Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников»
Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Задачи: познакомить родителей с методами и приёмами развития коммуникативных навыков, воспитывать культуру общения, продолжать работу по взаимодействию с родителями.
Форма проведения: круглый стол.
Ход мероприятия.
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на очередном
собрании нашей группы. Как мы жили весь этот период, что было в нашей жизни интересного, чему мы научились и над чем еще предстоит поработать – об этом наш сегодняшний разговор.
В самом начале нашего общения хочется сказать слова благодарности родителям
За уборку снега на участке
За помощь в хозяйственных делах группы
За помощь в строительстве снежной горки на участке
За помощь в изготовлении различных пособий, украшений интерьера группы.
За активное участие в конкурсах различного уровня (садовых, муниципальных, республиканских, всероссийских)
За помощь в приобретении мебели (имеется в виду тумба для обуви)
И особое спасибо хочется сказать нашему родительскому комитету за активную работу, за приобретение подарков детям к Новому году, ко дню рождения, за приобретение игрушек и развивающих игр для наших детей и вообще за неоценимый труд.
Еще раз Вам говорим огромное спасибо и низкий поклон!!!
Приглашаем всех родителей в круг.
Упражнение «А у нас» (с флажком)
Уважаемые родители, мы хотим, что бы вы похвастались и сказали, что произошло нового с вашим ребенком на ваш взгляд, чему он научился, чем вас удивил и порадовал, а может и напугал. Родители по очереди передают флажок и «хвастаются» каким-либо качеством, умением, способностью своего ребенка, которое у него появилось в этом году.
(Родители садятся по местам)
Конечно же каждый из вас обратил внимание на то, как изменились наши дети. Они повзрослели, поумнели. Наши ребятишки уже не малыши, многое знают, многим интересуются, познают окружающий мир.
В течение года все дети развивались согласно возрасту, осваивали программный материал и показали положительную динамику по всем направлениям развития.
Следует так же отметить, что дети стали более самостоятельными. Они уже умеют самостоятельно раздеваться перед сном, вешать свои вещи на стульчик, самостоятельно выворачивать и одевать носочки, колготки, кофточки, платьица, обувать и застёгивать туфли. Правда пока не совсем получается аккуратно складывать свои вещи в шкафчики, но мы учимся и надеемся на вашу помощь. Мы стали приучать детей оказывать помощь Елене Владимировне, ребята самостоятельно уносит свою чашку, многие помогают убирать посуду со столов. Со средней группы будем уже вводить дежурство (сервировка стола, помощь в уборке столов). Дети стали помогать друг другу в раздевании, расстегивании пуговиц, замков и т.д).
Сегодня нам хотелось бы уделить особое внимание коммуникативным умениям детей.
Как вы понимает что такое «Коммуникативные умения»? Сегодня мы принесли «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое «Коммуникативные умения».
(Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме).
Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. А что вы понимаете под общением?
(ответы родителей)
С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается. Общение – это не только простые разговоры, а ощущение что тебя ждут, понимают, любят.
Общение ребенка-дошкольника с взрослыми начинается и исходно формируется, прежде всего, в семье. Именно семья является первой школой воспитания нравственных чувств ребенка, навыков социального поведения. Однако родители не всегда умело взаимодействуют и общаются со своими детьми.
Вся наша жизнь проходит в общении - с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие волеизъявления и реагировать на них, - зависит насколько успешным будет человек в обществе.
С какого момента человек готов к общению? Начиная с первых дней, ребёнок слышит наш голос, реагирует на него улыбкой, он готов общаться с нами. В первый период жизни ярче воспринимается интонация. Например: Мы можем произносить ласковые слова в грубом тоне- в ответ ребёнок может расплакаться. И наоборот. И то, что называется невербальным средством общения, что поза, жест, мимика носят подсознательный характер. А уже позднее понимается смысл слов.
В чём же секрет успешного общения? Социальные психологи говорят о коммуникативных навыках- навыках общения. Их около 50.
Мы хотим вам рассказать о некоторых из них, которые усваиваются в дошкольном возрасте.
«Приветствие».
Для приветствия существуют специальные слова и жесты. Формулировки эти всем нам знакомы: «Здравствуйте», «Доброе утро (день, вечер)», «Привет!»- и важно, чтобы ребёнок делал различие, кому можно бросить приятельский «привет», а с кем стоит поздороваться более почтительно. Наш речевой этикет требует, чтобы на приветствие тоже отвечали приветствием, а не молчали.
«Прощание».
Точно так же научите ребёнка, что «пока» подходит для друзей и близких взрослых, а с остальными лучше прощаться построже: «до свидания». В ответ на прощание так же принято прощаться.
