфеты;
носовой платочек.
Вопрос №2. Чтобы ребенок не потерял варежки, вы?
попросите воспитателя, чтобы он был более внимательным к вашему чаду;
дадите наказ малышу, чтобы он был более внимательным на прогулке;
пришьете их на резинку.
Вопрос №3. Что меньше всего защищает вас от простуды и гриппа?
Вопрос №4. Назовите правила поведения при обнаружении запаха газа в квартире?
не включать свет и электроприборы;
не зажигать спички;
открыть окна и форточки;
звонить в газовую службу от соседей по телефону –104;
оповестить соседей о случившемся.
Вопрос №5. Перечислите правила поведения при пожаре в квартире?
не открывать окна;
не тушить водой загоревшиеся электроприборы;
дышать через мокрую ткань;
к выходу двигаться, пригнувшись, выставив вперед локти, по направлению движения потока людей;
покиньте помещение, закройте за собой дверь;
вызовите пожарную охрану по телефону101;
сообщите о пожаре соседям.
Вопрос №6. Назовите правила поведения при контакте с домашней и бродячей собакой?
не гладьте незнакомых животных;
не трогайте собаку, когда она ест или кого-то охраняет, особенно если рядом ее детеныши;
не толкайте и не нападайте в шутку на хозяина собаки;
не убегайте от собаки, не поворачивайтесь к ней спиной;
чтобы отогнать бродячую собаку, бывает достаточно поднять с земли камень или палку;
с домашними животными, часто хорошо дрессированными, лучше не размахивать руками, а громко и четко отдать команду: «Фу!» или «Нельзя!».
Вопрос №7. Как мы, взрослые, можем обеспечить безопасность в детском саду и за пределами его?
родители должны передавать ребенка ЛИЧНО ВОСПИТАТЕЛЮ;
ребенок не должен уходить из сада с незнакомыми людьми, даже если они сослались на его родителей;
родители обязаны предупредить воспитателя о том, кто придет за ребенком;
воспитатель должен сообщить родителям, если за ребенком пришли посторонние люди, о которых родители не предупреждали;
можно-ли без ведома воспитателя забирать ребенка из детского сада, а также поручать это детям, подросткам в возрасте до 16 лет, лицам в нетрезвом состоянии;
ребенку не обязательно знать свой адрес, фамилию, имя, отчество родителей и их телефон.
Следующим этапом нашей викторины будет задание называется оно «Запреты». На левой стороне листа выписать те запреты, которые наиболее часто используются родителями. Тогда в правую часть листа нужно перенести те запреты, от которых можно отказаться, поскольку их нарушение прямо не угрожает здоровью и жизни детей.
Запреты, которые наиболее часто используются родителями. | Запреты, от которых можно отказаться, поскольку их нарушение прямо не угрожает здоровью и жизни детей. |
Не разбрасывать вещи Не грызть ногти Не садиться за стол с грязными руками Не бегать по лестницам и др. | |
По желанию родители озвучивают, что у них получилось. Совместно обсуждаем.
В результате на левой стороне листа останутся только те нормы, выполнения которых следует неукоснительно требовать путем прямых запретов. Такое перераспределение правил при необходимости можно произвести несколько раз — это облегчит отбор запретов, действительно имеющих жизненно важное значение для дошкольников.
В правой части листа окажется перечень нежелательных действий, также требующих регулирования. Для введения правил по этому списку необходимо найти позитивные способы воздействия на детей. Например, вместо прямого запрета «Не оставляй после себя беспорядок» лучше сначала помочь ребенку в уборке, а затем продемонстрировать ему результат: «Посмотри, как у нас теперь красиво и уютно».
А сейчас давайте с вами разберем основные навыки безопасного общения с незнакомцами.
