СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительство как социальный институт и как жизненный опыт. Материнство и отцовство: основные теории.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Родительство как социальный институт и как жизненный опыт. Материнство и отцовство: основные теории.»

  Родительство как социальный институт и как жизненный опыт.  Материнство и отцовство: основные теории.

  Родительство как социальный институт и как жизненный опыт. Материнство и отцовство: основные теории.

Родительство - биологические и социальные связи между супругами и детьми, включающие рождение и воспитание ребёнка, обеспечивающие приобщение его к культурным и духовно-нравственным ценностям общества.   Биологически мужчины становятся отцами, а женщины - матерями в момент появления на свет своего первого ребёнка.

Родительство -

  • биологические и социальные связи между супругами и детьми, включающие рождение и воспитание ребёнка, обеспечивающие приобщение его к культурным и духовно-нравственным ценностям общества.

Биологически мужчины становятся отцами, а женщины - матерями в момент появления на свет своего первого ребёнка.

Родительство в каждой психологической школе называется весьма различными понятиями и терминами, которые определяются исходными теоретическими положениями авторов. Так, Э.Фромм, рассматривал родительство как фундаментальную основу развития ребенка; Э.Эриксон подчеркивал, что в отношениях между родителями и ребенком существует двойственная интенция, которая совмещает в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему.
  • Родительство в каждой психологической школе называется весьма различными понятиями и терминами, которые определяются исходными теоретическими положениями авторов.
  • Так, Э.Фромм, рассматривал родительство как фундаментальную основу развития ребенка; Э.Эриксон подчеркивал, что в отношениях между родителями и ребенком существует двойственная интенция, которая совмещает в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему.
Вместе с тем, практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к их защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нем. С другой — родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем . Именно родитель приводит ребенка к реальности, является носителем общественных норм и правил, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками. Несмотря на различие в терминологии (удовольствие и реальность, любовь и контроль, безусловность и условность и т.д.), эта двойственность прослеживается в большинстве описаний родительского отношения, представленных в классических западных теориях .
  • Вместе с тем, практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к их защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нем. С другой — родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем . Именно родитель приводит ребенка к реальности, является носителем общественных норм и правил, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками. Несмотря на различие в терминологии (удовольствие и реальность, любовь и контроль, безусловность и условность и т.д.), эта двойственность прослеживается в большинстве описаний родительского отношения, представленных в классических западных теориях .

Социализация ребёнка – важная функция института родительства.

  • Известно, что важнейшая функция семьи - социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими институтами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости.
  • Родители осуществляют социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивают индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляют его способности, интересы, потребности.
  • Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей.
  • Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители - дети.
  • Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни.
В словаре русского языка С.И. Ожегова
  • В словаре русского языка С.И. Ожегова "материнство" трактуется как "состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с детьми".
  • В сексологическом словаре материнство определяется как функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологические (вынашивание, рождение и вскармливание ребёнка) и социальные (воспитание ребёнка) аспекты.
  • Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины.
  • Большая же часть теорий материнства (психоанализ, биосоциология, теории, опирающиеся на идеи Руссо) рассматривают материнство, прежде всего как долг, работу.
  • Материнство так же рассматривается как одна из социальных женских ролей, на содержание которой влияют общественные нормы и ценности.
  • Материнство наиболее важная и необходимая для нормального функционирования общества работа.
Таким образом, нет единого, однозначного понятия
  • Таким образом, нет единого, однозначного понятия "материнство". Однако, важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.
  • В отечественной психологии в последнее время также появился ряд работ, связанных с феноменологией, психофизиологией, психологией материнства, психотерапевтическими и психолого-педагогическими аспектами беременности и ранних этапов материнства, девиантным материнством.

Если обобщать все основные направления исследований, то можно обнаружить, что материнство рассматривается с двух основных позиций:  

