СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание «Адаптация пятиклассников. Трудности адаптации и пути преодоления»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка  содержит материал, который классные руководители, педагоги - психологи могут использовать на родительских собраниях.  Данный материал  поможет  повысить педагогическую компетенцию родителей и сформировать у них полное представление о трудностях, с которыми приходится сталкиваться пятиклассникам. 

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание «Адаптация пятиклассников. Трудности адаптации и пути преодоления»»

Педагог- психолог Семёшина Е.Б.

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя образовательная школа №49»


Родительское собрание «Адаптация пятиклассников.

Трудности адаптации и пути преодоления»

Цель:

  • Познакомить родителей с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе.

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом…..

Как если бы от этого зависела Ваша жизнь.

Л.Кьюби

Переход учащихся из начальной школы в среднюю считается кризисным периодом.

Нельзя недооценивать важность процесса адаптации пятиклассников, хотя он и менее остро выражен, чем у первоклассников.

  • Надо приспособиться к кабинетной системе, новым предметам, новому расписанию, другим требованиям, к новым учителям и их стилю преподавания, а также к самостоятельной организации учебной деятельности.

Обучение в средней школе происходит боле интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности.

  • В пятом классе у многих уже начинают проявляться первые элементы кризиса взросления, что осложняет адаптацию.

Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно. Хочется быть активными, умными, независимыми и успешными, чтобы новые учителя увидели и оценили все самое лучшее в них.

Адаптация – многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация, социальная и психологическая адаптация. В основном, дети адаптируются в течение 2-х месяцев (I этап адаптации – ориентировочный, «физиологическая буря» 2-3 недели,II этап – нестойкое приспособление,III этап – период относительно стойкого приспособления). У некоторых учащихся адаптационный период длится до полугода – года. Постепенно становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма (центральной нервной, сердечно-сосудистой и т.д.). Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно от 5 до 9 недель. У некоторых учащихся адаптационный период длится до полугода–года.

Степень адаптации зависит от многих факторов: состояния здоровья, интеллектуального развития детей, семейных отношений, от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющих у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

Многолетние наблюдения педагогов и психологов свидетельствуют о том, что этот период неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. Все это, в первую очередь, отражается на качестве успеваемости. В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снижаться работоспособность, повышаться неорганизованность. У большинства детей подобные отклонения исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы.

Хухлаева выделяет следующие этапы социально- психологической адаптации:

  • Этап знакомства характеризуется тем, что учащиеся получают доступ к новым возможностям.Они начинают хаотично действовать, проверяя степень свободы, изучать новое пространство. Но пользоваться новыми возможностями они еще не умеют, поскольку не владеют в достаточной степени самоконтролем. В результате могут возникать ссоры. Учащиеся могут забывать выполнить то или иное задание, принести что- то, записать в дневник. У ребят снижается успеваемость по отдельным предметам. Этап знакомства с условиями обучения заканчивается через 1- 2 месяца.

  • Этап стабилизации. Это время, когда происходит первичная адаптация к новым условиям. Улучшается дисциплина, успеваемость. Учитель также адаптируется к учащимся, вырабатывает свои способы взаимодействия.

  • Этап реадаптации. Во второй половине пятого класса у учащихся может появиться поведение, внешне напоминающее дезадаптивное.

Это - упрямство, учащиеся стараются проявить волю иногда в ущерб своим интересам. Любимой фразой становится « Я не хочу, мы не хотим». В классе может начаться борьба за перераспределение лидерства.

Родители могут оказать ребенку существенную помощь в процессе адаптации. Ваше серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка поможет пятикласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствует повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе, а так надо учитывать психологические особенности возраста.

Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка.

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка, с гормональной перестройкой. Поэтому подростковый возраст считается затянувшимся кризисом. Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная, костно-мышечная.

В кровеносной системе – мышечная ткань сердца опережает по темпам роста кровеносные сосуды. Толчковая сила сердечно мышцы заставляет работать не готовые к такому ритму сосуды в экстремальном режиме. Костно-мышечная система – костная ткань опережает темпы роста мышц, которые не успевают за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство. Все это приводит к тому, что повышается утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость в 8-11 раз. Дети часто ощущают себя в этот период неуклюжими, неловкими. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю».

В подростковом возрасте происходит активное развитие психических познавательных процессов и формирование личности. Идет формирование навыков логического и теоретического мышления, развивается логическая память. Подросток приобретает взрослую логику мышления. Интеллектуальное развитие ребенка в подростковом возрасте может достичь весьма высокого уровня.

К сожалению, не все дети используют эти возможности, и идет развитие в направлении интеллектуальной пассивности, иначе говоря «умственная лень». Интеллектуальная пассивность может быть частичной (избирательное отношение к учебным предметам) и общей.

В этот период происходит бурное развитие эмоциональной сферы. Для подросткового возраста характерны смены настроений, переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность и чрезвычайно велик диапазон полярных чувств – от веселья к унынию и обратно без видимых причин. Центральным образованием возраста становится чувство взрослости.

Задача родителей – помочь ребенку реализовать свои потенциальные возможности, создать оптимальные условия для раскрытия и реализации способностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Рекомендации:

  • Родители могут оказать ребенку существенную помощь в процессе адаптации.

  • Серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам

  • Терпение, обязательное поощрение стараний и усилий

  • Эмоциональная поддержка поможет пятикласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствует повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе

  • Учёт психологические особенности возраста.

  • Помочь пятикласснику запомнить имена, отчества учителей-предметников.

  • Не высказываться негативно о школе, об учителях в присутствии ребенка.

  • Обеспечить своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома.

  • Не отказывать ребенку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребенка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности.

  • Не позволяйте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.

Педагог - психолог Семешина Е.Б.