Родительское собрание «Воспитание без наказания»
Цель: формировать у родителей культуру понимания проблемы воспитания без наказания и путей ее преодоления.
Задачи собрания:
1.Сделать проблему насилия в семейном воспитании актуальной и побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми.
2.Убедить родителей во вреде насилия над детьми.
3.Договориться о путях, средствах и приемах построения взаимоотношений с детьми в семье без наказания.
Форма проведения: родительский лекторий.
Ход собрания
Уважаемые родители! Тема нашей новой встречи серьёзна и трудна... Это тема проявления нашими с вами детьми жестокости и насилия. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет насилие и жестокость и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.
Насилие в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление насилию.
Понравилось бы вам, если бы начальник на работе, командир в армии, учитель в классе, полицейский на улице или просто кто-то более сильный ударил вас или обидел – даже в том случае, если мы ошиблись или рассердили его, или же надерзили ему?
-Побои не метод воспитания. Пощечинами и пинками морали не научишь, с их помощью ничего не добьешься.
Телесные наказания и битье детей, даже если они не приводят к издевательствам, абсолютно неприемлемы. Применение телесных наказаний по отношению к детям является нарушением основных прав человека.
Речь здесь идет не только о том, что такое поведение аморально и несправедливо. Оно также непедагогично и неэффективно. Многочисленные исследования показали, что телесные наказания не являются действенным методом воспитания и вызывают только ответную жестокость.
Возможно, телесные наказания и служат родителям разрядкой от накопившегося гнева, но ребенка они ничему не учат. Они только унижают, оскорбляют и раздражают его.
Воспитывать ребенка нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети не ангелы. Но это – маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, можно и нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.
Мы уверены, что вы хотите того же, что и мы, - добра детям!
I. Анкетирование для родителей (подчеркните ответ, который вы считаете верным)
1.В каком возрасте у детей проявляется агрессия?
1.В возрасте 2 лет.
2.В возрасте 6-7 лет.
3.В возрасте 18 лет.
2.Кто в большей степени склонен к агрессии?
1.Девочки.
2.Девочки и мальчики в равной степени.
3.Мальчики.
3.Как следует вести себя взрослым при проявлении детской и агрессии?
1.Не обращать внимания на агрессивное поведение ребенка.
2.Срочно вмешаться.
3.Сказать, что с него берут пример и другие дети.
4.Какие факторы в большей степени влияют на формирование детской агрессии?
1.Плохое настроение учителя.
2.Телевидение. Интернет, семейное воспитание.
3.Плохое настроение ребенка.
II. Результаты анкетирования учащихся.
Вопрос 1. Какие телепередачи ты любишь смотреть?
Группы | Боевики | Фильмы ужасов | Шоу | Сказки | Исторические фильмы | Другое |
Мальчики | 55% | 25% | 25% | - | - | 25% |
Девочки | 8% | 18% | 36% | 80% | 30% | 21% |
Вопрос 2. Что тебе в них нравится?
Группы | Желание победить | Желание испугаться | Красивые люди, наряды | Сказочная, добрая атмосфера | Желание узнать что-то новое | Желание быть таким же |
Мальчики | 50% | 10% | 10% | - | - | 50% |
Девочки | 10% | - | 40% | 60% | 40% | 10% |
После просмотра фильмов, содержащих сцены насилия, учащиеся ведут себя более агрессивно, подражая экранным героям. Сцены насилия способствуют усвоению и закреплению моделей агрессивного поведения.
Быть родителями – радостный, но напряженный труд. Родительские обязанности не кончаются так, как кончаются профессиональные обязанности с концом рабочего дня.
Вы постоянно должны быть готовы удовлетворять потребности ваших детей. И, выполняя эту работу, вы не раз будете теряться и переживать сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания.
Мы попытаемся ответить на отдельные вопросы, возникающие у родителей, которым приходится преодолевать трудности в поведении детей. Вы не найдете здесь чудодейственных рецептов. Наша задача – дать вам общее представление о том, как можно воспитывать детей, устанавливая для маленьких членов семьи определенные рамки поведения, но не прибегая к жестокости и телесным наказаниям.
III. Выступление школьного психолога
Какой бы разной по внешним проявлениям ни была реакция, в основе ее лежат общие законы детской психики.
Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал.
Ребенку важно чувствовать, что родители желают ему добра, а детям, которых ударили, порой трудно не потерять веру в добрые намерения родителей.
У тех, кого в детстве били (даже если дело не доходило до издевательств), душевная рана не заживает в течение многих лет. Нередко они не могут избавиться от чувства боли и обиды и во взрослом состоянии.
Словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.
Что мы можем?
1.Привить детям самостоятельность и чувство ответственности.
2.Воспитать в детях послушание и самообладание.
3.Установить для детей четкие рамки поведения, применяя систему поощрений и наказаний (за исключением телесных) и следя за тем, чтобы «воздаяние» было справедливо и логически вытекало из поступков детей.
IV. Коллективное обсуждение родителями следующих вопросов.
1.За что и почему родители оскорбляют и бьют детей?
Здесь состоялся диалог, каждый родитель рассказывал о своих проблемах в воспитании детей в семье.
2.Каковы последствия насилия над детьми?
Присутствующие родители делись опытом, из увиденных телепередач. Они делали выводы.
3.Как обойтись без насилия в семье?
Родители беседовали об этой проблеме между собой.
Состоялся круглый стол.
V. Подведение итогов
Основная причина человеческих, в том числе и детских срывов в поведении, - несовершенство взаимоотношений. Нам бы отказаться от общения, основанного на власти и авторитарности, и построить с теми, кто рядом, отношения, основанные на доверии, уважении потребностей друг друга, взаимной ответственности…
Чем же отличается противостоящий авторитарному стиль общения? Психологи дают ему разные названия: демократический, конвенциальный, сотрудничающий и т. п. Мне больше по душе термин «продуктивный». Вот его критерии:
- Позиция взрослого – рядом с ребенком;
- Активное участие самого ребенка в деятельности, организуемой взрослым;
- Участие ребенка в разработке ближних и дальних целей своей жизни;
- Ответственность за свое саморазвитие – и саморазрушение;
- Забота о сохранении доброжелательных, теплых взаимоотношений.
VI. Решение родительского собрания
Принимается в форме рекомендации родителям.
Рекомендации родителям
Для успешного взаимодействия родителей и школьников необходимо:
1.Беседовать со своим ребенком обо всем, в том числе об алкоголе, наркотиках, о ролевом поведении мужчины и женщины.
2.Научиться слушать и принимать мнения, даже если они не соответствуют вашему мнению.
3.Знать круг друзей, с которыми общается ребенок, и если это возможно, родителей
детей.
4.Установить четкие границы поведения и придерживаться их. Интересоваться, как и
где ребенок проводит свое свободное время.
5.Помочь ребенку поверить в себя; ценить и уважать своего ребенка.
6.Поддерживать ребенка в собственных его начинаниях.
7.Развивать самостоятельность мышления и навыки сопротивления манипулированию сознанием.
8.Помочь сформировать ребенку жизненные ценности.
9.Стараться увидеть в ребенке хорошее, хвалить, воодушевлять его.
10.Предлагать ему здоровые и творческие увлечения.
11.Обмениваться опытом с другими родителями и своими друзьями о проблемах воспитания.
12.Быть самим примером для своего ребенка.
Желаем успехов в трудном деле воспитания детей!
Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!