СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительский всеобуч

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема родительского всеобуча: «Уклад жизни в семье, необходимость семейных традиций в жизни ребенка. Этика и эстетика семейного быта».

                                                                                  «Уклад семейный - уклад общественный».

 

Образ жизни семьи, отношения, которые в ней складываются, система духовных и матери­альных ценностей, царящие в ней, существенно влияют на формирование мировоззрения и убежде­ний членов нашего общества.

Традиции семейных отношений существенно различны как у народов прошлого, так и теперь.

В современной семье, состоящей в основном из родителей и детей (нуклеарная семья), в ус­ловиях ограничения рождаемости и урбанизированного образа жизни возникли во многом новые взаимоотношения по сравнению с многодетной и многопоколенной семьей, распространенной в прошлом и встречающейся сегодня у некоторых народов.

В такой семье дети испытывают на себе разнообразные влияния старших, перенимают их привычки, наблюдают их взаимоотношения, учатся уважать старших. Взрослые в такой семье воз­действуют друг на друга и на детей, добиваются соблюдения традиций и норм взаимоотношений, по­нимая ответственность перед младшими поколениями. В однопоколенной семье резко ограничивает­ся поле социализации личности. Ребенок обычно запечатлевает стереотипы поведения и мышления одного из родителей, который в силу каких-то причин оказал наибольшее влияние. В этом случае достоинства и недостатки личности воспитателя повторяются в личности ребенка. Заостряются про­блемы личного примера в неполных семьях. Если ребенок не находит в семье образца, достойного подражания, он ищет его на стороне. Сегодня повысилось влияние на детскую психику друзей и при­ятелей, горев кино и телеэкранов.

Современные подростки менее уважительно относится к пожилым людям, что в известной мере обусловлено и тем, что они мало общаются в семье со стариками, не учатся сопереживать им, не видят и не понимают естественных проявлений старости.

Поэтому, положительное влияние на всестороннее  формирование личности оказывают добрые внутрисемейные отношения. Цементируют эти отношения и усиливают их влияние на детей семей­ные традиции. Они играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспече­нии преемственности поколений, в гармоничном развитии общества и личности.

Значительную роль в духовной жизни семьи играют общенародные праздники. Раньше и те­перь - годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, 1 Мая - День международ­ной солидарности трудящихся, День Победы, День Советской Армии и Военно-Морского Флота -День Защитника, Международный женский день, Новый год. В нашем городе - это День Молодежи, День города.

Вместе с тем в жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции как семей­ные праздники: дни рождения, совершеннолетия, юбилеи, получения паспорта, окончание д/с, школ, училищ, ВУЗов (различных учебных заведений), проводы в армию, бракосочетание, крестины, сереб-рянные и золотые свадьбы, уход на пенсию и т.д.

Семейные отношения обогащаются сегодня новыми профессиональными традициями.

Наряду с прогрессивными в семье нередко сохраняются и устаревшие, вредные традиции: рецидивы домостроя, патриархальное отношение к женщине, хмельные застолья по любому поводу.

В большинстве хороших семей существует разумный ритм жизни с определенными правила­ми и привычками, которые обыденны, просты и выполняются. В субботний или воскресный день (или в любой другой день) все члены семьи собираются на семейный совет. Такие советы - одна из традиций семьи, как и отдых, путешествия, прогулки, покупки, чтение книг, просмотр кинофильмов, совместные ужины и т.д.

Добрые традиции сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна разумного и доброго, кото­рые старшими членами семьи были найдены раньше, и сделать их достоянием подрастающего поко­ления.

Культура общения включает в себя тактичность, деликатность, вежливость, умение использо­вать принятые в обществе приветствия, обращения к людям, формулы благодарности, извинений, правила знакомства, беседы, оказания услуг.

В основе культуры общения лежит доброжелательное отношение к людям.

Культура внешнего вида означает прежде всего привычку к безупречной чистоплотности, хо­рошие манеры, которые проявляются в речевом общении и особенностях мимики, жестов, походки. Культура внешнего вида характеризуют также вкус в одежде, прическе, косметике, украшениях.

Воспитывая культуру повседневной жизни, необходимо помнить, что она включает умение поддерживать чистоту, порядок, уют, трезво относится к вещам, предметам комфорта, умение разум­но и с пользой проводить свое время и ценить время других людей.

Для того чтобы ребенок вел себя правильно, он должен знать, что хорошо, а что плохо, что, красиво, а что некрасиво, что прилично, а что не прилично. Ом должен хотеть поступать правильно, должен привыкнуть к соответствующим нормам поведения

Бывает, что ребенок знает правила поведения, а поступает неправильно. Чаще всего это про­исходит из-за отсутствия необходимых привычек Советы и рекомендации подросткам и старшим - школьникам лучше всего тактично включать в повседневное общение, не следует их «воспитывать» «При свидетелях», И самое главное - это личные пример родителей.

Эстетическое воспитание человека - это человек, который умеет находить, чувствовать, создавать прекрасное в жизни, в искусстве, оценивать явления и факты окружающего мира по законам гармонии и красоты.                                                                                                                                                             

Задатки способности замечать и чувствовать красоту даны человеку от рождения, но эстетическое чувство постоянно нуждается в развитии, иначе естественная для ребенка непосредственная реакция на красоту начинает постепенно исчезать, превращается в обыденное чувство. Эстетическая  неразвитость ведет к «эмоциональной глухоте», равнодушию, что пагубно сказывается на, отношения человека к жизни, к людям, к самому себе.                                                                                                                                          

От родителей в первую очередь зависит то, как ребенок будет общаться с людьми, понимать и ценить красоту человеческих отношений. Эстетически воспитанный человек отличается развитым духовным миром, способен сопереживать другим людям, он вежлив в обращении, избегает крикли­вости в речи, участлив и предупредителен не только потому, что он успешно освоил  правила нравст­венного поведения, ко еще и потому, что он чувствует и ценит  красоту подобных взаимоотношений с людьми.  

Эстетическое отношение к природе воспитывается у детей во время экскурсий, прогулок,  путешествий.

Ведущее место в эстетическом воспитании принадлежит искусству. Не каждый ребенок бу­дет композитором, художником, писателем, но каждый человек может и должен научиться любить понимать искусство - без этого нельзя стать образованным и культурным человеком                                                 

Создание в семье, атмосферы уважения к искусству нельзя представить себе без создания домашней фонотеки, библиотеки.                                                                                                                                     

К сожалению, ныне а значительной степени утрачиваются традиции как семейное чтение, домашний театр, хоровое пение и совместное музыцирование. Такие семейные вечера создают духовное общение между взрослыми и детьми.

 

НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ.

Дружная семья - гору сдвинет.

Самое лучшее наследство - воспитанность.

Добрые детки - дому венец, А плохие детки - дому конец.

Кто родителей почитает,

Тот вовеки не погибает.                                       

На что и клад, Коли в семье лад.

 

Литература:

  • Мир семьи. Г.П. Разумихина.: Кн. Для учащихся ст. классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». – М. Просвещение, 1986 год.
  • Семейный словарь
  • Философский словарь под редакцией И.Т. Фролова. зд. 5, М. издательство «Политическая литература», 1986 год.
  • Это вам, родители. А.О. Пинт. Изд. «Знание». М.: -1971 г.