СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Ваш ребёнок - пятиклассник. Трудности адаптации."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просвещение родителей по вопросу адаптации детей к основной школе.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Ваш ребёнок - пятиклассник. Трудности адаптации."»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бурлинская средняя общеобразовательная школа»

Бурлинского района Алтайского края

Подготовила и провела классный руководитель Фомкина Т.А.

Родительское собрание в 4 классе (май)

Тема: « Ваш ребенок – пятиклассник. Трудности адаптации пятиклассников в школе»

Цель: психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка к средней школе.

Задачи: формировать у родителей представление о роли и путях преемственности между начальным и основным звеньями школьного обучения, о посильной помощи детям в адаптации к новым условиям.

1.Психологический настрой. Приветствие.

Родительский практикум в виде игры «Радуга  чувств»

На доске  радуга, каждый цвет дуги выражает  самые разнообразные чувства, которые может испытывать человек.   Выберите свою разноцветную дугу и назовите это чувство.

*Красный – радость, восторг, оттого, что ваш ребёнок учится в данном классе, школе.

*Зелёный – спокойствие за будущее моего ребёнка.

*Синий – тревога, озабоченность, растерянность.

*Чёрный – страх, ожидание беды, беспокойство.

Родители называют чувства, которые их переполняют. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие в семьях.

2.Выступление классного руководителя.

Совсем скоро ваши дети станут пятиклассниками. Впереди – переход в 5 класс, на вторую ступень обучения. В чем же заключается сложность этого переходного периода? Об этом и пойдет наш сегодняшний разговор.

Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. Возникает необходимость к адаптации – привыканию к новым условиям обучения. Ее успешность зависит не только от интеллектуальной готовности ребенка, но и от того, насколько хорошо он умеет общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях, поэтому среди трудностей школьной жизни можно выделить следующие:

*возросший темп работы;

*увеличившийся объем работы;

*новые требования по оформлению работ;

*необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

Свидетельствовать о трудностях адаптации могут следующие признаки:

*усталый внешний вид школьника;

*нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне;

*стремление избежать разговоров о школьных события;

*нежелание выполнять домашние задания;

*негативные отзывы о школе, учителях, одноклассниках;

*жалобы на события, связанные со школой;

*беспокойный сон;

*трудности утреннего пробуждения, вялость;

*постоянные жалобы на плохое самочувствие.

По мнению психологов, переход из начального в основное звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период, с педагогической точки зрения, характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и результатам,

с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.

Давайте рассмотрим те проблемы, с которыми сталкиваются ребята при переходе в пятый класс.

Проблема № 1: изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Ребенок спокойно развивался, приобретал знания в одном кабинете, с одним основным учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одинаковые. Все было привычно.

При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: много учителей-предметников, разные кабинеты, новые учебные предметы. Кроме этого ребенок должен привыкнуть к новой школьной обстановке, сменив уют своей родной классной комнаты на необходимость постоянно перемещаться с этажа на этаж, из кабинета в кабинет. За первые дни, недели в 5 классе ребенок привыкает к новой системе, постепенно адаптируется.

Проблема № 2: изменение требований. Период адаптации усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. Постарайтесь увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности – а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» - норма вещей. Это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

Проблема № 3: отсутствие контроля. Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает контролировать учебный процесс. Учитель мог отслеживать выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы «обезличивание» школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся с разных параллелей.

Вам, родители, нужно стараться быть более терпеливыми. Чаще спрашивайте ребенка о школьной жизни. Контролируйте выполнение домашних заданий с учетом требований учителей. Если увидите проблемы, не затягивайте, подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребенка.

Проблема № 4: пробелы в знаниях. Перед выполнением домашних заданий проверьте, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Просите ребенка объяснять, как он выполняет то или иное упражнение. Если ребенок все понимает, но проблема успеваемости стоит, то займитесь развитием мышления, памяти, внимания, поскольку и наблюдательность, и внимательность, и способность увидеть мельчайшие детали – все это поможет разбору и усвоению материала. Обратитесь за помощью к педагогам, школьным психологам.

Сложность этого периода заключается не только в изменении условий связанных с учебной деятельностью, но и с переходом на новую ступень своего психофизического развития, т.е. на новый этап возрастного развития. Десять лет — это и начало полового созревания. Происходит сложнейшая физиологическая перестройка в организме, дети ее очень тяжело переживают, иногда даже происходят психологические срывы. Изменяется тело, ребенок воспринимает себя по-новому, и может быть много проблем, если в силу каких-то причин он не принял себя и не полюбил. В этот период дети утрачивают ту самооценку, которая была до этого. В младшей школе она складывалась из оценки взрослых и того же учителя. Баллы за ответ на уроке дети воспринимали как оценку своей личности. Теперь всё изменяется, важна самооценка, оценка одноклассников.

Сколько же длится адаптация к 5 классу? В среднем один-два месяца. Обычно к началу осенних каникул ребенок уже входит в нормальный рабочий режим. Ему хватает времени и на выполнение домашних заданий, и на увлечения, и на общение с друзьями, и на семейные дела. Ребенок делится своими переживаниями, какие учебные предметы ему нравятся, а какие вызывают трудности.

В начале учебного года будьте предельно внимательными к своему ребенку, замечайте малейшее изменение в его настроении, отношении к школе.

К переходу в пятый класс необходимо готовиться уже в четвертом классе: учителя, которые будут преподавать в этом классе, знакомятся с детьми, присутствуют на уроках, проводят свои фрагменты уроков, получают характеристику на каждого ребенка и рекомендации классного руководителя (совместно со школьным психологом) по работе и подходам к каждому.

  1. Работа в группах. Обсуждение ситуаций

Ситуация 1. Родители записали пятиклассника с первых дней учебы дополнительно в кружок рисования, спортивную секцию и на занятия с репетитором. Затем стали замечать, что ребенок стал рассеянным, вялым, потерял интерес к учебе и занятиям творчеством, и спортом. Но продолжали через силу заставлять ребенка заниматься рисованием и спортом. Правы ли родители? А как поступили бы Вы?

Ситуация 2. Ученица пятого класса, будучи отличницей в начальных классах, показывает маме в дневнике тройку по самостоятельной работе. Мама ругает девочку и очень переживает за успехи дочери. Права ли мама? Как поступили бы вы в этой ситуации?

Ситуация 3. Родители стали замечать, что ребенок стал скрытным, замкнутым, неохотно делится впечатлениями о делах в школе, у него появились секреты. Родители не знают, как быть в этой ситуации. А как поступили бы вы?

  1. Подведение итогов.

Уважаемые родители, переход в 5 класс – это новый этап в жизни ребенка, и оттого насколько будет оказываться поддержка родителей, зависит успешность адаптации и всей последующей школьной жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям принять и понять новую систему требований, наладить отношения с педагогами, найти свое место в школьном коллективе.

Таким образом, наша с вами единая задача – создать условия для успешной учебы детей в пятом классе. Самое главное – помочь ребенку адаптироваться к новым условиям, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.



Приложение

Рекомендации для родителей будущих пятиклассников

  1. Обязательное проявление интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок. Неформальное общение со своим ребёнком после прошедшего школьного дня.

  2. Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

  3. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей.

  4. Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

  5. Учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, новым учителям, условиям обучения.

  6. Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учёбной деятельностью.

  7. Поощрение ребёнка. Моральное стимулирование достижений ребёнка.

  8. Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребёнка.