Родительское собрание-тренинг
«Вместе дружная семья»
Цели и задачи родительского собрания:
1.Спопобствовать сплочению и сближению детского коллектива, коллектива родителей и учителя.
2.Вовлечь в откровенный разговор детей и родителей.
3.Помочь родителям понять личность ребёнка, изучить его психологические особенности.
Предметные: понимают значение общества в жизни человека; осознают то, что в обществе люди зависят друг от друга.
Личностные: понимают значение семьи в жизни человека, необходимость помогать друг другу; проявляют уважительное отношение ко всем членам семьи, умение действовать на благо каждого члена семьи, школы, страны; понимают ценности семейных отношений.
Мета предметные:
Регулятивные: самостоятельно планируют свои действия в соответствии с поставленной целью; самостоятельно правильно оценивают выполнение задания и вносят необходимые изменения; тренируют и развивают наблюдательность, сопереживание.
Познавательные: соотносить информацию, представленную в разных формах и видах, обобщают ее, корректируют и используют при выполнении заданий; строят логическую цепочку рассуждений.
Коммуникативные: при обсуждении различных жизненных ситуаций высказывают свое собственное мнение; соблюдают основные нормы речевого этикета в повседневной жизни и правила общения между людьми.
Ход собрания
Добрый день, уважаемые родители и мои дорогие ребята! Я очень рада приветствовать всех Вас в стенах нашего класса, второго дома наших детей. Мы проведем наше собрание в семейном кругу. Ведь очень часто нам не удается провести время вместе с нашими детьми, обсудить их «маленькие» проблемы, посвятить себя семье. А ведь семья - это то, без чего каждый из нас чувствует себя одиноким и беззащитным.
Очень часто мы не понимаем наших детей, не понимаем, что для детей игра – это серьёзно и важно. И мы начинаем их «воспитывать». Нашим детям не понять, как мы устаем на работе, как раздражены своими заботами и проблемами, и не догадываются помочь нам, успокоить.
- Родители, я бы хотела узнать, готовы ли вы к диалогу с детьми?
- Готовы ли Вы к откровению перед самим собой, перед своим ребёнком?
-Ребята, а готовы ли вы к искренности? Сможете ли рассказать о своих чувствах и проблемах?
Я предлагаю начать с притчи: Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.
— Папа, можно у тебя кое-что спросить?
— Конечно, что случилось?
— Пап, а сколько ты получаешь?
— Это не твоё дело! — возмутился отец. — И потом, зачем это тебе?
— Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
— Ну, вообще-то, 500. А что?
— Пап… — сын посмотрел на него снизу-вверх очень серьёзными глазами. Пап, ты можешь занять мне 300?
— Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать!.. Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.
Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?» Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да ну их с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.
— Ты не спишь, сынок? — спросил он.
— Нет, папа. Просто лежу, — ответил мальчик.
«— Я, кажется, слишком грубо тебе ответил», — сказал отец. — У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
— Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он.
Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.
— Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот.
— Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, — ответил ребенок. — Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами
- Ребята, а чего вам чаще всего не хватает?
- Чему учит нас эта история дорогие родители? (Ответы родителей)
Да, все происходит так быстро, и мы не замечаем, что теряем что-то очень важное и по- настоящему ценное – общение со своим ребенком, со своей семьей. Эти минуты ничем не заменишь: ни игрушками, ни красивой одеждой, ни другими вещами, которые мы сможем купить нашим детям на заработанные деньги. Ведь только взаимопонимание и взаимная любовь делают человека счастливым по-настоящему. А совместные дела и увлечения могут помочь семье, сделать ее по-настоящему дружной, крепкой, комфортной для детей.
Стихотворение МАМЕ
Труд родителей очень тяжелый. И быть настоящим родителем мы учимся всю свою жизнь. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа. Она требует сверх терпения, пересиливания усталости. - Про душевное тепло и любовь, как нельзя лучше, рассказала в стихотворении Ирина Самарина «Я видел, как плачет мама...» Дорогие мои родители, закройте глаза и вслушайтесь в эти слова.
ДЕТИ:
Сейчас мне всего лишь годик
И я заболел немного…
По комнате мама ходит
И просит о чём-то Бога…
Я вижу, как плачет мама…
Её так легко обидеть.
Я буду здоровым самым,
Чтоб слёзы её не видеть…
Мне десять… Подрался в школе.
