Родительское собрание
«Знаете ли вы своего ребенка?»
Цель:
Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность;
Вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребенка, убедить их в целесообразности.
Ход собрания.
Встречу начать с вопросов:
Заметили ли вы изменения в поведении ребенка? Если да, то в чем это проявляется?
Стала ли у ребенка больше проявляться самостоятельность, появились ли трудовые обязанности?
У детей заметно возрастает потребность в движении, наблюдается значительное совершенствование качества основных движений (бег, прыжки, лазанье). Повышается физическая и умственная работоспособность. Но все эти качества не являются врожденными, успешность их формирования зависит от воспитания и обучения. Предоставляйте ребенку возможность удовлетворять свои потребность в движении на улице, дома, но не в ущерб окружающим. Чтобы не пере возбуждать детей, следует перемежать их активную деятельность со спокойными занятиями.
Вопросы к родителям:
Ребенку нужны впечатления, но их обилие утомляет. Уважайте стремление малыша познать окружающее, не оставляйте без внимания вопросы. Сейчас родителей интересует проблема подготовки к школе. Важно помнить, что здесь главное – всестороннее развитие, а не умение читать, писать, считать. Уделяйте внимание формированию у ребенка общественных мотивов поведения и нравственно – волевых качеств (организованности, самостоятельности, настойчивости, ответственности).
Создавайте ребенку условия для игры, разнообразных занятий, посильного труда. Как нами уже отмечалось, дети очень подражательны, они усваивают не только положительные, но и отрицательные примеры.
Хорошо известно, что ребенок более самостоятелен. Часто родители жалуются на непослушание, упрямство детей. Послушание – первая и очень важная ступенька дисциплинированности. Его можно начинать воспитывать с того момента, как ребенок станет понимать требования окружающих.
Вопросы:
Мы говорим об активном послушании, которое подразумевает сознательное и разумное подчинение авторитету взрослых. Оно основано на том, что ребенок признает справедливость предъявляемых ему требований и с желанием их выполняет. Интересно отметить, что особое внимание уделялось воспитанию этого качества в дворянских семьях. Считалось, если ребенок не чтит отца, то он не чтит ни государя, ни Бога.
Вопрос:
Обсудим вместе. В чем секрет успеха воспитания послушания?
Прежде всего, в единстве требований к ребенку со стороны взрослых членов семьи. Когда ребенок постоянно ощущает единство требований всех членов семьи, у него вырабатывается устойчивая привычка.
Ситуация для анализа
Миша собрался гулять.
— Надень пальто,- говорит отец.
— Не надо, на улице тепло, — возражает мать.
— Надень! – приказывает отец.
— Не надо, — настаивает мать.
Мальчик не знает, кого слушать.
Вопросы:
Объясните ребенку, почему необходимо выполнять требования взрослых: мыть руки перед едой, не шуметь, не обижать маленьких, и т.д. Важно помнить, что дети реагируют не только на то, что вы потребовали, но и на то, как вы это сделали. Родителям необходимо предъявлять свои требования спокойно, ласково, контролировать при поведение ребенка. Требования должны быть выполнены обязательно. Если ребенок их не выполнит, то требование следует повторить еще раз, но не более категорично. Если и в этом случае ребенок не послушается, оставьте его в покое, не упрашивайте ребенка. Можно не общаться с ним до тех пор, пока просьба не будет выполнена. Надо заставить ребенка считаться с вашими требованиями. Важно, чтобы у него не накапливался опыт непослушания.
Вопрос:
Важно объяснить причину запрета и запрещать то, что действительно нельзя делать.
