Родительское собрание
ФИО студента:
Класс: 2
Тема: В науку нет коротких путей
Цели: ознакомление родителей с психологическими особенностями второклассников, помощь в выявлении трудностей в обучении детей.
Задачи:
Образовательная: выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома; помочь сформировать у детей навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно.
Развивающая: с помощью практикума, показать родителям, какие есть способы и приемы на развитие внимания, наблюдательности, памяти, речевой культуры.
Воспитательная: познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий, дать рекомендации по решению возникших или возможных проблем.
Участники: родители, классный руководитель, психолог.
Форма проведения: беседа - практикум
Подготовка: за неделю до собрания необходимо провести анкетирование родителей, которое позволит выявить наиболее острые проблемы, возникающие в процессе обучения детей.
План собрания:
Вступительная часть.
Основная часть:
- Лекция
- Результаты анкеты для родителей «Будни школьника»
- Практикум для родителей
3. Заключительная часть:
- Притча «Не все сразу»
- Решение родительского собрания
- Раздача памяток для родителей «Организация рабочего стола»
Ход собрания
Вступительная часть.
Узнать можно лишь тогда, когда учишься;
дойти можно лишь тогда, когда идешь.
Вьетнамская пословица
Учитель. Здравствуйте! Обратите внимание на слайд и прочитайте эпиграф к нашему собранию. Подумайте и назовите тему нашего собрания. (Предполагаемые ответы родителей: «Сегодня мы будем говорить об успеваемости детей», «Путь к знаниям», «Повышение мотивации к учебе»)
Вот уже второй год мы с вами вместе идем дорогой обучения и воспитания детей. Чем только ни приходится заниматься нам, наказывать и требовать, прощать и прислушиваться, верить и любить. Но, согласитесь, вы привели своих детей в школу, в первую очередь, все-таки за знаниями, поэтому вопросы успеваемости, обучения и умения учиться остаются первостепенными. Как же добиться того, чтобы ребенок, пришедший в школу, мог соответствовать требованиям, предъявляемым к нему? Как помочь ребенку справиться с задачами, которые ставит перед ним современное образовательное учреждение?
Об этом наш сегодняшний разговор.
Основная часть:
«В науку нет коротких путей», - пусть эта азбучная истина обозначит его тему. Думаю, будучи родителями второклассников, вы уже ощутили правоту этих слов на себе. Трудно? Требуется много времени и терпения? С трудом сдерживаете раздражение, вспоминая о предстоящих домашних «уроках»? Что ж, понимаю и разделяю эти чувства, но не опускайте руки! Может быть, эпиграф, который я подобрала к нашему разговору, поможет выработать правильную стратегию?
«Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь» - гласит вьетнамская пословица. Прислушаемся к этому совету и поучимся тому, чего не знаем.
Быть родителями второклассников трудно. Требуется много времени и терпения. С трудом сдерживаете раздражение, вспоминая о предстоящих домашних «уроках». Я вас понимаю и разделяю эти чувства, но не опускайте руки!
Учащиеся второго класса, что же они из себя представляют?
Психологи отмечают следующие особенности самооценки. Во втором классе маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе. И эти ожидания зависят от того, насколько успешным был для него первый год обучения. У многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Это связано с повышением критичности второклассников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще ограничены. Отсюда и протекают неуверенность в себе, снижение самооценки.
В первом классе практикуется безотметочное обучение. Второклассники же, сталкиваясь с оценками и отметками, не всегда адекватно к ним относятся.
Оценка не тождественна отметке. Оценка – это процесс оценивания; отметка – результат этого процесса, его условно формальное отражение в баллах.
Ребенок без помощи взрослых не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. Отметка превращается в школьного идола, о котором писал В. А. Сухомлинский: «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол – отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого – жесткий, безжалостный, неумолимый… Ребенок старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки.»
Родители должны помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. Родителям нужно верить в возможности ребенка и оказывать ему реальную помощь в учебе.
- Я предлагаю вам послушать результаты анкеты. Возможно, вы задумаетесь над чем-то, захотите что-то изменить.
Анкета для родителей «Будни школьника»
1. Какими словами вы обычно встречаете ребенка, вернувшегося из школы?
а) «Что было сегодня на завтрак?»;
б) «Что ты сегодня получил, какую отметку?»;
в) «Что нового сегодня узнал? Чему научился?».
2. Сколько времени тратит школьник на приготовление домашних заданий?
а) Не более 1 часа;
б) не более 2 часов;
в) может просидеть за уроками до позднего вечера.
3. Самостоятельно ли ребенок выполняет домашние задания?