Давайте рассмотрим ситуацию:
Вы забираете ребёнка из детского сада, одели его и подталкиваете к двери и громко говорите: «Скажи до свидания»
Что, по Вашему мнению, здесь неправильно?
«Обращение».
Ребёнок должен знать, что, когда он чего-то от кого-то хочет: позвать ли на помощь, рассказать ли интересную историю, пожаловаться или похвалиться, - необходимо к этому человеку обратиться. Важно, чтобы ребёнок и сам отзывался на обращение, когда к нему обращаются.
«Просьба о помощи, поддержке, услуге».
Это важный момент. Когда у ребёнка что-то не получается, он может начать расстраиваться, злиться, плакать – часто в надежде что после этого к нему подойдут и ему помогут. Ребёнка стоит научить тому, что почти любой взрослый может ему помочь- нужно только правильно попросить, и в этом нет ничего зазорного.
«Оказание помощи, поддержки, услуги».
Если ребёнка просят о помощи, и он эту помощь в силах оказать, то он может это сделать с комментарием: «Хорошо», «Пожалуйста».
«Благодарность»
«Волшебному слову» учат чуть ли не с грудничкового возраста, так что с известным «Спасибо» трудностей обычно не возникает. Ребёнку можно рассказать, что если он испытывает к кому-то тёплые чувства за конкретную услугу, то это и есть чувство благодарности, и благодарность можно выразить в словах.
«Принятие благодарности».
Это способ обратной связи. Отвечая на благодарность: «Пожалуйста», «На здоровье», «Не за что»- ребёнок показывает, что благодарность принята.
«Извинения».
Для извинения используют слова, которыми мы признаём свою вину и просим прощения у пострадавшего. «Извини меня, пожалуйста, я больше так не буду», «Простите», «Прошу прощения». Форма «Извиняюсь» неграмотна и не верна.
«Принятие извинения».
Это слова и жесты, которыми можно показать обидчику, что его извинения приняты, вопрос снят, мы больше не держим на него зла. «Хорошо», «Ладно», «Я тебя прощаю».
«Отказ».
Ребёнок должен знать, что он имеет полное право не раздумывая отказаться от всего, что он считает нехорошим, неприятным, опасным или неприемлемым – и никто не в силах заставить его это сделать.
«Требования».
Требования отличаются от просьбы категоричностью и непреклонностью. Ребёнок должен знать, что, если он чувствует себя в опасности, если над ним производится что-то неприятное, нехорошее, он имеет право требовать и угрожать – и при этом рассчитывать на поддержку. (Хотя бы родителей).
«Слушание».
Казалось бы, чему тут учить? Сиди да слушай. Но умение по-настоящему слушать заключается в том, чтобы следить за речью другого и понимать, слышать речь!
Именно этот навык позволяет не перебивать другого, а спокойно ждать, когда он закончит свою мысль. И развивать его в дошкольном возрасте не так уж сложно: в этом помогает чтение книг, содержательные разговоры, совместные выдумывания историй и детские ауди кассеты и диски.
«Развернутое высказывание».
Это умение ребёнка изложить свои мысли и соображения не просто гладко и ровно, но при этом подробно и обстоятельно. При этом ребёнок должен понимать, в каких ситуациях стоит строить развёрнутые высказывания, а в каких можно отделаться краткими. Умение строить развёрнутые высказывания помогает рассуждать и доходчиво высказывать свои соображения.
Вот это пока все, что требуется от детей дошкольного возраста.
Одним из главных средств является речевая среда, в котором растет ребёнок.
Речь и речевое поведение ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми в семье. Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и его близких, об увлекательных прогулках. Чем больше вы будете разговаривать с ребёнком, чем больше вы ему показываете и рассказываете, тем лучше для его развития.
Народная мудрость: притча.
Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.
— Господи! Это Ты? — воскликнула она с радостью.
— Да, это Я, — ответил Бог.
— А что у Тебя можно купить? — спросила женщина.
— У меня можно купить всё, — прозвучал ответ.
— В таком случае дай моим детям, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.
Бог доброжелательно улыбнулся и ушёл в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.
-И это всё?!- воскликнула удивлённая и разочарованная женщина.
-Да, это всё,- ответил Бог и добавил: - Разве ты не знала, что в моём магазине продаются только семена?
Мораль сей притчи такова: «Что посеешь, то и пожнёшь!»
Поэтому, пока ваши дети еще маленькие и все сейчас впитывают, как губка, вкладывайте в них все хорошее, доброе. И в будущем Вам все воздастся.