«Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника»
Цели и задачи: показать родителям значимость выполнения учащимися домашних заданий; дать рекомендации родителям по организации самообразования школьника; предложить родителям рекомендации по контролю выполнения домашних заданий школьником. Уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена и его величеству - домашнему заданию. Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Существует многовековая практика и педагогические законы, которые доказывают: если знания, приобретённые на уроке, не повторяются, то они в значительной мере утрачиваются. Согласно этой точке зрения отказ от самостоятельной домашней работы ведёт к снижению качества обучения. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.
Домашнее задание выполняет различные функции. • Одной из главных является
функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему. • Вторая функция домашнего задания —
это стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания. • Третья функция домашнего задания —
развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
• Четвёртая функция домашнего задания – обобщение, систематизация знаний и навыков.
Родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий.
Как же приучить ребёнка к выполнению домашних заданий? - Приступать к выполнению домашнего задания ребёнку лучше всего через один или полтора часа после возвращения его из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятий. Лучше всего начинать занятия в 16 часов. Если ребёнок занят какими – либо другими важными делами (например, посещает кружок), то, конечно, можно садиться за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на поздний вечер.
- У ребёнка должно быть своё постоянное рабочее место. Оно должно быть хорошо освещено. Рабочий стол ставится поближе к окну так, чтобы свет падал слева. В вечерние часы необходимо включать настольную лампу, которая ставится так, чтобы свет падал слева. Во время чтения книгу полезно поместить на подставку в наклонном (под углом 45 градусов) положении. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.
- Всё должно находиться на своих местах. Перед глазами – календарь и расписание уроков.
- Не рекомендуется пользоваться тяжёлой ручкой, так как увеличение её веса даже на 1 грамм усиливает утомление.
- Выполнение домашних заданий быстро утомляет ребёнка, когда он работает за столом, который не соответствует его росту. Принимая позу согнувшись за столом, мы тем самым затрудняем кровообращение и дыхание, что отрицательно влияет на работу сердца, мозга. Надо следить, чтобы ноги опирались всей ступнёй на пол или подножку стола. Не рекомендуется заменять стул табуреткой, так как сидение без опоры на спину быстро утомляет.
- При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8 – 10 раз. Значит, возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 минут до начала приготовления уроков проветрить комнату.
- Следует заметить, что утомление у ребёнка наступает гораздо быстрее, если он работает при шуме. Родителям важно позаботиться о том, чтобы никакой шум не проникал в комнату, в которой ребёнок выполняет домашнее задание.
- Для успешного выполнения домашнего задания необходим чёткий ритм занятий. Например, после 25-35 минут работы следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений.
Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка: - Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
- Не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
- Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
- Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
- Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.
- Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
- Для того чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам.
- Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
- Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
- Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.
Подведение итогов
Чтобы помочь ребёнку в выполнении домашних заданий, надо идти с ним рядом, быть сотрудником, другом, советником, чтобы ребёнок вас не боялся, а доверял вам и мог в любую минуту обратиться. Главное, чтобы всё это было в системе, традиционно, а не спонтанно: сегодня вдруг вспомнили, а завтра на «самотёк». Ребёнок сам должен осознать, что от него самого зависит многое.
Нам приятно было с вами общаться, и мы надеемся, что сегодня вы услышали полезную для вас информацию.
Автор:
Сиваш Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ Сов-Дарская ООШ
2017г.
Приложения 1
Уважаемый ученик!
Подумай и ответь на вопросы анкеты:
Какое количество времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий? ___________________________________________________________
На подготовку каких домашних заданий тебе приходится тратить больше времени, чем на все остальные? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь его у кого-нибудь? _____________________________________________________________________________________________________________________________
Ты делаешь домашние задания самостоятельно или с помощью взрослых? ____________________________________________________________
Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий? _______________________________________________________________
Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание? ____________________
С каким настроением ты выполняешь домашние задания? _______________________________________________________________
Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке? _______________________________________________________________
Если ты не выполнил домашнее задание потому, что не понял его, как поступит учитель, если ты ему это объяснишь? ______________________________________________________________________________________________________________________________
Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание перед уроком у своих товарищей? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложения 2 Уважаемые родители! Подумай и ответь на вопросы анкеты: 1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий по сравнению с прошлым годом? ______________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий? _________________________________________________________________ 3. Какие предметы требуют больших затрат времени? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание? ________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Приходится ли вам помогать своему ребенку выполнять домашнее задание? _____________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание? ___________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Памятка «Как готовить домашние задания» Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету. Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений. Научиться находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера. Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить. Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сделать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться. Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам. Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания. Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету. В процессе приготовления домашнего задания делать перерывы. Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые могут пригодиться. Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности. Надо составлять план устного ответа и проверять себя.
Приложение 4
Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:
- Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
- Не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
- Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
- Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
- Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.
- Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
- Для того чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам.
- Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
- Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
- Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.
П р и г л а ш е н и е Уважаемые родители! На собрание приглашаем, К сотрудничеству призываем, Чтобы знали мы всегда: Школа, дом – одна семья.
Классный руководитель _______________ | П р и г л а ш е н и е Уважаемые родители! На собрание приглашаем, К сотрудничеству призываем, Чтобы знали мы всегда: Школа, дом – одна семья.
Классный руководитель _______________ | П р и г л а ш е н и е Уважаемые родители! На собрание приглашаем, К сотрудничеству призываем, Чтобы знали мы всегда: Школа, дом – одна семья.
Классный руководитель _______________ |
П р и г л а ш е н и е Уважаемые родители! На собрание приглашаем, К сотрудничеству призываем, Чтобы знали мы всегда: Школа, дом – одна семья.
Классный руководитель _______________ |
П р и г л а ш е н и е Уважаемые родители! На собрание приглашаем, К сотрудничеству призываем, Чтобы знали мы всегда: Школа, дом – одна семья.
Классный руководитель _______________ |
П р и г л а ш е н и е Уважаемые родители! На собрание приглашаем, К сотрудничеству призываем, Чтобы знали мы всегда: Школа, дом – одна семья.
Классный руководитель _______________ |