________________________________________________________________
Рекомендации для родителей
Замените угрозу обещанием – невыполняемые угрозы подрывают доверие к родителям. Ребенку часто говорят: «Если ты сейчас быстро уберешь игрушки, то мы успеем еще почитать с тобой сказку». Так можно предупреждать детское непослушание, но не следует заявлять, что ребенок непослушный, «пока сто раз ему не скажешь ему, он ничего не сделает» Дети верят в то, что им говорят родители, они убеждены, что действительно такие упрямые, непослушные и т. д. Однажды мальчик сказал: «А моя мама меня зовет неудачником, все равно из меня ничего не получится». Понятно, каковы последствия такого воздействия. Мы уже отмечали, что важно оценить не личность, а поступок ребенка. Не говорите ему: «Ты грязнуля», а «У тебя грязно». Избегайте прозвищ, насмешек, обидных высказываний
Лучше не использовать в общении с ребенком выражений типа: «Ты бы лучше…..» Обсуждайте только, как исправить положение. Дети охотнее откликаются на те слова и поступки, которые воспринимаются как ободряющие, и хуже реагируют на те, то унижают их, на замечания,
приходящие к неверию в собственные силы. Помните, что одобрение воодушевляет, а порицание подавляет.
_________________________________________________________________
Ситуация для анализа
Вова решил строить мост.
— Не бери кубики, я только что их аккуратно сложила, говорит мама.
— Ну, тогда я возьму самосвал,- решает мальчик.
Но мама снова недовольна.
— Я только что пол вымыла, лучше книжку посмотри.
Однако книжка сына не интересует.
— Пойду погуляю.
Но мама напоминает, что сын недавно болел, а на улице сыро.
Вопрос:
Каковы могут быть последствия такой «организации» деятельности мальчика.
Что можно посоветовать маме?
Можете ли вы назвать допущенные вами ошибки в воспитании?
Каковы их причины?
Как ребенок реагирует на неоправданные наказания?
Похожи ли ваши методы воспитания на те, что использовали ваши родители.
Вывод: Для воспитания послушания важно единство требований со стороны взрослых, проявление со стороны родителей такта, терпения. Следует предоставлять ребенку возможность заниматься полезной деятельностью, осторожно подходить к использованию запретов и наказаний.
Родительское собрание
«В каждом доме свои традиции»
Цели:
Способствовать сохранению семейных традиций, умению донести до детей, что этими традициями дорожат, так как они сохраняются из поколения в поколение.
Обогащать опыт родителей в организации проведения семейных праздников.
Форма проведения: родительское собрание.
Участники: воспитатели, родители.
Предварительная работа:
Изготовление вместе с детьми приглашений для родителей «Вместе всей семьёй» (приглашения раздаются за неделю до собрания).
Запись ответов детей по теме собрания.
Приготовить памятки для родителей с рекомендациями.
Дать домашнее задание родителям к собранию.
ПОВЕСТКА СОБРАНИЯ:
Семейные традиции (вступительное слово воспитателя).
Блиц опрос родителей: «Какие традиции существуют в Вашей семье?». Рассказ родителей о традициях своей семьи, о проведении праздников, о традиционном семейном блюде и т. д. (домашнее задание).
Игры детства наших бабушек.
Рекомендации по проведению семейных праздников и дня рождений.
ХОД СОБРАНИЯ
Вступительное слово воспитателя.
Семейные традиции
Семья, по признанию учёных,- одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В её позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство. В крепкой, надёжной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
Механизмами, обеспечивающими приобщение ребёнка к семейным ценностям, являются патриархальные семейные традиции (сбор родственников во время торжеств, праздников, застолья; «беседа по душам», подарки, забота о старших и младших членах семьи, уход за могилами предков, поминания, поддержание добрососедских отношений и др.).
В каждом доме свои традиции. Дети, независимо от возраста, обязательно должны участвовать в подготовке к любому празднику. Сажать или нет детей за «взрослый» стол – родители решают по-разному. В семейном торжестве ребёнок является таким же полноправным членом, как мама или папа, бабушка или дедушка. Другое дело – детские праздники. Здесь ребёнок – главное лицо. Любому человеку (даже самой малой крохе) необходимо, чтобы с ним считались и понимали, чего он хочет. Давайте сделаем так, чтобы нашим детям через 10 – 20 лет было что вспомнить.
