Родительское собрание « Чувства родителей. Как с ними быть?» Задачи:
развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
формирование психологических установок, способствующих коррекции родительского поведения;
снятие психоэмоционального напряжения
I. Психологический настрой.
Добрый день, уважаемые родители! Перефразировав слова Рождественского « Всё начинается с любви», я хочу сказать « Всё начинается с семьи».
Важность семьи в жизни каждого человека невозможно переоценить. Ведь, несмотря на ваши личные планы, занятость, да и просто усталость, вы всё же нашли время и силы, чтобы прийти на нашу встречу. Так что же вами движет?
- Конечно, чувство любви к вашему ребёнку, вашей семье.
Актуализация знаний.
Любящие и благодарные дети – великое счастье для каждого родителя. Чтобы воспитать такого ребёнка, необходимо безусловного его принимать. Безусловное принятие – это любовь к ребёнку не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, спортсмен и т.д, а просто так, просто за то, что он есть.
В чём проявляется безусловное принятие? Как вы это понимаете?
(ответы родителей)
Слайд:
Принятие:
- в приветливом взгляде
- в ласковом прикосновении (желательно более 4-х в день)
- в словах (« Я рада тебя видеть», « Я люблю, когда ты дома», « Мне хорошо, когда мы вместе…»)
- в умении слушать («активное слушание» – искренний интерес к проблеме, понимание эмоционального состояния ребёнка, некритичность суждений, желание помочь.)
-в понимании чувств ребёнка (« Тебе больно», « Ты расстроен», «Ты сердишься»)
II. Поиск проблемы.
Казалось бы, всё просто – люби, принимай, уважай ребёнка и в семье будет мир и покой. Но почему тогда наши отношения с детьми не всегда так радужны и приятны, почему малейшее разногласие может привести не просто к спору, а перерасти в ссору и даже агрессивный конфликт.
Слайд 2
Как то я смотрела передачу « Дорогая, мы убиваем наших детей», где показали мать двух мальчиков, которая выбрала жестокие методы воспитания - крики, унижения, побои и драки стало нормой для этой семьи.
Мой 5-летний сын, увидев эти сцены со слезами на глазах сказал: « Мама, это плохая мама». «Тебе больно на это смотреть, давай я переключу». «Нет, оставь». Я со стороны наблюдала за эмоциями сына – недоумение, гнев, страх - всё это читалось на его личике. В передаче показывали, как мать пыталась найти общий язык с детьми, но постоянно срывалась, переходила на крик и побои. И вот спустя некоторое время, мой сын глядя на это сказал мне слова, которые и подтолкнули меня к теме сегодняшнего собрания.
« Она не плохая мама, она какая то несчастная». Мне до сих пор непонятно, как маленький ребёнок смог понять и почувствовать, что за этой агрессией, скрывалась глубоко несчастная женщина, которая не могла ни понять чувства детей, ни принять их, так как просто не понимала саму себя. Я ни в коей мере не оправдываю действия такой матери, но и не берусь осуждать. Ну, ведь не мечтала же она, вынашивая сына под сердцем, что однажды начнёт на него кричать, унижать, бить?!
И только после того, как психолог помог ей понять, что непонимание собственных чувств и эмоций, приводит к непониманию потребностей детей, неумение правильно заявлять конфликтовать, становится причиной постоянных ссор, только тогда всё постепенно встало на свои места.
Слайд 3
«Каждое утро я клянусь себе, что сегодня всё будет по-другому. Сегодня я буду добрым, терпеливым, любящим родителем. Но наталкиваясь на неубранную постель, на…. Продолжите мои слова (на невыполненные домашние задания, грязную посуду, разбросанные вещи и многое другое ) , я стараюсь держать себя в руках, но всякий раз превращаюсь в разъярённого, орущего маньяка, о чём потом глубоко сожалею.»
- Кто хоть раз испытывал подобные чувства, подмигните мне правым глазом.
-Кому подобные ситуации не знакомы, погладьте себя по голове.
- Кто хочет разобраться в причинах таких ситуаций – хлопните в ладоши.
- Кто считает, что такое с ним никогда не случится – скрестите руки на груди.
Вот за что вас люблю, дорогие мои, так это за то, что мы с вами одной крови. А кто не с нами, тому сделаем переливание. Нечего отделяться от коллектива.
