«Всегда ли мы понимаем своих детей?»
Присоединение
Перед началом нашего разговора я хочу предложить вам провести творческий эксперимент.
Берем лист бумаги любого цвета, который вам больше всего нравится и выполняем за мной. Разворачиваем. Посмотрите, инструкция всем давалась одинаковая, но конечный результат изделия у всех получился разный. Так же и в жизни, нас много и все мы разные, по-разному относимся и решаем одни и те же проблемы . Сегодня нам выпало обсудить одну из самых важных проблем, которая звучит так: «Всегда ли мы понимаем своих детей?»
Наш сегодняшний разговор я хочу начать с притчи:
«Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья.
Пришел он к главе. «Расскажи в чем секрет вашего семейного счастья?» Он взял лист бумаги и написал всего одно слово, но написал его столько раз, сколько членов в его семье .
- как вы думаете какое слово написал глава семьи?
- Действительно ли от понимания зависит счастье в семье ?
Сегодня мы поговорим о том, всегда ли мы понимаем своих детей?
Если нет, то как постараться понять своего ребенка?
Почему между нами и нашими детьми иногда возникает непонимание?
(пишут на листах и мы их вывешиваем на доску)
С помощью некоторых упражнений мы попробуем выработать для себя некоторые правила общения с нашим ребенком, которые может быть нам помогут устанавливать взаимопонимание
Упражнение "Общение в лицах" ( на доске смайлики)
1) С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком, когда он поступает не так ка бы вам этого хотелось, может быть даже вызывающе и дерзко? Представьте его себе. Изобразите.
2) С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок в этой ситуации?
3) Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?
4.)Каким бы по вашему мнению хотел бы видеть ребенок ваше лицо при общении с ним?
Или:
Упражнение «Следы на душе»
А теперь возьмите лист бумаги. Вы когда-нибудь ругали своих детей злобно, несдержанно? Сгибайте лист так как вам хочется. При каждом сгибе вспомните все негативные, обидные слова, сказанные в адрес ребенка.
А сейчас начните разгибать лист. И с каждым отгибом вспоминайте то хорошее, что вы говорили детям.
Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним. Не забывайте об этом. Это второй шаг к пониманию.
Задание 1 “В лучах родительского солнца” (заготовить солнце)
- На столах лежит заготовка солнца, вам необходимо в круг написать своё имя, а на лучах солнца необходимо ответить на вопрос: “Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?” например вы пишете на одном лучике “Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами”, на другом “Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него”, на третьем - “Я добрая” и т.п. Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!
- Вы закончили работать, давайте озвучим по5 критериев
Рефлексия: Что ощущает ваш ребенок, когда вы к нему так обращаетесь, относитесь?
(сформулируйте и запишите на листах, первое правило общения с ребенком для сохранения или установления понимания)
- Итак, мы сделали 1 шаг к пониманию, это наша любовь к детям, надеюсь, что только с таким выражением лица вы будите встречать своего ребенка
-Как необходимо вести себя если возникли разногласия, чтобы сохранить расположение ребенка к вам.
Упражнение "Слушание в разных позах”. (для трех групп)
- Мне нужна пара родителей.(вызываются в центр класса.)
- Один из вас-родитель, второй- ребёнок. Между вами диалог. Мама спрашивает о прошедшем школьном дне , а ребёнок сообщает о неприятности , случившейся с ним ( плохая отметка, подрался, обидели или сам обидел и т .д.) .Но разговаривать вы будете в разных положениях.
1. Мама сидит, ребёнок стоит.
2. Ребёнок сидит, мама стоит.
3. Оба сидят или оба стоят (выбор)
- Выскажитесь с позиции мамы, когда вам комфортнее было разговаривать с ребёнком? Когда по вашему, он был предельно раскрепощён и откровенен?
А ребёнку какая позиция при разговоре наиболее комфортна?
- Как Вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения?
Вывод: эффективным является общение на "одном уровне”, "глаза в глаза”
(сформулируйте и запишите на листах, второе правило общения с ребенком для сохранения или установления понимания)
Упражнение "Рисунок по инструкции”.
Описание упражнения: Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один участник в каждой паре получает карточку с изображением рисунка Его задача – инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог бы воспроизвести ее изображение.
Упражнение проводиться в двух вариантах:
С обратной связью – рисующий участник может задавать уточняющие вопросы.
Без обратной связи – никакие вопросы задавать нельзя.
Потом производиться сравнение результатов, полученных в первом и втором случаях. Как правило, эти результаты убедительно показывают преимущество общения с обратной связью.
- Как было легче? В первом случае или во втором?
Вывод: эффективное общение предполагает доброжелательную атмосферу и обратную связь.
– Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения. Взаимное уважение означает, что и дети, и взрослые могут без страха выражать свои убеждения и чувства, зная, что они будут приняты. Принять – значит показать, что вам понятны переживания ребёнка, даже если вы и не разделяете его убеждений.
(сформулируйте и запишите на листах, третье правило общения с ребенком для сохранения или установления понимания)
Давайте озвучим правила понимания, которые мы с вами вывели.