Синяк… В дневнике – не очень…
Я маме съязвил фривольно,
Что я ведь пацан, не дочка…
И вижу, как плачет мама,
Волнуясь опять за сына…
Я буду достойным самым…
Я должен расти мужчиной…
Я вырос и мне пятнадцать…
Гулять не пускают снова.
А мне-то пора влюбляться,
Но мама со мной сурова…
Я вижу, как плачет мама,
Увидев мой блог в инете…
Я буду культурным самым,
Чтоб слёзы не видеть эти…
Мне двадцать… Женюсь, ребята!
Невеста с татуировкой…
Ну, мам, не суди предвзято…
Ей тоже уже неловко…
Я вижу, как плачет мама,
Невестку обняв, как дочку,
И шепчет: «Будь самой-самой,
Роди для него сыночка!»
Мне сорок… Жена и дети,
А в сердце надежда тлеет…
И солнце так тускло светит,
Ведь мама моя болеет…
Я плачу и шепчет мама,
Увидев слезу мужскую:
«Я буду здоровой самой,
Ведь вами, сынок, дышу я…»
Представляете ребята, на что только может пойти мама, ради любви к своему ребёнку!
В каждой семье есть свои семейные нормы, правила взаимоотношений. Но, и грубость присутствует во многих семьях. Она становится источником конфликтов. Но не только грубость во всем виновата.
Ребята, а давайте напишем пожелания вашим родителям. И родители напишут пожелания своим детям вот на этих лепестках ромашки. Их них мы составим прекрасный букет.
А теперь обменяйтесь ими и наклейте на свои открытки.
Я надеюсь, что эти пожелания будут способствовать укреплению взаимопонимания в ваших семьях.
Хотелось бы также поделиться с вами рецептом счастья: В хрустальную чашу любовь принесите. Добавьте прощенья, им злость погасите. Немного наивности, каплю смущенья. И равные доли друг к другу терпенья. Про смех не забудьте, его нужно в меру. Ещё надо искренность, нежность и веру. Немного лукавства, чтоб было не пресно. Пирог испеките из этого «теста». С детьми поделите на равные части. Таков вот рецепт настоящего счастья.
Но как же настроить детей на положительные эмоции? С чего начать? Перед вами листы бумаги, выберите из них выражения, запрещённые в общении с детьми и, найдите рекомендуемые для воспитания детей.
Я тысячу раз говорил тебе…
Сколько раз надо повторять…
О чём ты только думаешь…
Неужели трудно запомнить…
Ты становишься…
Ты такой же, как…
Отстань, некогда мне…
Почему Лена (Вася...) такая, а ты – нет…
И употреблять чаще:
Ты у меня умный…
Как хорошо, что у меня есть ты…
Ты у меня молодец…
Я тебя очень люблю…
Спасибо тебе…
Без тебя я бы не справился…
Мы с вами ещё раз убеждаемся в том, что ребёнку нужны ласковые, внимательные и заботливые слова. А также никто не заменит ему папу и маму, к которым он может прижаться в трудную минуту, рассказать им о своих переживаниях, поделиться сокровенными секретами. А родителям нужны заботливые, ласковые дети.
Свои эмоции и чувства к маме и папе ребята постараются передать через слова этой песни.
С первого вдоха, с первого шага
Рядом со мною мама и папа,
Нежной заботой душу согреют
Сердцем, открытым любить нас умеют.
Дорогие мои, благодарю я судьбу,
За то, что вы у меня я вас люблю,
Вспоминаю я дни и годы детства свои,
Где растили в любви и берегли
Вы - мои родители, ангелы-хранители,
За вами, как за стеной, мои спасители,
И в трудную минуту, когда совсем плохо
Вы есть у меня и слава Богу
Папа и Мама - жизнь подарили
Мама и Папа - мир весь открыли,
Кланяюсь вам в ноги, спасибо родные,
Много здоровья, мои дорогие
Мама и папа, два лучших друга,
Наши победы - Ваша заслуга,
Знаю, мой папа - лучший из лучших,
Милая мама - прекраснее всех...
Роднее нет людей на всем белом свете,
Пусть, взрослеем мы, для вас всегда дети,
Когда я далеко, от родного дома,
Молю лишь об одном, чтобы сказать вам снова -
Вы мои родители, ангелы-хранители,
За вами, как за стеной, мои спасители,
И в трудную минуту, когда совсем плохо
Вы есть у меня и слава Богу (Ребята подходят к родителям и обнимают их)
Знаете, мы многому можем научиться у наших детей. Они могут научить нас радоваться, ценить счастливые мгновения и просто ЖИТЬ. И сейчас ребята помогут найти путь к счастью, поделившись своими секретами.