Блиц опрос родителей: «Какие традиции существуют в Вашей семье». Рассказы родителей.
По кругу передаётся любая мягкая игрушка. У кого игрушка – тот отвечает.
Некоторые (возможные) ответы родителей.
- В нашей семье принято встречать Новый год всем вместе, включая бабушек и дедушек. Получается огромная семья. Каждый приносит особое новогоднее блюдо, накрывается большой стол с белой скатертью. Дети с кем – то из старших водят хоровод вокруг ёлки. Затем приходит время подарков. Неважно, какой подарок, лишь бы от души и с любовью.
- А в нашей семье принято перед любым торжеством чисто вымыть всё кругом, повесить светлые занавески, постелить скатерть, и обязательно настряпать пельмени. Это сейчас их можно купить в любом магазине, а раньше пельмени считались праздничным блюдом, и мы стараемся их ставить на стол только в торжественных случаях. А стряпаем все вместе, даже малыши.
1. Что больше тебе нравится в праздниках, которые отмечают дома?
- Свечки задувать;
- Подарки, шарики, сюрпризы;
- как маму поздравляют, папу, бабушку, дедушку;
- что мама самая красивая.
2. Какое блюдо считается на вашем столе в праздник главным?
- Торт;
- салат из сухариков.
3. Есть ли в вашем доме вещь, сохранившаяся от бабушек или прабабушек и прадедушек, которую твои родители ценят, оберегают, хранят? Скажи, что тебе известно про это?
- Фотографии. На этих фотографиях – бабушки и дедушки.
3. Игры детства ваших бабушек.
- А сейчас бабушка Наташа – Наталья Павловна – и бабушка Света – Светлана Сергеевна – познакомят нас с играми их детства.
«Ручеёк». Все встают парами друг за другом, руки соединены вверху, образуя арку. Под музыку первая пара, пригнувшись, заходит внутрь и идёт до конца коридора и снова встаёт за последней парой, за ней – вторая и т.д. Все по ходу игры постепенно продвигаются вперёд.
«Выбрал пару – поклонись». Под русскую народную мелодию бабушка подходит к папе, кланяется, идёт с ним по кругу – полюбуйтесь, затем встаёт на своё место, а папа выбирает себе другую пару.
- Перед вами лежат памятки с рекомендациями по проведению семейных праздников и торжеств. Вы можете их принять, можете оставить всё как есть – это ваше право, но кое – что всё – таки для детского праздника вам подойдёт. Если у вас будут какие – то дополнения, предложения, мы готовы выслушать и создать копилку творческих семейных идей.
Рекомендации по проведению семейных праздников и дней рождения (в памятках).
Памятки игр – развлечений (описание различных игр, которые можно проводить во время детских праздников).
Цветная игра
Все дети становятся в круг. Ведущий командует: «Коснитесь жёлтого - раз, два, три!». Игроки как можно быстрее стараются взяться за одежду, какой- нибудь предмет или часть тела нужного цвета остальных участников в круге. Кто не успел – выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже называет другой цвет. Побеждает тот игрок, который остаётся в круге последним.
«Где мой ботинок?»
В этой игре одновременно принимают участие два человека. Посередине комнаты складывают кучу из обуви, принадлежащей всем участникам игры. Двум игрокам завязывают глаза и дают задание: как можно быстрее отыскать свою обувь и надеть её.
После того как эти игроки справятся с заданием, они снимают свою обувь и опять кладут её в общую кучу. В игру вступает вторая пара игроков с завязанными глазами. Игра идёт на время. Победителем становится игрок, который быстрее всех отыщет свою обувь.
Все взрослые знают правила этой игры, а вот ваши дети могут и не знать. Правила её так просты, что в неё смогут играть даже двухлетки. Водящему завязывают глаза и начинают вертеть его вокруг своей оси, задавая вопросы, на которые он должен отвечать:
- Где стоишь?
-На мосту.
-Что ешь?
- Что пьёшь?
- Квас.
-ищи три года нас, если не найдёшь – в яму попадёшь.
