Родительское собрание «Жестокое обращение с животными»
Цель: создание условий, способствующих взаимодействию школы и семьи в нравственном воспитании младших школьников.
Задачи:
Педагогическое просвещение родителей по вопросам нравственного воспитания младших школьников.
Совместная разработка памятки для детей.
Сплочение родительского коллектива, создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, сотрудничества.
Форма проведения: собрание-исследование (по типу эмпирического) с элементами родительского всеобуча.
Добрый вечер, уважаемые родители! Благодарим за внимание, проявленное к нашей встрече.
Сегодня мы собрались вместе, чтобы продолжить разговор о воспитании наших детей.
Дернуть за хвост кота, стукнуть дворового Шарика лопаткой, потыкать в голубя палкой - многие в детстве совершают что-то подобное. В большинстве таких случаев животное отделывается небольшим испугом. Но бывает и по-другому - действия ребенка могут серьезно покалечить зверушку или даже довести ее до гибели.
Как вы думаете, какую серьезную проблему мы с вами затронем? (проблему жестокого отношения к животным)
Но, прежде чем мы приступим с вами к разговору, мы составим план нашей беседы. Для этого у вас на столах лежат листочки с пунктами плана. Вам необходимо подумать, в каком порядке мы будем обсуждать нашу проблему.
План:
Изучить информацию о проблеме;
Выделить причины проблемы и обсудить их;
Выявить способы решения проблемы;
Составить памятку для детей.
Изучение проблемы.
В раннем детстве в основе «садистских опытов» над животными может лежать обычное любопытство. Ребенку интересно, что будет делать жук, если его посадить в банку, привязать к лапке нитку и т. п. Маленькие дети часто мучают животных, сами не понимая того, что причиняют им боль, страдания. В этом случае можно просто поговорить серьезно с ребенком, обсудив с ним, что чувствует животное, что бы оно сказало, если бы умело говорить.
Часто маленький ребенок может просто повторять увиденное, например, в мультфильмах, или прочувствованное на собственном опыте. Если ребенку причинили физическую боль, он может сделать то же самое с животным. Причем чем сильнее было переживание, тем сильнее будет агрессия.
Жестокость школьников постарше уже не является простым любопытством. Она, как правило, свидетельствует именно об агрессивности. Но и в этом случае причиной агрессии, скорее всего, бывают домашние конфликты, неудовлетворенность, проблемы с общением. Например, если ребенка наказывают физически, он, не имея возможности дать отпор, вымещает свои обиды на домашних животных.
Жестокое отношение к бездомным животным воспринимается самим ребенком как шутка, забава, игра, которые, по его мнению, могут поднять его авторитет у сверстников. Ему кажется, что в глазах окружающих он будет считаться сильным, бесстрашным. К сожалению, в подростковом возрасте школьники очень часто оказываются под влиянием компании и участвуют в издевательстве над животными для того, чтобы не показать своей «слабости». Впоследствии это может развиться и в преступную деятельность, агрессию по отношению к случайным прохожим.
Коллективное обсуждение вопросов:
Скажите, пожалуйста, свою точку зрения по следующим вопросам:
- Любит ли ваш ребенок животных? В чем это проявляется?
- Как вы думаете. Почему одни дети любят, оберегают животных, а другие – нет?
- Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как происходят такие прогулки?
- Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать за животными.
- Учить стихи, о каком ни будь животном? Заготавливать корм для зимующих птиц? Кормить их?
- Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?
Причины:
Каковы же причины детской агрессии к животным? Давайте с вами заполним схему, которая располагается на доске.
Схема:



