СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка классного часа направлена в помощь молодым классным руководителям, работающих в 7-9 классах.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "»


Родительское собрание

«Проблемы подросткового возраста»



«Не думайте, что вы воспитываете ребёнка

только тогда, когда с ним разговариваете, или

поучаете его, или приказываете ему.
Вы воспитываете его в каждый момент вашей

жизни, даже тогда, когда вас нет дома».
А.С.Макаренко

Цели:1. Помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений; обратить их внимание на собственное поведение в период полового созревания, на взаимоотношения с детьми ;

2.Оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми – подростками, формировать у родителей потребность в здоровом образе жизни, обсудить правила поведения родителей в период полового созревания.

Задачи:

1. Познакомить родителей с особенностями поведения подростков;

2. Обсудить причины возникновения проблем во взаимоотношениях детей со взрослыми и наметить пути их решения;

3. Предложить практические рекомендации родителям по разрешению конфликтных ситуаций, связанных с агрессивными, спонтанными реакциями подростков.

Форма проведения: семинар-практикум

Подготовка к собранию:

1. Персональные приглашения на собрание родителям;

2.Плакат с высказываниями о воспитании;

3. Подготовка материала по проблеме;

4.Подготовить бланки для проведения среди родителей теста “Знаете ли вы подростковую психологию?”

5. Памятка для родителей по теме собрания



Оформление:

  1. На доске тема родительского собрания, слова на плакате

  2. Анкеты, памятки

  3. План

1.Вступительное слово классного руководителя

2.Тест для родителей “Знаете ли вы подростковую психологию?”

3. Дискуссия родителей (работа в группах)

4. Теоретическая часть. Психологические особенности подростков

5. Решение проблемной ситуации

6. Рекомендации психолога

7. Рефлексия

8. Решение родительского собрания.

Ход собрания:

1.Вступительное слово классного руководителя.

Что такое подростковый возраст, какие проблемы могут возникать и как найти выход из разных трудных ситуаций? Эти вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель, когда его ребенок вступает в период полового созревания. Давайте попробуем подобрать ассоциацию к слову подросток и подростковый возраст (трудный ребенок, половое созревание, кризис и т.д.). Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах ее возникновения.

2.Тест-размышление для родителей

«Знаете ли вы подростковую психологию?»

Инструкция: Предлагаем вашему вниманию опросник, который содержит высказывания, с каждым из которых вы можете согласиться или не согласиться, или дать «нейтральный» ответ.

Если вы согласны с данным высказыванием, то слева, рядом с номером этого высказывания ставьте знак «+»; если не согласны – знак «-»; если затрудняетесь дать определённый ответ – знак «?».

вопроса

Высказывания

Ответ

Поверхность – характерная черта подростков.


По сравнению со взрослыми подростки более склонны к теоретизированию.


Если подростки думают в большей степени о действительном (о том, что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное «то, что ожидается в будущем».


Подростковому возрасту присуща категоричность суждений.


Взрослые в большей степени, чем подростки, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей.


Подростки склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные способности.


К детям в большей степени, чем к подростам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании.


Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность – характерные черты подросткового периода.


Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в подростковом возрасте.


Дети в большей степени, чем подростки, склонны к праздным разговорам и спорам об отвлеченных предметах.


Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди подростков.


В произведениях художественной литературы подростков больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями.


Детям в большей степени, чем подросткам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей.


«Чувство одиночества» – характерное переживание подросткового возраста.


Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется.


Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют подростков, чем детей.


Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще подростку, чем ниже уровень его интеллектуального развития.


Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (настойчивость, подверженность влиянием и т.д.) – характерная черта подросткового возраста и самооценки.


Подростки ценят педагога и его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т.п.) выше, чем его профессиональную компетентность.


Подростки склонны предъявлять максималистские требования к коллективу.


Подростки обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем сами педагоги.


Трудности коммуникативного характера у подростков проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых.


Подростки обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой.


Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем подросткам.






































ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:



Ключ:

1.

+

5.

-

9.

-

13.

-

17.

-

21.

-

2.

+

6.

+

10.

-

14.

+

18.

+

22.

+

3.

-

7.

-

11.

-

15.

-

19.

+

23.

-

4.

+

8.

+

12.

-

16.

+

20.

+

24.

-



Уровни знания подростковой психологии –



низкий – менее 9

средний – 9-15

высокий – более 15

Количество правильных ответов - это количество набранных вами баллов.