При этих словах водящего останавливают, и все игроки разбегаются. Необходимо поймать кого – нибудь из игроков, а потом отгадать, кого же он поймал. Если отгадать не сумел, должен ловить следующего.
Стихи – поздравления (можно написать на открытках – «бабочках» и развесить на воздушных шарах в комнате).
Нет на свете дня чудесней,
Веселее нету дня –
Ведь сегодня день рожденья,
День рожденья у меня!
Е. Карганова
Я родился!
Я родился –
Папе с мамой пригодился.
Е. Карганова
Звенели птичьи голоса,
В саду цвела сирень,
Весной Андрюшка родился
В один хороший день
А. Барто
Вкусно пахнет пирогами,
Звон посуды за стеной,
Я бегу на встречу маме –
Ведь сегодня праздник мой.
Е. Карганова
Я сегодня просто счастлив
День рожденья у меня!
Мама, папа поздравляют,
Поздравляют все друзья
Н. Мигунова
Представляешь? В воскресенье
Был у кошки – день рожденья!
Кошка хвостиком играла –
Веселилась, хохотала!
Н. Пикулева
Родительское собрание
«Роль адекватной самооценки у будущего школьника» «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).
Цель:
1 Саморегуляция (самоконтроль)– основа готовности к школе
2 Мотивация – должен ли ребенок хотеть в школу?
3.Личностно- Социальная готовность к школе
4 Интеллектуальная готовность к школе
5 Успешный школьник – здоровый школьник
Что же означает психологическая готовность ребенка к школе? Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.
В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Важные компоненты, по которым можно оценить готовность ребенка к школе
1 Саморегуляция (самоконтроль)– основа готовности к школе
Первый и один из самых важных компонентов – саморегуляция. Примерно к семи годам у ребенка формируется совершенно новый механизм психики – он учится осознанно управлять своим поведением. Психологи также называют это произвольностью.
Для обучения же в школе механизм произвольности необходим. Ведь ребенку придется контролировать себя, начиная от запоминания неинтересных ему вещей и заканчивая тем, что нужно дождаться, пока тебя спросит учитель. Да еще нужно просидеть целых 30 минут на уроке!
Именно произвольности чаще всего не хватает первоклассникам. Развить этот механизм довольно сложно. Он, что называется, должен созреть. И уж точно не стоит тренировать ребенка учить неинтересные стихи либо сидеть, не двигаясь, полчаса. Натренировать произвольность нельзя. Вы можете поощрять усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорить о необходимости контроля над собой. Родители могут помочь детям в развитии самоконтроля через познавательные игры( сделай по образцу, повторять слова за мамой, но не повторять названия цветов)
2 Мотивация – должен ли ребенок хотеть в школу?
Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом году она в основном обеспечивается взрослыми. От того, как они реагируют на попытки малышей освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых.
Диагностируя школьную готовность, психологи всегда уделяют внимание мотивации. Лучший мотив для успешности обучения – интерес к получению новых знаний. Однако этот мотив встречается в шести-, семилетнем возрасте не столь часто. Также благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус («в школе я буду уже большой»). Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму». Этот мотив не самый эффективный, но обычно его хватает на первое время, а потом может подключиться и интерес к самой учебе.
Сложнее, если ребенок не хочет в школу. Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в школу, важно разобраться в причинах. В зависимости от причины и нужно действовать.
Так или иначе, важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе, в целом.
3.Личностно- Социальная готовность к школе
Еще один компонент. Социальная готовность к школе означает готовность ребенка вступать в отношения с другими людьми – со сверстниками и со взрослыми (педагогами). Низкая социальная готовность часто оказывается у детей, не посещавших детский сад, и может привести к достаточно серьезному стрессу и проблемам с учебой. Например, бывает, что ребенок привык, что все внимание взрослого направлено на него, как это было в семье. В классе же оказывается двадцать таких же детей. Неумение общаться со сверстниками может привести к сложностям в участии в групповой работе на уроке.