Причины жестокого обращения
Отсутствие должного воспитания | Пример взрослых | Жестокость родителей по отношению к своим детям | Воздействие интернет – источников |
С целью выявления причин негативного отношения младших школьников к животным и поиска путей преодоления этого отношения, нами было проведен психолого-педагогический эксперимент с учащимися
Проведя анализ диагностики, можно выделить 4 основные причины негативного отношения к животным:
прагматические: опасность или вред для человека, вред другим животным;
эстетические: некрасивый, безобразный вид;
нравственные: злые, хитрые, безжалостные;
объективные: врожденные эмоции страха, брезгливости, отрицательное отношение, приобретенное через соответствующие характеристики животных в сказках.
Способы решения проблем:
Пускать на самотек такие ситуации нельзя. Жестокое обращение с животными в детстве может стать причиной более серьезных проблем в будущем. Так, очень часто, начав с животных, ребенок может постепенно обратить свою агрессию и на сверстников или младших детей. Кроме того, если жестокое поведение в детстве было не замечено, проигнорировано или, тем более, поощрено, это может стать причиной серьезных психических отклонений в будущем.
Что же в такой ситуации делать родителям? Ругать и наказывать ребенка психологи не советуют. Нужно с ним разговаривать, объяснять. Рассказать, что чувствуют животные. Объяснить, что так поступают только слабые, не уверенные в себе люди. Называть самого ребенка слабым при этом ни в коем случае нельзя.
Вот каковы рекомендации психологов по этой проблеме:
Наблюдайте за играми ребёнка. Если вы заметили, что в ходе игры ребёнок проявляет агрессию по отношению к игрушкам или домашним животным, насторожитесь, постарайтесь найти причины этого. Известно, что в играх дети реализуют свои мечты, фантазии, страхи.
Обсуждайте с ребёнком, на какого персонажа книги или мультфильма он хочет быть похож, почему тот или иной персонаж ему нравится или наоборот.
Если ребёнок рассказывает вам свой сон, не отмахивайтесь. Во сне дети часто видят то, что вызывает у них сильные переживания, чего им не хватает в жизни. Обращайте внимание на повторяющиеся сюжеты.
Приучите ребёнка рассказывать о том, что его волнует, за что он переживает. Пусть он привыкнет прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится и не нравится.
Ни в коем случае в порыве гнева не обзывайте ребёнка – он будет копировать ваше поведение.
Не пытайтесь исправить поведение вашего ребёнка постоянными нотациями. Лучше постоянно подавайте пример гуманного поведения, заостряйте внимания на таких примерах в жизни, в кино, в книгах
Как вы думаете, а как мы еще можем помочь ребенку преодолеть свою агрессию к животным? (беседовать с ним, подавать ему пример любви к животным, водить детей на экскурсию в зоопарк).
Верно. Также мы можем предложить еще несколько вариантов:
- посмотреть видеофильмы про животных вместе с детьми и обсудить их;
- запись ребенка в помощники волонтеров в приюты;
- побеседовать на тему «Что было бы, если бы животных не было бы на свете или они вдруг исчезнут?»
- посетить ветеринарную клинику
Также со своей стороны школа может предложить пройти квест: «Как ухаживать за животными?»
Создание памятки для детей
А сейчас я предлагаю создать памятки для наших детей. На столах у вас лежат конверты. Откройте их. Там лежат листочки с предложениями. В парах обсудите, какие фразы можно использовать для памятки, а какие нет.
Создание памятки поведения с животным для детей.
Ты можешь:
протянуть руку с кормом;
погладить животное;
- замахнуться на него рукой, палкой;
- взять на руки;
- громко закричать;
- оттолкнуть ногой;
Уважаемые родители давайте подведем наши итоги, для этого создадим интеллект – карту.
Контроль за тем, то смотрит ребенок



Жестокое отношение взрослых к своим детям
Пример взрослых

Воздействие интернет – источников

Отсутствие должного воспитания
Жестокое отношение к животным

Помните, дети всегда копируют поведение взрослых. И если вы сами относитесь к животному с любовью и уважением, то и для ребёнка он станет другом. Научите ребёнка простой и верной истине: «Мы в ответе за тех, кого приручили.»