Тема родительского всеобуча: «Уклад жизни в семье, необходимость семейных традиций в жизни ребенка. Этика и эстетика семейного быта».
«Уклад семейный - уклад общественный».
Образ жизни семьи, отношения, которые в ней складываются, система духовных и материальных ценностей, царящие в ней, существенно влияют на формирование мировоззрения и убеждений членов нашего общества.
Традиции семейных отношений существенно различны как у народов прошлого, так и теперь.
В современной семье, состоящей в основном из родителей и детей (нуклеарная семья), в условиях ограничения рождаемости и урбанизированного образа жизни возникли во многом новые взаимоотношения по сравнению с многодетной и многопоколенной семьей, распространенной в прошлом и встречающейся сегодня у некоторых народов.
В такой семье дети испытывают на себе разнообразные влияния старших, перенимают их привычки, наблюдают их взаимоотношения, учатся уважать старших. Взрослые в такой семье воздействуют друг на друга и на детей, добиваются соблюдения традиций и норм взаимоотношений, понимая ответственность перед младшими поколениями. В однопоколенной семье резко ограничивается поле социализации личности. Ребенок обычно запечатлевает стереотипы поведения и мышления одного из родителей, который в силу каких-то причин оказал наибольшее влияние. В этом случае достоинства и недостатки личности воспитателя повторяются в личности ребенка. Заостряются проблемы личного примера в неполных семьях. Если ребенок не находит в семье образца, достойного подражания, он ищет его на стороне. Сегодня повысилось влияние на детскую психику друзей и приятелей, горев кино и телеэкранов.
Современные подростки менее уважительно относится к пожилым людям, что в известной мере обусловлено и тем, что они мало общаются в семье со стариками, не учатся сопереживать им, не видят и не понимают естественных проявлений старости.
Поэтому, положительное влияние на всестороннее формирование личности оказывают добрые внутрисемейные отношения. Цементируют эти отношения и усиливают их влияние на детей семейные традиции. Они играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества и личности.
Значительную роль в духовной жизни семьи играют общенародные праздники. Раньше и теперь - годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, 1 Мая - День международной солидарности трудящихся, День Победы, День Советской Армии и Военно-Морского Флота -День Защитника, Международный женский день, Новый год. В нашем городе - это День Молодежи, День города.
Вместе с тем в жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции как семейные праздники: дни рождения, совершеннолетия, юбилеи, получения паспорта, окончание д/с, школ, училищ, ВУЗов (различных учебных заведений), проводы в армию, бракосочетание, крестины, сереб-рянные и золотые свадьбы, уход на пенсию и т.д.
Семейные отношения обогащаются сегодня новыми профессиональными традициями.
Наряду с прогрессивными в семье нередко сохраняются и устаревшие, вредные традиции: рецидивы домостроя, патриархальное отношение к женщине, хмельные застолья по любому поводу.
В большинстве хороших семей существует разумный ритм жизни с определенными правилами и привычками, которые обыденны, просты и выполняются. В субботний или воскресный день (или в любой другой день) все члены семьи собираются на семейный совет. Такие советы - одна из традиций семьи, как и отдых, путешествия, прогулки, покупки, чтение книг, просмотр кинофильмов, совместные ужины и т.д.
Добрые традиции сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше, и сделать их достоянием подрастающего поколения.
Культура общения включает в себя тактичность, деликатность, вежливость, умение использовать принятые в обществе приветствия, обращения к людям, формулы благодарности, извинений, правила знакомства, беседы, оказания услуг.
В основе культуры общения лежит доброжелательное отношение к людям.
Культура внешнего вида означает прежде всего привычку к безупречной чистоплотности, хорошие манеры, которые проявляются в речевом общении и особенностях мимики, жестов, походки. Культура внешнего вида характеризуют также вкус в одежде, прическе, косметике, украшениях.
Воспитывая культуру повседневной жизни, необходимо помнить, что она включает умение поддерживать чистоту, порядок, уют, трезво относится к вещам, предметам комфорта, умение разумно и с пользой проводить свое время и ценить время других людей.
Для того чтобы ребенок вел себя правильно, он должен знать, что хорошо, а что плохо, что, красиво, а что некрасиво, что прилично, а что не прилично. Ом должен хотеть поступать правильно, должен привыкнуть к соответствующим нормам поведения
Бывает, что ребенок знает правила поведения, а поступает неправильно. Чаще всего это происходит из-за отсутствия необходимых привычек Советы и рекомендации подросткам и старшим - школьникам лучше всего тактично включать в повседневное общение, не следует их «воспитывать» «При свидетелях», И самое главное - это личные пример родителей.
Эстетическое воспитание человека - это человек, который умеет находить, чувствовать, создавать прекрасное в жизни, в искусстве, оценивать явления и факты окружающего мира по законам гармонии и красоты.
Задатки способности замечать и чувствовать красоту даны человеку от рождения, но эстетическое чувство постоянно нуждается в развитии, иначе естественная для ребенка непосредственная реакция на красоту начинает постепенно исчезать, превращается в обыденное чувство. Эстетическая неразвитость ведет к «эмоциональной глухоте», равнодушию, что пагубно сказывается на, отношения человека к жизни, к людям, к самому себе.
От родителей в первую очередь зависит то, как ребенок будет общаться с людьми, понимать и ценить красоту человеческих отношений. Эстетически воспитанный человек отличается развитым духовным миром, способен сопереживать другим людям, он вежлив в обращении, избегает крикливости в речи, участлив и предупредителен не только потому, что он успешно освоил правила нравственного поведения, ко еще и потому, что он чувствует и ценит красоту подобных взаимоотношений с людьми.
Эстетическое отношение к природе воспитывается у детей во время экскурсий, прогулок, путешествий.
Ведущее место в эстетическом воспитании принадлежит искусству. Не каждый ребенок будет композитором, художником, писателем, но каждый человек может и должен научиться любить понимать искусство - без этого нельзя стать образованным и культурным человеком
Создание в семье, атмосферы уважения к искусству нельзя представить себе без создания домашней фонотеки, библиотеки.
К сожалению, ныне а значительной степени утрачиваются традиции как семейное чтение, домашний театр, хоровое пение и совместное музыцирование. Такие семейные вечера создают духовное общение между взрослыми и детьми.
НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ.
Дружная семья - гору сдвинет.
Самое лучшее наследство - воспитанность.
Добрые детки - дому венец, А плохие детки - дому конец.
Кто родителей почитает,
Тот вовеки не погибает.
На что и клад, Коли в семье лад.
Литература:
- Мир семьи. Г.П. Разумихина.: Кн. Для учащихся ст. классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». – М. Просвещение, 1986 год.
- Семейный словарь
- Философский словарь под редакцией И.Т. Фролова. зд. 5, М. издательство «Политическая литература», 1986 год.
- Это вам, родители. А.О. Пинт. Изд. «Знание». М.: -1971 г.