Полученные данные позволяют говорить о трех уровнях знания подростковой психологии испытуемыми: низком – менее 9 баллов, среднем – 9-15 баллов, высоком – более 15 баллов.

Испытуемые со среднем уровнем знания подростковой психологии чаще всего руководствуются обыденным здравым смыслом.

Испытуемые с высоким уровнем знания подростковой психологии, как правило, имеют специальную подготовку, выходящую за уровень здравого смысла.

Испытуемые с низким уровнем знания подростковой психологии обычно связаны ложными «теоретическими» представлениями.



3. Дискуссия «Подростковые изменения в поведении детей»

Вопросы для дискуссии родителей.

Сравните «Особенности поведения ваших детей» применимо к разным временным рамкам. Что было год, полтора назад, что сейчас? Изменилось ли что-то? Затем обсудим, что у вас получилось…

Групповая работа:

Родители разбиваются на 4 групп. Каждая группа высказывает свое мнение по 5-ти вопросам дискуссии.


Особенность поведения

1

Много разговаривает по телефону

2

Много времени проводит за компьютером и в интернете

3

Откладывает выполнение домашнего задания на «потом»

4

Не помогает (мало помогает) по хозяйству

5

Больше времени уделяет друзьям, а не семье

6

Остро воспринимает ссоры с друзьями

7

Чутко и критично относится к внешнему виду (одежде, прическе)

8

стремится следовать за модой

9

Стремиться сказать «последнее слово»

10

Огрызается, грубит, когда его критикуют

11

Хамит, отстаивает свое

12

Зачастую отказывается принимать мнение родителей

13

Часто конфликтует с родителями, друзьями

14

Делают наперекор вашему мнению

15

Часто ругается с братом и сестрой

16

Не реагируют на замечания

17

Стремиться к свободе

18

Перенимает дурной пример с телезвезд, сверстников

19

Поздно ложиться спать

20

Прибегает ко лжи и ругательствам

Задачи учителя в ходе дискуссии:

  • создавать и поддерживать рабочую атмосферу;

  • контролировать время;

  • обеспечить возможность высказаться каждому родителю;

  • подвести итог.

Классный руководитель:

4.Психолого-педагогическое просвещение по теме: «Психологические особенности подростков»


Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. 

Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».

Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса", которому свойственно:

  • Чувствительность к оценке посторонних своей внешности;

  • крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих;

  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров.

Возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.

Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости.
Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе, живет в той же семье. А в семье к ребенку продолжают относиться как к "маленькому". Одно он не делает сам, другое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослыми права. Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь") и т.д.

Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.

Стремление к самостоятельности. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому, испытывая желание, чтобы все относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!". И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе.
Больше всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о друге. О таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.

5.Работа в группах «Решение проблемной ситуации»

1.Ваш ребёнок часто критикует своё (чужое тело), увлекается диетами, усиленно занимается спортом.

- Каково Ваше отношение к действиям ребёнка.

2. Ваш ребёнок часто вступает в споры, демонстративно отказывается от обсуждения и компромиссов решения проблемы.

-Каковы Ваши действия в данной ситуации.

3.Успеваемость Вашего ребёнка снизилась. Часто получает замечания по поведению в школе.

- Как лучше поступить в этой ситуации?

4. У Вашего ребёнка часто возникают респираторные заболевания, он часто жалуется на утомляемость в школе.

- Как вы поступите в этой ситуации?

6.Рекомендации психолога

Классный руководитель подводит итоги работы в группах и дает рекомендации

Итог родительского собрания:

Вы хотите, чтобы ваш ребенок слушался вас?

Тогда:

1) Старайтесь как много реже произносить слово «нельзя».

2) Запрещайте только то, что грозит опасными последствиями.

3) Чаще предлагайте ребенку то, что он хочет (если догадываетесь, что он захотел, например, покататься на велосипеде, скажите: «Иди, покатайся»)

4) Если надо, чтобы ребенок сделал что-то нужное, обязательно объясните ему значение, цель этого дела – зачем?

5) Никогда не применяйте силу, чтобы заставить его что-то сделать.

6) Лучшее наказание - не выполнять просьбы своего ребенка.

Их сейчас нет? Обязательно появятся!

(Классный руководитель дарит родителям памятку «Принципы толерантного общения»)

Принципы толерантного общения «Памятка для родителей»

ДАЙТЕ СВОБОДУ! Свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и более удерживать его возле себя не удастся, а непослушание - это стремление выйти из-под вашей опеки.

