СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собраник в 5 классе.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработкапомогла родителям пятиклассников увидеть возможные трудности при переходе  в среднее звено и наметить пути помощи своим детям.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собраник в 5 классе.»

Родительское собрание в 5 «Б» классе 11.09.2018г.


Подготовила: педагог-психолог Желудова И.А.


Тема: «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».


Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.

Задачи:

- ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации;

- проанализировать состояние классного коллектива и отдельных учащихся;

- выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;

- выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;

- выявить роль семьи и ее значение в адаптации школьников;

- привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.


Ход собрания:


Актуальность выбранной темы:

Переход   из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных вопросов, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Именно в этом возрастом периоде возможно обострение всех прежних проблем детей как явных, так и скрытых от внимания педагогов и родителей, а также провоцирование новых проблем, связанных с изменением отношения к себе, окружающим, учебе.


От того, как пройдет процесс адаптации, зависит дальнейший взгляд ребенка на все школьное обучение. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с ребятами, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

Сложность этого периода заключается в том, что дети переходят от одного учителя, который сопровождал их 4 г., всегда помогал, напоминал, жалел, обнимал, кому это было нужно и был для низ второй мамой, ко многим разным, не знакомым пока учителям, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность. И именно сейчас, как ни когда им необходима помощь педагогов и родителей.

Все трудности адаптации условно можно разделить на 2 группы, это

  1. Физиологические трудности адаптации, т.е.

-  изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;

- быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;

Что можно рекомендовать вам, если вы замечаете трудности в ребенке связанные с физиологией.

Рекомендации для родителей:

 - создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий: создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря, запись ребенка в спортивную секцию. Во время выполнения домашнего задания следить за осанкой и освещением;

- организация правильного питания: обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей;

- воспитание самостоятельности и ответственности у ребенка за свое здоровье.

  1. Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

- повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;

- повышение уровня тревожности самого ребенка;

- зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;

 Степень адаптации ребенка зависит от:

- его внутреннего состояния;

- его характера;

- его успеваемости в начальной школе;

- от психологического климата в классном коллективе;

- а также от его самооценки (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

Какие Рекомендации для родителей уместны в той группе:

- первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;

- со стороны родителей обязательное проявление  интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;

- обязательное предоставление возможности общения одноклассников после школы;

- недопустимость физических наказаний, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников); Не унижайте этим ни

себя ни ребенка.

 - необходимо учитывать темперамент ребенка (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее и дольше проходят период адаптации);

- обязательное предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью;

-  моральное стимулирование достижений ребенка и не только за учебные успехи;

- развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

 

А сейчас давайте вместе с вами рассмотрим одну жизненную ситуацию.


Ребенок - подросток приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит:

«Не пойду я больше в эту школу!»

 

Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами?


Ваши варианты(отвечают родители)


Чаще всего в этот момент приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:

- приказы, команды, угрозы 

«Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»;

- морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать;

- критика, выговоры 

«У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!,

«Если ты еще раз так сделаешь, то …!»;

- высмеивания, обвинения 

«Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д.;

- «стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;

- а также предложения готовых решений 

«Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…», которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.


И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки. А на самом деле - выплёскиваем свои негативные эмоции. И, конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы, а только ухудшает сложившуюся конфликтную ситуацию.

Существуют ли какие-нибудь практические приёмы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни?

 Да, есть один очень важный и действенный прием – умение и желание слушать и слышать своего ребенка.

 

Ритм сегодняшней жизни, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в детской душе, нежелание, а зачастую неумение взглянуть на проблему глазами ребенка, а чаще всего - самодовольная уверенность  в своем жизненном опыте – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

 

 Тест  «Какой вы родитель?».

Инструкция:  Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми.


вопрос

баллы

1

Сколько раз тебе повторять?!

2

2

Посоветуй мне, пожалуйста.

0

3

Не знаю, чтобы я без тебя делала.                                    

1

4

И в кого ты только такой уродился?!

2

5

Какие у тебя замечательные друзья!

1

6

Не смей этого делать!

2

7

Подумай, может быть можно поступить по-другому

2

8

Я в твое время!

2

9

Ты моя опора и помощник (ца).        

1

10

О чем ты только думаешь?!

2

11

Какая ты у меня умница!

1

12

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

13

У всех дети как дети, а ты…

0

14

Какой ты у меня сообразительный!        

0


                                       Общее количество баллов


 

Если вы набрали 5-6 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению личности.

Сумма баллов от 7 до 8 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.

Сумма 10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

 

18.09. Будет проведена стартовая диагностика по адаптации 5- ов, педагогов. Результаты в форме отчета будут предоставлены кл. руководителю для планирования мероприятий. И наверное на следующем род. собрании Е.В. сможет вас ознакомить.