Родительское собрание в 5 «Б» классе 11.09.2018г.
Подготовила: педагог-психолог Желудова И.А.
Тема: «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».
Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.
Задачи:
- ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации;
- проанализировать состояние классного коллектива и отдельных учащихся;
- выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;
- выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
- выявить роль семьи и ее значение в адаптации школьников;
- привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.
Ход собрания:
Актуальность выбранной темы:
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных вопросов, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Именно в этом возрастом периоде возможно обострение всех прежних проблем детей как явных, так и скрытых от внимания педагогов и родителей, а также провоцирование новых проблем, связанных с изменением отношения к себе, окружающим, учебе.
От того, как пройдет процесс адаптации, зависит дальнейший взгляд ребенка на все школьное обучение. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с ребятами, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
Сложность этого периода заключается в том, что дети переходят от одного учителя, который сопровождал их 4 г., всегда помогал, напоминал, жалел, обнимал, кому это было нужно и был для низ второй мамой, ко многим разным, не знакомым пока учителям, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность. И именно сейчас, как ни когда им необходима помощь педагогов и родителей.
Все трудности адаптации условно можно разделить на 2 группы, это
Физиологические трудности адаптации, т.е.
- изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;
- быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
Что можно рекомендовать вам, если вы замечаете трудности в ребенке связанные с физиологией.
Рекомендации для родителей:
- создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий: создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря, запись ребенка в спортивную секцию. Во время выполнения домашнего задания следить за осанкой и освещением;
- организация правильного питания: обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей;
- воспитание самостоятельности и ответственности у ребенка за свое здоровье.
Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
- повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;
- повышение уровня тревожности самого ребенка;
- зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;
Степень адаптации ребенка зависит от:
- его внутреннего состояния;
- его характера;
- его успеваемости в начальной школе;
- от психологического климата в классном коллективе;
- а также от его самооценки (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
Какие Рекомендации для родителей уместны в той группе:
- первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;
- со стороны родителей обязательное проявление интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;
- обязательное предоставление возможности общения одноклассников после школы;
- недопустимость физических наказаний, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников); Не унижайте этим ни
себя ни ребенка.
- необходимо учитывать темперамент ребенка (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее и дольше проходят период адаптации);
- обязательное предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью;
- моральное стимулирование достижений ребенка и не только за учебные успехи;
- развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
А сейчас давайте вместе с вами рассмотрим одну жизненную ситуацию.
Ребенок - подросток приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит:
«Не пойду я больше в эту школу!»
Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами?
Ваши варианты(отвечают родители)
Чаще всего в этот момент приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:
- приказы, команды, угрозы
«Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»;
- морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать;
- критика, выговоры
«У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!,
«Если ты еще раз так сделаешь, то …!»;
- высмеивания, обвинения
«Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д.;
- «стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;
- а также предложения готовых решений
«Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…», которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.
И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки. А на самом деле - выплёскиваем свои негативные эмоции. И, конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы, а только ухудшает сложившуюся конфликтную ситуацию.
Существуют ли какие-нибудь практические приёмы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни?
Да, есть один очень важный и действенный прием – умение и желание слушать и слышать своего ребенка.
Ритм сегодняшней жизни, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в детской душе, нежелание, а зачастую неумение взглянуть на проблему глазами ребенка, а чаще всего - самодовольная уверенность в своем жизненном опыте – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.
Тест «Какой вы родитель?».
Инструкция: Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми.
№ | вопрос | баллы |
1 | Сколько раз тебе повторять?! | 2 |
2 | Посоветуй мне, пожалуйста. | 0 |
3 | Не знаю, чтобы я без тебя делала. | 1 |
4 | И в кого ты только такой уродился?! | 2 |
5 | Какие у тебя замечательные друзья! | 1 |
6 | Не смей этого делать! | 2 |
7 | Подумай, может быть можно поступить по-другому | 2 |
8 | Я в твое время! | 2 |
9 | Ты моя опора и помощник (ца). | 1 |
10 | О чем ты только думаешь?! | 2 |
11 | Какая ты у меня умница! | 1 |
12 | А как ты считаешь, сынок (доченька)? | 1 |
13 | У всех дети как дети, а ты… | 0 |
14 | Какой ты у меня сообразительный! | 0 |
| Общее количество баллов | |
Если вы набрали 5-6 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению личности.
Сумма баллов от 7 до 8 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.
Сумма 10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
18.09. Будет проведена стартовая диагностика по адаптации 5- ов, педагогов. Результаты в форме отчета будут предоставлены кл. руководителю для планирования мероприятий. И наверное на следующем род. собрании Е.В. сможет вас ознакомить.