Родительское собрание на тему: «Детская ложь и ее истоки».
Цель: познакомить родителей с причинами и проявлениями детской лжи, способами воспитания правдивости; помочь выработать правильный стиль семейного воспитания.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, слайдовая презентация.
Ход собрания
Вступительное слово учителя:
Сегодня родительское собрание пройдет в необычной форме – ток-шоу.
Русская народная пословица говорит: «Где правда, там и счастье». Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. Как помочь ребенку быть правдивым? Каковы истоки детской лжи? Такие сложные вопросы будут обсуждаться сегодня на ток-шоу. Итак, тема нашего ток-шоу: «Детская ложь и ее истоки». Слайд 1.
Основная часть.
Размещение участников по группам.
Приглашаю участников занять места на белом и черном секторах, символизирующих правду и ложь.
Блиц-опрос.
Ваша задача – в зависимости от выбранного сектора, «правдиво» или «лживо» отвечать на вопросы. ( Вопросы должны быть простыми). Ответы должны быть однозначными: «да» или «нет».
- Вашу дочь зовут Светлана?
- Умеете ли Вы кататься на велосипеде?
- Вам нравится Ваша работа?
- Имеются ли у Вас вредные привычки?
- Вкусно ли Вы готовите? И т.д.
Итог: поделитесь впечатлениями: кому было проще ответить на вопросы? Что испытывал тот, кому необходимо было скрыть свои мысли?
3) Вопросы зрителям:
- Какие внешние признаки проявления лжи вы заметили у тех, кто говорил неправду?
Вывод: говорящий неправду выдает себя мимикой, непроизвольными движениями. Слайд № 2
Классический признак лжи – если человек избегает зрительного контакта, то есть или не смотрит в глаза вообще, или старается отвести взгляд.
Однако если человек, наоборот, слишком старательно поддерживает зрительный контакт и смотрит вам в глаза не отрываясь, это тоже означает: что-то не так.
Человек, который лжет, как правило, совершает меньше движений и меньше жестикулирует, чем обычно.
Собеседник чаще обычного дотрагивается до лица и рта, его движения кажутся скованными и неестественными.
- Давайте представим, вспомним один из случаев, когда вы смотрели на ребенка и не могли понять: врет ли он или говорит правду. Приведите такие примеры. Какими были его жесты, мимика и речь?
4) Обсуждение понятий «правда» и «ложь»
- Попробуйте дать определение понятиям «правда» и «ложь»
«Правда» - 1) то, что соответствует действительности, истина;
2) порядок, основанный на справедливости, честности.
(Словарь русского языка. С.И. Ожегов)
«Ложь» - намеренное искажение истины, неправда, обман (там же)
Итог: «Ложь – это раздвоение в человеке. И как всякое раздвоение неприятно и приносит человеку дискомфорт. Раздвоение вносит тревогу, ослабляет физические силы, пагубно действует на нервы». Слайд № 3
Обсуждение ситуаций (карточки с ситуациями)
Ситуация 1. (отрывок из рассказа Н.Носова «Фантазеры»):
«- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила.
- Врешь!
- Нет, неправда!
- Почему же ты не умер?
- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.
- Без головы?
- Конечно, без головы. Зачем мне голова?
- Как же ты шел без головы?
- Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.
- Почему же ты теперь с головой?
- Другая выросла».
Ситуация 2. (отрывок из рассказа Н.Носова «Фантазеры»):
«Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
- Какая польза?
- А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза».
- К каким выводам вы пришли?
- Вспомните похожие ситуации, в которых дети часто говорят неправду (плохая оценка, невыполненное домашнее задание и т.п.)
- Каковы же основные причины детской лжи? (Высказывания родителей)
- Откуда же ложь берет свои истоки? Слайд № 4
«Фантазия» - «правда» или «ложь»?
Учитель берет написанное разноцветными фломастерами слово «фантазия» и ставит между секторами.
- Скажите, к какому сектору ближе должно расположиться слово «фантазия»? (Дебаты между участниками.)
Вывод: ложь обычно используется в корыстных целях и может приносить вред окружающим. А вот фантазии бескорыстны, не вредят никому, они способны позабавить людей, развлечь их, а также развивают творческие способности. Учиться фантазировать – полезно.
Итог:
В случаях, когда взрослые сталкиваются с детской ложью, нельзя делать поспешных выводов. За подобным поведением всегда кроются какие-либо причины.
Искоренить ложь очень трудно. Для того чтобы ребенок не лгал: Слайд № 5.
Верьте ребенку;
Объясните, что на правде «держится мир». Люди живут в согласии, если доверяют друг другу;
Не создавайте ситуаций для обмана. Избегайте двусмысленных вопросов.
Не учиняйте унизительных допросов;
Вознаграждайте честность;
Показывайте пример честности.
Ребенок всегда честен с вами только с вами, только когда: Слайд № 6.
Доверяет вам;
Не боится гнева или осуждения;
Уверен: что бы ни случилось, его не унизят как личность;
Обсуждать будут не его, а поступок, который надо исправить;
Помогут, поддержат, когда ему плохо;
Ребенок твердо знает: вы на его стороне;
Знает, что даже если накажут, то разумно и справедливо.
Слайд № 7.