Родительское собрание в средней группе на тему: «Игра – это серьезно»
План:
1. Что такое игра? Значение игры в жизни дошкольника.
2. Классификация игр.
3. Какие игрушки купить ребенку.
4. Создание предметно – развивающей среды.
5. Анализ анкеты.
6. Разрешение ситуаций, возникающие в жизни ребенка.
7. Делимся педагогическим мастерством (изготовление предметов заменителей и рассказ о том, как их можно обыграть)
Игра – ведущий вид деятельности ребенка и наиболее доступный способ переработки его впечатлений, знаний эмоций.
Самостоятельная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности. Однако исследования показывают с тревогой, что именно самостоятельная сложная игра ныне «уходит» из мира дошкольника. Если говорить о современных детях, то прежде всего нужно сказать, что дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связанно с целым рядом причин.
Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Не секрет, что к ребенку, при поступлении в 1 класс прелоставляются достаточно высокие требования, поэтому родители озадачены тем, как подготовить ребенка к школе. Все стремятся, как можно раньше научить ребенка читать, считать, писать, забывая о том, что ведущая деятельность ребенка – игровая. На первый план выходит учебный процесс. Но именно через игру можно развивать, обучать, воспитывать.
Без этого важного «игрового процесса», не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развитие зрелой полноценной личности.
Во-вторых, родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению, их детство прошло тоже без игр, было насыщено обучающими элементами. Поэтому родители не играют со своими детьми, они очень часто сами не умеют такого делать. К тому же им не хватает времени на занятия и игры с детьми.
В-третьих, - отсутствие возможности передавать игровой опыт от старших детей к младшим. Тем не менее, единственный язык, который лично дается детям – это язык игры.
В игре малыши узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются, как личности. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. У игры в этом возрасте много функций. Поэтому нехватка времени на игру или преждевременное взросление мыслей, которое требует общество, привет к серьезным проблемам, и в нашей взрослой жизни и в жизни самих детей, проблемы с обучением у учеников начальной школы, сложности в адаптации к взрослой жизни, трудности в общении, азартные и опасные игры и многое другое.
Дети, как правило, играют в обучающие игры по правилам взрослых, часами просиживают у телевизоров, проживает вместе с героями в сериалах взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных мониторов, выплескивавая свою энергию и агрессию в безопасное пространство. Родителям, как правило, некогда играть в игровое пространство, они теряются в мире игрушек, идут на поводу желаний ребенка, создают не безопасные ситуации для здоровья ребенка оставляя их у компьютера, пусть даже с обучающими играми и игрушками.
Поэтому важно родителям уделять особое внимание играм детей, наблюдать за детской игрой, для определения общего и интеллектуального здоровья ребенка. Если ребенок не выражает интереса к играм пассивным или играет стереотипно, примитивно для своего возраста, это серьезный сигнал для взрослого, такому ребенку требуется особое внимание. С помощью игры, обучение идет эффективнее, а воспитание приятней. Игра - средство диагностики психологического состояния ребенка, его личностного развития.
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего ребенка происходит, прежде всего, в игре. В детском саду используют разные игры. Сейчас я хочу познакомить с классификацией игр. (см. приложение)
Особое внимание хочется уделить инструментам детей. Покупая игрушку, задумываетесь ли вы над тем, чему она научит ребенка? Какие чувства возникнут у него? Не испугает ли? Какие воспоминания останутся от нее, когда малыш вырастет?
Нам, родителям, нельзя забывать о том, что игрушка должна чему-то научить ребенка, пробуждать в нем только радостные чувства. К сожалению, очень часто родители, покупая игрушки для детей, стараются выбрать игрушку «не хуже чем у «соседей», броскую, яркую, подороже, или наоборот, подешевле. Не задумываются: а безопасна ли она для малыша? Какие качества воспитывают в нем?
Выбрать игрушку в настоящее время чрезвычайно трудно: наряду с традиционными (куклы, мишки, мячи) появились новые (динозавры, пауки, покемоны и так далее)
К сожалению, хорошо покупаемая игрушка это та, что нравится взрослым, что чаще всего она не нужна детям.
Ребенок, окруженный, пластмассовыми барби, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Если же ребенок с детства окружен такими игрушками, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофироваться, может быть навсегда. Став взрослым, он будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым пособиям он отдавал первые в своей жизни моменты игры. С чьей помощью происходило познание мира. Игрушка способна породить чудищ в душе маленького человека. Наши дети почти не играют с игрушками отечественных производителей. Растет поколение, воспитанное на игрушках, которые не имеют ничего общего с российской действительностью.
Все черепашки-ниндзя, роботы-трансформеры, бэтмэн, человек-паук – способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка.
Вы можете возразить, что плохого?
Надо родителям напомнить, любое проигранное ребенком действие, способно воспроизводить себя в реальности. Игрушка простимулирует поведение ребенка
И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она несет.
Полезная игрушка ставит перед собой благородную воспитательную задачу, учит, добру, красоте, мудрости, радости. К таким игрушкам относятся старые добрые кубики со сказками, мозаика, строительные конструктора, персонажи детских передач (мягкие игрушки способны вылечить детей от страхов), наборы для постройки самолетов, кораблей, наборы для вышивания и пошива платьев, столярные инструменты.
А еще, есть игрушки, которые можно не покупать, достаточно погулять по лесу, парку, насобирать шишки, желуди, палочки, камушки, кусочки ткани и др. Здесь огромное поле для творчества и фантазии. У ребенка должен быть уголок, где бы он мог посидеть, поиграть. Наличие предметно-развивающей среды т.е материалы, которые подталкивают на развитие творческих способностей (мелки, краски, фломастеры и т.д.), можно на стену прикрепить лист ватмана, чтоб ребенок смог подойти порисовать, мог проявить свои творческие способности.
Анализ анкеты:
1. Из 11 опрошенных семей, у 4 есть свои отдельные детские комнаты, у остальных игровые уголки.
2. Игрушки у всех хранятся на полках, в коробках, специальных контейнерах.
3. Бережное отношение к игрушкам в основном воспитывается через беседы, объяснения. Только две семьи личным примером.
4. В основном у девочек любимые игрушки куклы и коляски, у мальчиков конструкторы, машинки.
5. Дарят игрушки все родители без исключения на день рождения, без повода и не задумывались для чего.
6. Часть детей ломает игрушки, и родители их за это ругают.
7. Чаще всего с детьми играют дедушки, бабушки, младшие сестры и братья, папы не играют.
8. В основном сюжеты игр очень примитивны, семья, шофер, больница. Необходимо расширять сложности игр детей.
Как можно больше играйте с детьми, наблюдайте, включитесь в игровое общение с детьми, вы избежите проблем, решите вопрос с непослушанием очередным возрастным кризисом, справитесь с трудностями в обучении, получите удовольствие от общения с детьми. Начните это делать, и жизнь заиграет новыми красками!
Анкета для родителей.
1. Какие условия созданы для игр ребенка дома?
_________________________________________
2. Где и как хранятся игрушки?
_________________________________________
3. Как вы приручаете ребенка беречь игрушки?
_________________________________________
4. Какие игрушки у Вашего ребенка любимые?
_________________________________________
5. Как часто и по какому поводу вы покупаете игрушки?
_________________________________________
6. Часто ли ребенок ломает игрушки, и как Вы поступаете в таких случаях?
_________________________________________
7. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком?
_________________________________________
8. Какие роли и сюжеты чаще разыгрываются?
Таблица «Классификация игр»
3