На застенчивого ребенка может оказать негативное влияние присутствие большого количества новых людей, если он к этому не привык. В итоге – страх отвечать на уроке, неумение попросить о помощи учителя и другие самые разные трудности. Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша. Люди постоянно сравнивают себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатывают мнение о себе, о своих возможностях и способностях. Так постепенно складывается самооценка. Процесс этот начинается уже с самого раннего возраста. И родители не должны это забывать!
Самооценка может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребёнок, совпало с его реальными возможностями.
Как же проявляется самооценка в поведении ребёнка? Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность- это те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались в роли проигравшего. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость свойственны детям с заниженной самооценкой. При повышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других: «У меня всё лучше всех», «Я самая красивая».
Тест «Какая у вашего ребёнка самооценка?»
Нарисуйте на листе бумаги небольшую лесенку из 10 ступенек. Покажите эту лесенку ребёнку. Объясните, что на самой нижней ступеньке стоят девочки и мальчики, которые самые недобрые, завистливые - одним словом, плохие. На второй ступеньке - чуть-чуть получше, на третей - ещё чуть-чуть получше и т.д. А вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие мальчики и девочки: добрые, умные.
А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам. Пусть нарисует себя на этой ступеньке.
Если ребёнок ставит себя на 1-ю. 2-ю или 3-ю ступеньку, то у него заниженная самооценка, если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, или 7-ю, то средней или адекватной. Если ребёнок ставит себя на 8-ю, 9-ю, или 10-ю, то самооценка вашего ребёнка слишком высока.
Обычно дети, посещавшие дошкольные учреждения, имеют достаточный уровень социальной готовности. Если же ваш ребенок не посещает детский сад, постарайтесь водить его в спортивную или другую секцию, группы временного пребывания и т. д., чтобы ребенок привыкал к будущей школьной обстановке.
4 Интеллектуальная готовность к школе
Речь идет не о пресловутом умении читать и писать, а о нечто большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы.
Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.
Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет.
По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности. У детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12-14 годам, а по некоторым данным - лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.
Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.
Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.
У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.
Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия "в уме" даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.
Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.
Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.
Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.
5 Успешный школьник – здоровый школьник
На самом деле, поступление в первый класс – это и эмоциональный стресс, и серьезная интеллектуальная нагрузка для ребенка. У будущего школьника в режиме дня обязательно должны быть оздоровительные процедуры – он должен больше времени проводить на воздухе, много двигаться, по возможности, заниматься спортом.
Самое важное и необходимое для ребенка любого возраста, а для первоклассника особенно - это правильный режим дня. Большинство родителей знают это, но на практике довольно трудно убедить, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Очень важно иметь расписание дня, составленное вместе с ребенком, и ГЛАВНОЕ - его соблюдать. Нельзя требовать от ребенка организованности и самоконтроля, если сами родители не в состоянии соблюдать ими же установленные правила.
Пробуждение
Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Гораздо лучше научить его пользоваться будильником, пусть это будет его личный будильник.
Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", не вступать в спор по поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: " Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут". Можно включить по громче радио.
Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.
Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: " Через 10 минут тебе надо выходить в школу". "Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол".
...Итак, ребенок встал (за час-полтора до выхода в школу), сделал утреннюю зарядку, позавтракал (завтрак обязательно должен быть горячим, и не стоит надеяться, что ребенок поест в школе...).
Выход в школу
Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности.
"Вот твои очки" - лучше, чем "Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам класть очки".
Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: "Пусть все сегодня будет хорошо", чем "Смотри, веди себя хорошо, не балуйся". Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: "Увидимся в два часа", чем "После школы нигде не шляйся, сразу домой".
Возвращение из школы
Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы.
- Как дела в школе?
- Нормально.
- А что сегодня делали?
- А ничего.
Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей ("им нужны мои оценки, а не я"). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции "написаны" у него на лице. ("День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?").