  • материнство как обеспечение условий для развития ребенка;  
  • материнство как часть личностной сферы женщины.
В настоящее время появляется все больше исследований, затрагивающих проблему личностного развития мужчин и тему отцовства, в частности (Гурко Т.А.,2000, Зидер Р.,2001, Кон И.С.,2003). Среди публикаций можно встретить работы как отечественных, так и зарубежных авторов, но лишь немногие из них дают определение отцовства. Так, согласно точке зрения Маргарет Мид отец есть биологическая необходимость, но социальная случайность. По мнению Э. Фромма, отец представляет собой другой полюс человеческого существования, где мысли, вещи, созданные человеческими руками, закон и порядок, дисциплина, путешествия, приключения. Отец это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в большой мир (Фромм Э.). Как можно видеть, в этом определении делается акцент на непосредственные функции, связанные с отцовством.  Для каждого поколения существует свой идеал отца, который зависит от времени и условий, и каждое поколение сталкивается с несоответствием между «культурой» отцовства и «поведением» отцов в семьях.
  • В настоящее время появляется все больше исследований, затрагивающих проблему личностного развития мужчин и тему отцовства, в частности (Гурко Т.А.,2000, Зидер Р.,2001, Кон И.С.,2003). Среди публикаций можно встретить работы как отечественных, так и зарубежных авторов, но лишь немногие из них дают определение отцовства.
  • Так, согласно точке зрения Маргарет Мид отец есть биологическая необходимость, но социальная случайность.
  • По мнению Э. Фромма, отец представляет собой другой полюс человеческого существования, где мысли, вещи, созданные человеческими руками, закон и порядок, дисциплина, путешествия, приключения. Отец это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в большой мир (Фромм Э.). Как можно видеть, в этом определении делается акцент на непосредственные функции, связанные с отцовством. 
  • Для каждого поколения существует свой идеал отца, который зависит от времени и условий, и каждое поколение сталкивается с несоответствием между «культурой» отцовства и «поведением» отцов в семьях.
  Сейчас, ввиду того, что количество разводов увеличилось, появился термин «ответственное отцовство».   «Ответственный» значит «обязанный». Этот термин, как считает З.Х. Саралиева, содержит нравственное значение, потому что предполагает наличие отцов, попадающих под определение «безответственные».   Считается, что мужчина, чье поведение является ответственным по отношению к ребенку, поступает следующим образом: - он не заведет ребенка, пока не подготовится к этому морально и материально; - он официально оформляет свое отцовство в случае рождения ребенка; - он разделяет с матерью ребенка материальные затраты по содержанию младенца, начиная с момента беременности матери; - он активно разделяет с матерью ребенка все заботы по эмоциональной и физической заботе о ребенке с момента рождения. (Саралиева З.Х.,2000).

Сейчас, ввиду того, что количество разводов увеличилось, появился термин «ответственное отцовство».

«Ответственный» значит «обязанный». Этот термин, как считает З.Х. Саралиева, содержит нравственное значение, потому что предполагает наличие отцов, попадающих под определение «безответственные».

Считается, что мужчина, чье поведение является ответственным по отношению к ребенку, поступает следующим образом:

  • - он не заведет ребенка, пока не подготовится к этому морально и материально;
  • - он официально оформляет свое отцовство в случае рождения ребенка;
  • - он разделяет с матерью ребенка материальные затраты по содержанию младенца, начиная с момента беременности матери;
  • - он активно разделяет с матерью ребенка все заботы по эмоциональной и физической заботе о ребенке с момента рождения. (Саралиева З.Х.,2000).
Давно доказано, что с самого рождения ребенку необходим отец, который является неким образцом для создания, в частности, у мальчиков, мужской идентичности (Кон И.С.,2003). Отношения мужчина-ребенок у различных народов, в разных культурах очень разнообразны: от тесной дружбы и постоянного ухода отца за сыном до полного отсутствия каких-либо контактов между ними.           Таким образом, материнство и отцовство рассматриваются сегодня как равные и желанные обязанности.
  • Давно доказано, что с самого рождения ребенку необходим отец, который является неким образцом для создания, в частности, у мальчиков, мужской идентичности (Кон И.С.,2003). Отношения мужчина-ребенок у различных народов, в разных культурах очень разнообразны: от тесной дружбы и постоянного ухода отца за сыном до полного отсутствия каких-либо контактов между ними.
  • Таким образом, материнство и отцовство рассматриваются сегодня как равные и желанные обязанности.
Родительство и отцовство как социальные институты [ Электронный ресурс ] режим доступа - http://www.pclever.ru/goncs-383-1.html (02.10.15) Родительство [ Электронный ресурс ] режим доступа - http ://enc-dic.com/enc_sex/Roditelstvo-692.html  (02.10.15) Психология материнства и отцовства [ Электронный ресурс ] режим доступа - http :// reftrend.ru /641750.html (06.10.15)
  • Родительство и отцовство как социальные институты [ Электронный ресурс ] режим доступа - http://www.pclever.ru/goncs-383-1.html (02.10.15)
  • Родительство [ Электронный ресурс ] режим доступа - http ://enc-dic.com/enc_sex/Roditelstvo-692.html (02.10.15)
  • Психология материнства и отцовства [ Электронный ресурс ] режим доступа - http :// reftrend.ru /641750.html (06.10.15)