Наши дети день ото дня становятся старше, взрослее, из милых наивных первоклашек, они скоро превратятся в колючих и ершистых подростков. И наша задача помочь себе, ребёнку, своей семье достойно пройти испытание подростковым возрастом. И если кому – то кажется, что у меня то всё в порядке, зачем мне это, то помните, что профилактика – лучшее лечение. Итак, сегодня мы поговорим о чувствах родителей. Как с ними быть?
Родительский труд – это очень тяжёлая работа. Неверная установка, что любящий, добрый родитель не должен испытывать негативных чувств, приводит к стрессу, разладу в семье, срывам, обвинению себя, детей, отчаянию. Проблема ведь не в самих негативных чувствах, а в умении их правильно выражать, что бы ощутить облегчение и не навредить детям. Слайд 4
Предлагаю провести небольшой эксперимент, который наглядно покажет, к чему может привести неправильная установка и как важно в воспитании учитывать собственные эмоциональные возможности. Посмотрите, на этот стеклянный новогодний шар. Глядя на него какие ассоциации, эмоции у вас возникают? Опишите одним словом (праздник, сюрпризы, тепло, радость, надежда, семья и т.д.). Представьте себе, что все эти позитивные эмоции – ваша установка на отношения ребёнком, собраны в этом шарике. Возьмите шарик и держите его перед собой на вытянутой руке. Полюбуйтесь на ваши отношения со стороны, радуйтесь тому, что делаете всё возможное, чтобы ваш ребёнок рос в атмосфере уважения, понимания. Здесь собраны лучшие проявления вашей любви и заботы о семье, но шарик то хрупкий, нельзя позволить ему разбиться. И не важно, что рука немеет, вам тяжело его держать! Неважно, что сегодня, вы с утра успели переделать массу дел и к вечеру, будете валиться с ног! Неважно, что начальник сегодня кричал на вас, требуя отчёт, а вы как назло не успели его сделать, потому что младший ребёнок заболел и всю ночь плакал. Могу продолжать долго, но всё это не важно – кому это интересно, ведь вы решили создать идеальную семью, где нет места конфликтам и ссорам, так что на слабость у вас права нет. Держите, держитесь!!! Понимая, что физические возможности каждого человека ограничены, вы бы точно не ставили перед собой такую цель – бесконечно удерживать на весу шарик, и уж наверняка не стали бы себя корить за то, он упал.
Это тоненькая нить, что не дала разбиться шарику, не что иное, как умение правильно выражать свои чувства никого не унижая и не оскорбляя.
Слайд 5
Я провела небольшой опрос среди родителей разных классов. Как видите, большинство родителей, понимают, что сам факт того, что мы отличаемся друг от друга, делает конфликт неизбежным, что наличие, разногласий не является проблемой. Настоящим испытанием является то, как мы умеем их решать.
Но лучше теории, может быть только практика. Усвоив несколько приёмов, вы сможете лучше разбираться в своих эмоциях, тем самым предотвращая серьёзные конфликтные ситуации.
Ситуация первая.
Вызвать родителей. Один родитель сидит на стуле, другой возвышается над ним.
Ребёнок ведет себя крайне вызывающе, игнорируя ваши желания и замечания. Вы еле держите себя в руках, чтобы не ударить. Опишите чувство, которое вы испытываете (раздражение, обида, возмущение, злость). Вызвать родителей.
А теперь выразите это чувство, скажите, что испытываете по отношению к его поведению буквально одной, двумя фразами. Очень важно научиться в данной ситуации, говорить короткими, чёткими фразами. Так ребёнок поймёт и услышит гораздо лучше, а вы тем самым, не «скатитесь» вновь к гневным упрёкам и скандалу. И только в данной ситуации вы можете использовать позицию « Коршун и ягнёнок»- где родитель возвышается над ребёнком. (Я так зла на тебя, тааак зла! Так что лучше беги !!! Не показывайся мне на глаза, пока я не позову!)
Правило № 1:
- Если ребёнок своим поведением вызывает отрицательные эмоции, сообщите ему об этом.
Но никогда не затягивайте с «разбором полётов». Дайте себе возможность остыть и расскажите ребёнку о своих чувствах от Первого лица. Сообщите о себе, о своём переживании только по поводу его конкретного поведения, но не о нём самом. Разговор лучше вести, сидя рядом или напротив друга, тем самым показывая, что вы готовы к мирному диалогу. Отсюда следует
Правило № 2:
- Остерегайтесь слова «Ты».