а) Работает преимущественно сам, вы только проверяете работу;
б) задания по одним предметам выполняет самостоятельно, по другим - нуждается в дополнительной помощи с вашей стороны;
в) вы делаете уроки вместе с ребенком от начала до конца.
4. Насколько хорошо ребенок понимает ваши объяснения?
а) Понимает быстро, вы легко можете объяснить ему любой материал;
б) понимает не всегда, иногда приходится тратить много времени и сил для объяснения очевидного;
в) практически никогда вас не понимает;
г) лучше понимает объяснения других родственников (отца, бабушки и др.), чем ваши.
5. Как вы думаете, почему ваш ребенок ходит в школу?
а) Ему нравится учиться, он любит думать, самостоятельно решать трудные задачи;
б) ему интересно узнавать в школе новое;
в) любит получать хорошие отметки;
г) все ходят в школу, и он ходит;
д) боится, что будет наказан, если не пойдет в школу;
е) другой ответ.
6. Как ваш ребенок сообщает дома о полученной «двойке»?
а) Говорит сам, по-деловому и откровенно;
б) рассказывает о «двойке», только если специально об этом спросить;
в) не говорит, прячет дневник, может стереть отметку;
г) рассказывает только бабушке (дедушке), но не вам;
д) он никогда «двоек» не получал.
7. Есть ли у вашего второклассника любимый школьный предмет?
а) Есть, особенно любит математику; считает, что математика развивает ум;
б) есть несколько в равной мере предпочитаемых предметов (среди них называет и математику, и русский язык, и чтение, и иностранный язык);
в) любимые предметы: пение и рисование (или физкультура);
г) другой ответ.
- Проанализировав анкеты, я пришла к следующему:
Нехватка времени на приготовление уроков. Это происходит из-за неправильно организованного времени во второй половине дня. Уроки приходится выполнять до 23:00 или вообще отказываться от выполнения некоторых, так как ребенок засыпает за столом. Или ребенок не умеет учиться, нерационально расходует время и, наоборот, у него не остается времени ни на прогулки, ни на что, кроме учебы.
Дети не понимают задания. Выделить предмет усвоения за другого человека невозможно, точно так же, как невозможно сделать, чтобы один человек учил урок, а другой в результате этого знал его.
Ученики испытывают трудности при пересказе текста. Читать текст необходимо не менее четырех раз. Ребенка надо научить активному чтению.
Дети нуждаются в постоянном контроле за выполнением домашнего задания. Ребенку нужно показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия.
Очень часто современные школьники подвергаются всевозможным тестированиям. Целые институты занимаются разработкой методик, которые позволяю т выявить уровень развития различных качеств ребенка. Предлагаю вам самим побывать в роли тестируемых школьников. Проанализируйте свои особенности. Предложите тест своему ребенку.
Родителям желательно предложить заранее размноженные задания практикума. Цель использования этих методик: помочь родителям осознать требования, предъявляемые ребенку, попробовать выявить свои собственные возможности и возможности ребенка.
Практикум для родителей
Игра на распределение внимания.
- Перед вами таблица, в которой расположены произвольно числа oт 1 до 40. Всего в таблице 25 чисел, значит 15 пропущено. Вам необходимо отыскать по порядку числа в таблице (поиск проводить только глазами). Если вы не найдете какие-либо числа на таблице, то эти числа выпишите.
33 | 8 | 26 | 11 | 5 |
17 | 25 | 14 | 3 | 32 |
4 | 19 | 35 | 23 | 13 |
21 | 38 | 40 | 31 | 9 |
12 | 29 | 1 | 27 | 24 |
Ответы: 2, 6, 7, 10, 15, 16, 18, 20, 22, 28, 30, 34, 36, 37, 39.
2. Игра на развитие способности анализировать значение слов, умения обобщать.
Оборудование: мяч.
- Назовите одним словом или словосочетанием как можно точнее (мяч бросается взрослым то в одну, то в другую команду):
Гитара - скрипка (музыкальные инструменты);
Метла - лопата (орудия труда);
Сковорода - кастрюля (посуда);
Школа - университет (учебные заведения);
Математика - история (наука);
Азия - Африка (части света);
Сказка - былина (устное народное творчество);
Цунами - ураган (стихийные бедствия, катастрофы);
Стойкость - мужество (положительные черты характера);
Стебель - лист (части растения);
Облачность - осадки (природные явления);
Сумма - произведение (математические действия, результаты математических действий);
Берлин - Варшава (столицы);
Ночь - вечер (время суток);
Море - озеро (водоемы).
3. Игра на развитие наблюдательности, зрительной памяти, объема внимания.
- Рассмотрите внимательно весь класс, постарайтесь запомнить каждую мелочь. (Из каждой команды уходит один человек. В классе происходят незначительные изменения (до 5: поменяться местами, спрятать кого-нибудь и т. п.). Выходящие должны назвать эти изменения.)