Вот мы и узнали, что счастье - это ПУТЬ, а не пункт назначения. Нет другого времени для того, чтобы быть счастливым кроме… СЕЙЧАС!
А закончить наше собрание я хочу еще одной притчей, которая называется «Злой лук».
Мне всегда не хватало времени заниматься собственными детьми. Работа, карьера, личная жизнь. Но мои дети ни в чем не нуждались, у меня хватало средств, чтобы удовлетворять их шоколадно-компьютерные потребности. Я закрывала глаза на их недостатки, они же прощали мне отсутствие внимания.
Но ласковое шелковое детство быстро прошло. Наступил сложный подростковый период. Первые взаимные обвинения, первые настоящие чувства. Я сделала ужасное открытие: мои дети выросли без любви. Я мало занималась их взрослением, не пресекала плохие поступки и не научила отличать зло от добра.
После очередного недоразумения я стояла на кухне, чистила лук, и слезы текли из моих глаз. Вошла мама:
– Чего ты плачешь?
– Ты знаешь, такой злой лук попался. Вот есть же сорта, от которых не плачешь.
– Видимо, этот мало поливали.
Я поняла важную вещь: если детей мало «поливать» в детстве, в своей взрослой жизни они принесут другим много слез.
Помните о том, какой будет наша семья, такими будут и наши дети, а значит и наше будущее. Любите своих детей, проводите с ними больше времени и вовремя «поливайте»! И помните, мы любим наших детей не потому что они хорошие, а любим потому что они ЕСТЬ.
Рефлексия
- А в заключении нашего собрания давайте попробуем создать СИНКВЕЙН (белый стих) который будет соответствовать теме нашего собрания. Записывать его вы будете в «книжечки». Их изготовили для Вас ваши любимые дети.
1.Семья
2.Любимая, дружная
3.Оберегает, уважает, не унижает
4.Семья-наша крепость.
5.Крепость
Дети очень любят играть. Игра у нас будет не простая, а с умыслом.
Игра «Камешки»
На середину круга высыпаются разноцветные камешки.
1)- Каждый из вас возьмёт себе камешков столько, сколько нужно. Любого размера, цвета. Каждый камешек обозначьте добрым словом, лучшими качествами личности. (вера, терпение, мудрость, доброта, любовь, смелость…)
-Как поделиться добром, честностью или другими качествами личности? А вот так. У меня мало смелости, но я хочу подарить Вам кусочек смелости, чтобы её у Вас было больше.
- Поменяйтесь камешками.
2) Если хотите избавиться от отрицательных качеств личности, таких как: лень, злость, зависть, трусость… Возьмите камешек и скажите или подумайте:
-Я не всегда уделяю достаточно времени своему сыну, я выбрасываю привычку отмахиваться от него, его проблем. (Выбросить в корзину с мусором)
-А сейчас мне хочется сказать большое спасибо родителям за участие. Мы верим, что наши воспитанники, став взрослыми, создадут семьи, основанные на дружбе, любви, уважении друг к другу. Я желаю счастья вашим семьям, самого светлого и доброго, взаимопонимания! Не забывайте говорить своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем»
До новых встреч! Спасибо за внимание!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бескоровайная Л. С., Перекатьева О. В. «Настольная книга учителя начальных классов». Изд. 3-е – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 352с. (Серия «Школа радости».)
2. Дереклеева Н. Родительские собрания в начальной школе //Школьный психолог. – 2004. - №46
3. Шульгина В.П. 25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя – Ростов на/Д: “Феникс”, 20024.
4.Саляхова Л. И. «Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы». – М.: Глобус, 2007. – 315с. – (Классное руководство).
5. revolution.allbest.ru›Педагогика›00094545_0.html
6. «Развитие и воспитание ребенка» (сайт Kidly. ru)
8. school7.do.am/index/uchenicheskaja_konferencija/0
9. upr.1september.ru/view_article.php?id=200901419
10. pervoklassnik.resobr.ru›Архив›year/articles/3947
11. http—adalin.mospsy.ru-l_01_
12. http—www.deti-66.ru