Подобные фразы вынуждают ребёнка занять позиции обороны или что ещё хуже, перерастает в чувство неуверенности и постоянной вины. По возможности замените « Ты-сообщение» на «Я - сообщение».
Родители выбирают верные фразы из предложенных. Аргументируют свой выбор.
Ситуация 2.
Ребёнку постоянно приходится повторять, чтобы вещи висели на вешалках, а не были разбросаны, что надо говорить тише, когда кто- то отдыхает, что нужно выключать свет и т.д.
Правило № 3:
-Скажите всё одним словом.
Потренируйтесь!
(Яна, кофта! Алёша, свет! Громкость! Мои уши!!! и т.п.)
Правило № 4:
-Скажите, что вам не нравится. Добавьте, что вам понравилось бы или чего ожидаете.
Мне не нравится, когда в дом приглашают друзей, не посоветовавшись. Надеюсь, что в другой раз у меня спросят разрешения.
Мне неприятно видеть, как люди кладут лучшие кусочки мяса только себе в тарелку. Я рассчитываю, что в нашей семье каждый думает о других!
Мне не нравится, когда постоянно приходиться разыскивать свои ножницы. Я рассчитываю на то, что человек, который их взял, вернёт на тоже место.
Правило № 5:
Используйте сильные слова.
В нашем языке масса замечательных слов, которые описывают чувства – от лёгкого раздражения до абсолютной ярости. Один психолог как - то сказал:
« Люди порой просто не могут подобрать слова, что бы выразить то, что они испытывают». Поэтому я приготовила для вас словарики слов – эмоций.
Ситуация 3 .
Вы не смогли сдержать эмоций, ваше раздражение и злость выплеснулись наружу, вы сделали и наговорили такое, что в нормальном состоянии привело бы вас в ужас. Что делать, « посыпать голову пеплом» и заниматься самобичеванием, а может заглушить чувство вины, мол, сам виноват, что посеял, то и пожал. Но сеем то, в конечном счёте, мы и нам придётся пожинать плоды нашего воспитания. И горек тот плод или сладок, зависит всегда от нас. Наверное, у многих существует мнение, что если мама – педагог, то у неё должны быть более правильные отношения со своим ребенком. К сожалению не всегда. Поделюсь с вами недавним случаем из моей жизни.
Правило № 6
- Умейте признавать свои ошибки и просить прощения у детей. Ведь тем самым, вы учите детей понимать и прощать людей в целом.
Подведение итогов. Рефлексия.
«Быть правдивыми и честными с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание»,- сказал Л.Н. Толстой.
У родителей есть право испытывать недовольство некоторыми поступками, действиями своего ребёнка. Главное научиться делать так, чтобы при этом ни ваше достоинство, ни ранимая детская душа не пострадали.
Прежде чем, мы с вами расстанемся, хочу попросить. Мне очень важно, ваше мнение о нашей встрече. Если собрание показалось вам интересным, а тема актуальной, то уходя, положите, в коробку – шарик. Если же ваши ожидания от встречи не оправдались, то положите красный жетон.
Подводя итог нашей встречи, хочется сказать, Дай Бог, что бы в вашей семье как можно реже возникали ситуации, в которых вам пригодятся данные советы. Пусть в ваших семьях царит любовь, покой и согласие. Но если вдруг ситуация станет накаляться, помните, вы всегда можете сказать: « Я таааак зла, что лучше беги!!!!»
Выберите из ответов, тот, который больше всего отвечает
«Я-сообщению».
Ситуация 1. Вы в который раз зовёте ребёнка садиться за уроки. Он отвечает: «Сейчас», - и продолжает заниматься своими делами.
Вы начали сердиться.
Ваши слова:
1.Да сколько же раз тебе надо говорить?
2. Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же.
3. Меня сердит, когда ты не слушаешься.
Ситуация 2. У Вас важный разговор по телефону. Ребёнок то и дело его прерывает.
Ваши слова:
1. Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.
2. Ты мешаешь мне разговаривать.
3. Ты не можешь заняться чем - нибудь другим, пока я разговариваю?
Ситуация 3.Вы приходите домой усталая. У Вашего сына-подростка друзья, музыка, веселье. На столе – следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды. ( « Хоть бы обо мне подумал!»)
Ваши слова:
1.Тебе не приходит в голову, что я могу быть усталой?!
2. Уберите за собой посуду.
3. Меня обижает и сердит, когда я прихожу с работы и застаю дома беспорядок.
11