4. Игра на распределение внимания, обогащение словарного запаса и знаний об окружающем мире «Реки мира».
- В клетках записаны названия рек мира. Найдите их. Названия записаны как по горизонтали, гак и по вертикали.
М | И | С | С | И | С | И | П | И |
И | Д | Ф | И | А | Е | Н | А | Р |
С | О | Д | Р | А | Н | И | Р | Т |
С | Н | М | О | К | А | Л | А | Ы |
У | Р | А | Л | С | В | Д | Н | Ш |
Р | Е | Й | Н | Р | О | Н | А | О |
И | Т | Н | О | М | Л | Е | Б | А |
В | И | С | Л | А | Г | П | О | Н |
У | А | М | У | Д | А | Р | Ь | Я |
Ответы: Миссисипи, Лена, Одра, Ока, Урал, Рейн, Рона, Висла, Амударья, Миссури, Майн, Волга, Иртыш, Обь, Нил, Днепр, Сена, Парана, Дон.
5. Решение анаграмм.
Тренирует логическое мышление, особенно анализ и синтез, обогащает словарный запас, расширяет кругозор.
- Из приведенных слов путем перестановки букв нужно составить название животного, птицы или растения. Все буквы должны быть обязательно использованы.
1)араб + ум | 6) перо + лад | 11) так + сук |
2) лира + гол | 7) ель + газ | 12) урок + тапка |
3) фа + жир | 8) сорт + Альба | 13) фа + гном + ил |
4) липа + нота | 9) лик + пена | 14) кожа + ворон |
5) бак + бум | 10) до + кролик | 15) ум + па |
Ответы: марабу, горилла, жираф, антилопа, бамбук, леопард, газель, альбатрос, пеликан, крокодил, кактус, куропатка, фламинго, жаворонок, пума.
Подведение итогов игры.
Победившей команде вручают призы: памятки с советами известных психологов, шутки-рекомендации.
Заключение.
Учитель: В заключение хочу сказать всем родителям: обязательно поддерживайте и помогайте своим детям, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения, помогайте им взрослеть, постепенно передавая ответственность за какую-нибудь работу. Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к сыну или дочери. Это только укрепит его уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных жизненных ситуациях.
Вот и подошло к концу наше собрание. Что ж, в науку, действительно, нет коротких путей. Но мы ведь не стоим на месте, мы идем, а значит - обязательно достигнем цели!
А для того чтобы ваш путь домой сегодня вечером был наполнен смыслом, - поразмышляйте над моей новой историей для вас.
Притча «Не все сразу»
Мулла-проповедник вошел в зал, где он прочитал проповедь. Зал был пуст, и только в первом ряду сидел молодой конюх. Мулла, сомневаясь, должен ли он говорить, спросил у конюха: «Кроме тебя, здесь никого нет, как ты думаешь, должен я говорить или нет?» Конюх ответил: «Господин, я простой человек, я в этом ничего не понимаю. Но когда я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я все равно дам ей поесть». Мулла, приняв близко к сердцу эти слова, начал свою проповедь. Он говорил больше двух часов, и, закончив, почувствовал на душе облегчение. Ему захотелось услышать подтверждение, насколько хороша была его речь. Он спросил: «Как тебе понравилась моя проповедь?» Конюх ответил: «Я уже сказал, что я простой человек и не очень-то понимаю все это. Но если я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади, кроме одной разбежались, я все равно ее накормлю. Но я не дам ей весь корм, который у меня есть».
Учитель. Возьмите эту мудрость на заметку: «Ничто не делается сразу». Удачи! До новых встреч.
Решение родительского собрания
Используя данные на собрании рекомендации и советы классного руководителя, учить ребёнка самостоятельно выполнять домашние задания.
Оказывать помощь детям при возникновении трудностей во время выполнения заданий по учебным предметам.
Находить то, за что можно было бы похвалить ребёнка.
Использовать памятки для организации учебной работы детей дома.
Список использованной литературы:
Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!»
Сухомлинский В.А. «Родина в сердце».- М.: Молодая гвардия, 1978
Школьный психолог: приложение к газете «Первое сентября»
Интернет ресурсы:
Родительское собрание для 2 класса на тему: «В науку нет коротких путей» [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/meropriyatia/roditiel-skoie-sobraniie-na-tiemu-v-nauku-niet-korotkikh-putiei (дата обращения 26.12.2022)
Памятка для родителей учащихся «Правила организации выполнения ребёнком домашнего задания» [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2014/12/22/pamyatka-dlya-roditeley-uchashchikhsya-pravila (дата обращения 26.12.2022)