Пришел из школы. Помните - на спаде работоспособности! Вот почему абсолютно необходимо ему сначала пообедать, отдохнуть - и ни в коем случае не садиться сразу же за уроки (а так, к сожалению, бывает часто). Отдохнуть надо бы не лежа, не у телевизора или видеомагнитофона, а на воздухе, в активных играх, в движении.
Гигиенисты считают: нормальное время прогулки для школьников младших классов - не меньше 3-3,5 часа.
А еще нередки случаи, когда родители лишают детей прогулки - в наказание за плохие оценки, плохое поведение и т. п. Худшего не придумаешь! Наказали не проступок, а самого ребенка, его завтрашнее настроение в школе!
Для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой лучшим отдыхом будет полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует еще и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки. Но это именно для детей ослабленных - есть и много таких, для кого лучшим отдыхом будет движение.
Лучшее время для приготовления уроков - 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут - перерыв, физкультминутки под музыку (они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление). Начинать приготовление уроков нужно с менее сложных (помните о врабатывании!), затем переходить к самым трудным.
Больной вопрос - телевизор. Не стоит младшим школьникам сидеть у телевизора больше 40-45 минут в день! А детям возбудимым, ослабленным - лучше сократить и это время. Ни в коем случае не смотреть телевизор лежа.
Пора спать
Особенно важно для борьбы с утомлением соблюдение необходимой продолжительности ночного сна. Первокласснику необходимо спать 11,5 часа в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Чтобы сон был глубоким и спокойным, нужно соблюдать элементарные правила: перед сном не играть в шумные, "заводные" игры, не заниматься спортом, не смотреть страшные фильмы, не устраивать взбучку и т.д.
А это мало-помалу сказывается: ухудшаются память, внимание, работоспособность. Снижение работоспособности и повышенная утомляемость могут наблюдаться и при достаточном по времени, но беспокойном сне, частых пробуждениях, что нередко бывает, когда в комнате, где спит ребенок, включен телевизор, радио.
Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА
1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое детство).
2) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Соблюдение правил безболезненного оценивания школьных успехов должно сочетаться с поисками такой деятельности, в которой ребенок может быть реализует себя и с поддержанием ценности этой деятельности. В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школьной неуспешностью, в спорте, домашних делах, в рисовании, конструировании и т.д., ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.
Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.
Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что - то, а вопреки всему.
Как это можно сделать?
1. Не показывать ребенку свою озабоченность его школьными успехами.
2. Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.п.
3. Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя.
1. Четкое распределение, регуляция родительского внимания к ребенку по формуле " уделять ребенку внимание не только когда он плохой, а когда он хороший и больше, когда он хороший". Здесь главное замечать ребенка, когда он незаметен, когда он не выкидывает фокусов, надеясь привлечь внимания.
Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. (Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка, он все равно не поверит). Мне нравится твой рисунок. Мне приятно видеть, как ты занимаешься со своим конструктором и т.д.).
2. Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.).
Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
УЧИТЕЛЬНИЦА
Учительница, даже самая строгая, даже не всегда справедливая, для ребенка, особенно в первое время,- "самая-самая", и ваше негативное отношение к ее требованиям только затруднит ребенку его собственное определение в статусе ученика. Критерии того, "что можно" и "что нельзя", чаще определяются учителем, поэтому не сердитесь, если в ответ на свое требование услышите: "А Софья Петровна сказала, что так нельзя". Софья Петровна - высший авторитет, перед которым меркнет даже родительский. Не огорчайтесь и запомните: парировать это замечание фразой: "Много знает твоя Софья Петровна..." или тому подобной - запрещенный прием. Если ваш малыш встанет ни свет, ни заря потому, что он сегодня дежурный, и говорит, что должен прийти раньше всех, отнеситесь к этому так же серьезно, как он. Если он попросил вас что-то подготовить к школе, а вы по какой-то причине не сделали этого, для вас не должна быть неожиданной бурная реакция и даже слезы. Вы же сами требуете серьезного отношения к школе, и ребенок не умеет разделить, что значимо, что нет, для него одинаково значимо все: чистая тетрадь и цветные карандаши, спортивная форма и цветок, который вы обещали принести в класс.