Если ребенок самостоятельно ходит один по улице, играет во дворе, необходимо обучить его нескольким правилам безопасного общения с незнакомцами. Каким? (ответы родителей)
оставаться все время рядом с друзьями, с людьми;
немедленно отойти от края тротуара, если рядом притормозила машина или если она медленно едет следом. Что бы ни говорил водитель, нужно держаться от машины подальше;
уйти подальше от незнакомца, который смотрит или хочет приблизиться. Нужно быть готовым позвать на помощь;
не садиться в машину к незнакомцу, если он приглашает покататься;
никуда не ходить с незнакомым человеком (если он обещает подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе);
если незнакомый взрослый хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое- либо строение, надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!»
уметь сказать «нет» ребятам, которые хотят втянуть в опасную ситуацию;
не входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых.
У дошкольника среднего возраста ещё не до конца сформированы психические и психофизиологические процессы. Поэтому, родители, постарайтесь проводить прогулку совместно с детьми либо с другими совершеннолетними членами семьи. Не пренебрегайте безопасностью своих детей и не отпускайте гулять с несовершеннолетними членами семьи. Это важно!
А теперь мы с вами разберем правила безопасного поведения ребенка в доме.
Бывают ситуации, когда нам, в силу обстоятельств, приходится оставить ребёнка дома одного. Именно о том, какие опасности подстерегают маленького человечка в квартире или дома, мне и хочется напомнить.
С какого возраста можно оставлять ребенка одного? Это зависит от многих обстоятельств: возраст вашего ребенка, его самостоятельность, и насколько вы ему доверяете. Необходимо постепенно приучать ребенка оставаться одного. Назовите какими должны быть основные правила, если ребенок остается один дома? (ответы родителей).
на видном месте напишите телефоны, по которым он может быстро связаться (ваша работа, мобильный, милиция, скорая помощь, пожарная охрана, соседи);
постоянно повторяйте правила поведения, устраивайте маленькие экзамены, разбирайте ошибки;
сами неукоснительно выполняйте правила по безопасности. Будьте примером:
выучите с ребенком, как его зовут, и как зовут его родителей, а также домашний адрес и телефон;
исключите в квартире малейшую возможность возгорания, потопа, и прочих техногенных «катастроф». Проверьте, не оставили ли вы включенной воду или газ, выключили ли электронагревательные приборы;
уберите все предметы, которыми он может пораниться;
закройте окна и тщательно заприте входную дверь;
уходя в вечернее время, не забудьте включить свет в комнатах, это отпугнет злоумышленников, и вашему ребенку не будет страшно одному;
при расположении квартиры на первом этаже, зашторьте окна, а если кто-то стучится в окно, ваш ребенок, не подходя к нему, должен громко кричать: «Папа! Иди сюда»;
определите предметы, которыми ребенку категорически запрещается пользоваться (спички, зажигалка, кухонная плита, электроприборы и т.д);
нельзя пользоваться острыми предметами без взрослых;
взрослые должны рассказать ему о ситуациях, которые могут быть опасными (открытое окно, балкон, включенная газовая или электрическая плита);
если в твою квартиру позвонил незнакомый человек, не отвечайте на его вопросы, не говори, что ты находишься дома один, не рассказывай о своей семье. Лучше попросить перезвонить позже или спроси, не нужно что – ни будь передать;
не открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут.
А, вообще конечно спокойнее и безопаснее все же, по возможности, не оставлять маленького ребенка одного, а брать с собой. Или кооперироваться со знакомыми, родственниками и оставлять ребенка у них.
И последняя тема, о которой мы с вами поговорим это пожарная безопасность.
В современном мире никто не застрахован ни от социальных, ни от стихийных бедствий. Но предотвращение пожаров, нередко возникающих из-за шалостей детей часто в наших руках. Расскажите, как вы учите своих детей правилам пожарной безопасности, а также о том, как вести себя в случае возгорания или задымленности (ответы родителей).