НИКАКИХ НОТАЦИЙ! Больше всего подростка раздражают нудные родительские нравоучения. Измените, стиль общения, перейдите на спокойный и вежливый тон и откажитесь от категоричных оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд, собственные ошибки и собственные выводы.

ИДИТЕ НА КОМПРОМИСС! Все равно ничего не удастся доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей.

УСТУПАЕТ ТОТ, КТО УМНЕЕ! Чтобы скандал прекратился, кто-то первый должен замолчать. Взрослому это сделать проще, чем подростку с неустойчивой психикой.

НЕ НАДО ОБИЖАТЬ! Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций подросток учится у вас.

БУДЬТЕ ТВЕРДЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ! Несмотря на вашу готовность к компромиссу, подросток должен знать, что родительский авторитет незыблем.

Хотелось бы закончить нашу тему собрания стихотворением С.Михайлова «Раздумья».

Не надо обижать мальчишек:

Их жизнь и без этого сложна.

Ведь, кроме синяков и шишек,

Мужская ласка им нужна.



Парнишка, что в глаза не глядя,

Соврал или хотел соврать,

Ты ради правды, чести ради

Попробуй больше доверять.



Не надо обижать девчонок:

Их жизнь и без того сложна.

У них не только голос тонок

Душа у девочек нежна.



Чтобы в саду плоды увидеть,

Ты должен дерево растить,

Того, кого легко обидеть,

Не лучше было бы простить?



Чтоб сын гордился отчим кровом,

Не рвался из него бежать

Его не надо грубым словом

Перед другими обижать.



Чтоб дома не было обмана,

Ты честно сам себя веди-

Не шарь у дочки по карманам,

За письма друга не стыди.



Ребячий мир… - он прост и сложен

К познанью рвутся малыши!

Так будь же с ними осторожен

И упрекать их не спеши.



Не лезь в те маленькие тайны,

Что им положено хранить.

Иначе ты порвешь случайно

Доверия и дружбы нить.

7.Рефлексия

На доске рисуется система координат

Каждый родитель должен определить свою точку в этой системе координат -это и будет его оценка в проведении собрания. На одной оси отмечаются оценки по содержанию, а другой – по организации (по 10-ти бальной шкале)

8.Решение родительского собрания. 

(на основе высказываний и выводов родителей)

1.Поддерживать тесную связь «родители - школа».

2. Уделять больше времени детям, находя возможности для «бесед по душам».

3. Отслеживать занятость подростков в свободное время.

4. Организовать совместную поездку в театр.











Самоанализ родительского собрания

Тема: «Проблемы подросткового возраста»

Родительское собрание было посвящено актуальной вопросам «Проблемы подросткового возраста». В ходе мероприятия были поставлены цели и задачи.

Цель: помочь родителям преодолеть трудности в решении проблем подросткового возраста их детей, понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений; обратить их внимание на собственное поведение в период полового созревания ребенка, на взаимоотношения с детьми

Задачи:

1. Познакомить родителей с особенностями поведения подростков;

2. Обсудить причины возникновения проблем во взаимоотношениях детей со взрослыми и наметить пути их решения;

3. Предложить практические рекомендации родителям по разрешению конфликтных ситуаций, связанных с агрессивными, спонтанными реакциями подростков.

Собрание проведено в форме семинара-практикума. На собрании была создана положительная атмосфера доверительных отношений родителей и классного руководителя.

Начало собранию положил тест-размышление для родителей «Знаете ли вы подростковую психологию?» .

Основная часть собрания

– организованная дискуссия в 4 группах родителей по теме: «Подростковые изменения в поведении детей». Каждой группе было дано 5 вопросов, по которым в ходе обсуждения, родители выработали общую точку зрения.

- психолого-педагогическое просвещение родителей «Психологические особенности подростков».

С целью получения обратной связи была проведена работа в группе постоянного состава «Решение проблемной ситуации».

В ходе прений родители вынесли решение, как поступать в ситуациях выбора форм и стиля общения с собственным ребенком.

Подводя итог занятия, был сделан акцент на принятие форм взаимодействия родителей и детей, а так же подарены памятки «Принципы толерантного общения».

Рефлексия содержания и формы организации собрания была оценена в баллах родителями

Решение родительского собрания.:

1.Поддерживать тесную связь «родители - школа».

2. Уделять больше времени детям, находя возможности для «бесед по душам».

3. Отслеживать занятость подростков в свободное время.

4. Организовать совместную поездку в театр.













11