Родительское собрание
«Как помочь ребенку легче адаптироваться к школьному обучению»
Задачи:
Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе.
Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.
Анализ диагностики в целом по группе, и каждому из родителей индивидуально даются результаты диагностики своего ребёнка.
Анализ стереотипов родительского поведения.
Вырабатывание совместного решения для улучшения подготовки детей к школе.
Предварительная работа:
1. Проведение диагностики в группе по определению готовности детей к школе.
2. Демонстрация диаграмм готовности к школе детей в данной группе. (использование мультимедийнго оборудования).
3. Выставка книг по теме «Подготовка детей к школе».
Алгоритм проведения родительского собрания в подготовительной группе
Ход собрания:
Дорогие родители!
Когда вы удовлетворяете любознательность детей, вы тем самым помогаете ему приобрести навыки учебной деятельности. В первые шесть лет дети учатся больше, чем за всю остальную жизнь. Для родителей важно знать, как играть с детьми, так как игра и домашние занятия с детьми очень помогают в учебе. Все, чему родители научили своих детей до школы, является солидным фундаментом для обучения в ней.
Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень - психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего сформированность желания учится (мотивационная готовность). Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого « надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее. Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. Фундаментом успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе являются:
Физическое здоровье ребёнка.
Развитый интеллект ребёнка.
Умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми.
Выносливость и работоспособность.
Умение ребёнка читать и считать.
Аккуратность и дисциплинированность.
Хорошая память и внимание
Инициативность, воля, и способность действовать самостоятельно.
Каждому из родителей выдаётся информация:
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ.
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года(последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10.Транспорт наземный, водный, воздушный.
11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая -левая сторона, верх- низ и т.д.)
15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16.Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.
17.Различать гласные и согласные звуки.
18.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,
прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)
20.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
21.Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.
22.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
23.Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
После прочтения предлагается родителям оценить готовность своего ребёнка к школе. На столах лежат цветные жетоны(жёлтый – ребёнок полностью готов к школе, зелёный –средний уровень готовности, чёрный – ребёнок совсем не готов к обучению в школе).воспитатель фиксирует ответы и знакомит родителей с результатами диагностики в целом по группе.(См. приложение).Каждому из родителей лично в руки выдаются результаты диагностики его ребёнка, родители приглашаются на индивидуальную консультацию по желанию.
Малыши очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, они стремятся быть самостоятельными. К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. У вас на столах лежат карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребёнка – будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребёнка могут стимулировать такие стереотипы воспитания:
«Вот пойдёшь в школу, там тебе…» «Ты, наверное, будешь двоечником!» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)
«Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!» (крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)
«Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка, часто такой непосильный психологический груз приводит ребёнка к неврозу.)
«Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)
«Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребёнка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности т др.)
Не надо заставлять своего ребёнка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребёнок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью.
Очень важны такие черты характера, как ответственность, способность преодолевать трудности, умение подчиняться общим правилам, считаться с интересами других. Родителям нужно развивать мышление, восприятие, память малыша. Надо помнить, что играя с дошкольником, выполняя с ним простейшие задания, взрослые в процессе выполнения упражнений развивают запоминание, внимание и мышление. Дошкольник учится в игре, и необходимо учитывать принцип «от простого к более сложному». Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй. Родители могут создать такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учёбе, но и позволит занять ему достойное место среди первоклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
Подведение итогов родительского собрания. Каждый участник родительского собрания получает карточку, в которую вписывает совет психологу, воспитателю, другим участникам собрания. Советы можно давать в юмористической или афористической форме. В конце встречи можно предложить несколько советов родителям будущих первоклассников:
Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
Приучайте ребёнка к самостоятельности.
Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.
Ознакомить родителей домашними играми для подготовки ребёнка к школе. Например: «Наши с мамой секретные языки», «Синонимы – антонимы», кроссворды, загадки, «что лишнее» и т. д.