уходя из дома выключайте все электрические приборы;
никогда не тяните за провод, вынимая штепсель из розетки;
нельзя без разрешения включать электроприборы;
не допускайте, чтобы на электрические приборы попадала вода;
не играй со спичками и зажигалками – это может стать причиной пожара;
нельзя играть с огнём;
нельзя без взрослых зажигать фейерверки и петарды;
нельзя без взрослых пользоваться легковоспламеняющимися веществами;
нельзя допускать прикосновения бумаги или ткани к электрическим лампам и ночникам;
нельзя прятаться от огня в шкафу, под кроватью и в других укромных местах;
случае крупного возгорания немедленно покинь помещение;
если не можешь выйти из квартиры – выходи на балкон;
в задымлённом помещении нужно дышать через мокрую ткань;
нельзя выходить на задымлённую лестницу;
загоревшую одежду сорви или залей водой;
в случае пожара вызови пожарных по телефону 01.
И в завершении нашей с вами викторины предлагаю вам решить проблемные ситуации. Для удобства можно разбиться по парам. Каждая пара родителей выбирает себе номер карточки с ситуацией, прочитывают ее, разыгрывают и предлагают возможные ответы.
Ситуация №1
Представьте себе, что вы включили электрический чайник, и тут неожиданно зазвонил телефон. Вы уходите, а когда вернулись, застаете картину – в комнате сильное задымление, горит чайник, бумаги на столе. Ваши действия (ответы родителей).
Решение: если возможно вынуть вилку из розетки, вызвать спасателей, предупредить людей о пожаре, приступить к тушению – воспользоваться огнетушителем, можно также накрыть электроприбор плотной тканью, засыпать землей из горшка. Если на начальной стадии с загоранием справиться не удалось, то нужно закрыть плотно дверь и эвакуироваться на улицу.
Ситуация №2
Ночью вы проснулись от звука сирен, когда открыли глаза, увидели, что весь коридор и часть вашей комнаты заполнены дымом, видимость очень плохая, огня не видно. Ваши действия (ответы родителей).
Решение: лечь на пол и ползком, учитывая планировку, ориентируясь рукой о стену, выползать к выходу из квартиры; по возможности закрыть нос и рот тканью; закрыть за собой дверь; сообщить в службу спасения по телефону 01.
Ситуация №3
Вы, находясь дома, почувствовали сильный запах газа, исходящий из кухни. Что необходимо делать в данной ситуации? (ответы родителей).
Решение: перекрыть газовый кран, открыть окно и плотно закрыть дверь на кухне, пойти к соседям (либо покинуть квартиру) и сообщить в аварийную службу газа.
Ситуация №4
Вы измеряли температуру и нечаянно уронили ртутный термометр. Что необходимо делать в этой ситуации? (ответы родителей).
Решение: вывести из помещения людей, домашних животных; в стеклянной банке приготовить раствор марганцовки, одеть на органы дыхания влажную повязку, на руки — резиновые перчатки, щеткой (лейкопластырем, скотчем) собрать шарики ртути. Поверхность обработать раствором марганцовки (мыльно-содовым раствором), проветрить помещение. Собранную ртуть опустить в банку с раствором марганцовки, закрыть плотной крышкой, отнести в ближайший пункт приема ртути.
Ситуация №5
Представьте, пожалуйста, вы приходите на кухню и видите, что сковорода, в которой что-то жарилось, горит (т.е. вся поверхность и содержимое сковороды горит открытым пламенем). Что вы будете делать? (рассказать по порядку алгоритм действий) (ответы родителей).
Решение: 1. перекрыть газовый вентиль; 2. накрыть сковородку крышкой (мокрой плотной тканью, засыпать землей из горшка, сахаром, солью или другими сыпучими веществами).
Ну вот и закончилась наши викторина. Скажите, что вам понравилось на собрании? Что нового и полезного вы узнали для себя? (ответы родителей).
Спасибо огромное всем родителям кто смог найти время и прийти, чтоб обсудить с нами важные, полезные и нужные правила безопасности. В заключение хочется сказать: не пренебрегайте правилами безопасности! Начните изучать их с детьми. Показывайте детям только положительные примеры. Пусть каждый день будет безопасным!