Воспитывая детей, родители должны учитывать их половые особенности. Ведь мальчики и девочки различаются не только внешне: мужская или женская природа проявляется задолго до полового созревания и откладывает свой определенный отпечаток на их чувства, сознание и поведение. Вместе с тем не следует забывать, что представителей мужского и женского пола, прежде всего, объединяют общечеловеческие качества, которые свойственны и тем и другим.
По мере роста ребенка постепенно усиливаются половые психологические особенности. Они проявляются в уровне эмоциональных реакций, в специфических интересах и склонностях, в характере мышления, в отношении к конкретным фактам.
Французские психологи составили тест, который поможет вам проверить, насколько ваши представления о различиях мальчиков и девочек соответствуют действительности.
Что думаете вы? | А как на самом деле? |
1. Девочки более послушны, чем мальчики. | 1. В раннем детстве девочки действительно более послушны. |
2. Девочки лучше относятся к природе. | 2. Пока не установлено ничего, что давало бы повод утверждать, что девочки по своей природе более склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях. Разве что в возрасте шести - девяти лет. |
3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически. | 3. Это не так. Девочки могут решать сложные задачи и проблемы не хуже мальчиков. |
4. Мальчики испытывают большее желание отличиться | 4. До 10-12 лет девочки развиваются быстрее (и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников). Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем. |
5. Мальчики более одарены в математике.
| 5. Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы ориентируем их. Хотя считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы |
6. Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание.
| 6. Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого начала их учат, что мужчины не должны плакать. |
7. Девочки умеют лучше выразить свои мысли.
| 7. До 10-13 лет разница незначительна, затем в большинстве случаев девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем мальчики. |
8. У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек - слуховая. | 8. Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разница, то только индивидуальная. |
9. Мальчики лучше ориентируются в пространстве. | 9. До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правила. |
10. Мальчики агрессивнее. | 10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в два-три года, когда начинается формирование устойчивых черт личности. |
11. Девочки менее активны. | 11. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны. |
12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей. | 12. Девочки, как правило, большой компании предпочитают общение с одной-двумя подругами. В более крупные группы собираются именно мальчики. Это положение сохраняется, когда они вырастают, поэтому-то мальчики более склонны к коллективным играм. |
13. Девочки более ласковы. | 13. До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы, и мальчики в определенный период требуют ласкового обращения. |
14. Девочки легче подпадают под чужое влияние. | 14. Напротив, мальчики склонны скорее принимать на веру мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения. |
15. Мальчики более предприимчивы. | 15. В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и у девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно |
16. Девочки более трусливы. | 16. Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевают страх. |
17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности. | 17. Не больше мальчиков. Девочки лучше вооружены по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспособиться. В большинстве случаев они более самостоятельны. |
18. Девочки реже соперничают между собой. | 18. В этом отношении ни у кого нет преимущества. Все зависит от личности. Соперничать и мериться силами друг с другом могут и мальчики и девочки. |
19. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности. | 19. Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны. |
20. У мальчиков больше склонность к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом. | 20. В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет значения |
Вы смогли сопоставить свои наблюдения с данными французских психологов. Возможно, не со всеми их комментариями можно согласиться на 100 процентов. Например, с тем, что разница в речевом развитии мальчиков и девочек незначительна до 10-13 лет. Отечественные исследования показывают, что как раз в дошкольном и младшем школьном возрасте девочки опережают своих сверстников мужского пола в развитии вербальных (речевых) функций.
Тем не менее, этот тест может оказать нам услугу. Мы ведь хотим помочь своим детям полнее проявить их природные склонности и возможности? Но этому часто мешают давным-давно укоренившиеся стереотипы. Например: мальчики - более способные математики. Вольно или невольно девочкам внушается, что математика - вообще не девчоночье занятие. Результат закономерный - немногие девочки интересуются этим предметом и избирают потом профессии, связанные с ним. И так не только с математикой. Когда кто-то из девочек проявляет предпринимательские склонности и способности, реакции окружающих скорее неодобрительные: кто-то удивлен, кто-то шокирован и т. п. А тезис о том, что мальчики более склонны и способны к творческой работе, в то время как девочкам на роду написано быть исполнительницами скучной и однообразной?
Или такие характерные установки: обычным мальчикам не слишком-то свойственны жалость к больным и слабым или потребность заботиться о других людях, о животных и природе. Мальчик с педагогическими наклонностями вообще воспринимается чуть ли не как чудо.
Разумеется, природная нервно-психическая организация мальчиков и девочек имеет различия. Это подтверждается нейрофизиологическими исследованиями. Сведения об этом можно почерпнуть из популярной литературы.
Я предлагаю обратиться к сравнительной таблице, которая отражает отличия мальчиков и девочек в учебном труде. Советую детально изучить эти отличая и опираться на их знание в практике семейного воспитания.
Мальчики | Девочки |
1. Больше развиты левые полушарии — рациональное мышление. | 1. Больше развиты правые полушария — проявление эмоций. |
2. Лучше выполняет задания в одиночку. | 2. Лучше работает в смешанной по полу группе |
3. Требуется длительная разрядка. | 3. Более усидчивы, исполнительны. |
4. Утомляемость к концу работы выше, чем у девочек. | 4. Утомляемость ниже. |
5. Успешно выполняют «мужские» задания. | 5. Успешно выполняют «женские» задания. |
6. Повышается интерес к заданию при материальном поощрении успеха. | 6. Все видят в образе. |
7. Степень влияния и помощи педагога ниже, чем у девочек. | 7. Степень влияния педагога и его помощь высокая. |
8. Информацию перерабатывают медленнее, чем девочки, но более последовательно. | 8. Информацию перерабатывают быстрее, но менее логично. |
9. Мальчики, прежде всего, видят смысл, сразу переходят к действию. | 9. Смысл считывают хуже, требуется время. |
10. Плохо воспринимают повторы, поэтому мальчика ободряй. | 10. Любят много повторений, поэтому девочкам повторяй. |
11. Похвала кажется бессмысленной. Мальчикам важно, что оценивается в их деятельности. | 11. Похвала — движущая сила. Девочкам очень важно «быть хорошими» в глазах взрослых, им практически неважно, что оценивается в их деятельности. |
12. Меньше, чем девочки, отступают от правил. | 12. В ходе работы, игры могут вносить изменения. |
13. Адаптируются к несвойственным видам деятельности очень трудно, поэтому в нестандартной ситуации стараются выйти из-под контроля взрослых. | 13. Легче приспосабливаются в меняющихся условиях, принимают стратегию, навязанную взрослыми, и в определенной мере, лучше или хуже справляются с заданием. |
14. При ответе на вопрос мальчики обычно смотрят в окно или в другую сторону. |
14. Почти всегда при ответе смотрят на учителя и улавливают малейшие оттенки мимики, подтверждающие правильность ответа или указывающие на его ошибочность, могут моментально корректировать ответ. |
15. Мальчики могут выполнять задания, но и одновременно жить игрой. | 15. Для девочек главное — установить контакт со взрослым, то есть правильно выполнить задание. |
16. В ситуации деятельности кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор. Быстро снимают эмоциональное напряжение, переключаясь на продуктивную деятельность. | 16. В ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает активность мозга. В состоянии возбуждения находятся всё структуры мозга. |
17. При оценке «плохо слушали» активизируются слуховые отделы головного мозга, поэтому необходимо сказать «плохо выполнили», чтобы мальчики вновь пережили те фрагменты деятельности, которые оценивается. | 17. Девочкам нельзя сразу говорить, что они плохо или неверно выполнили задания, так как бурная реакция не позволит им рационально осознать, а в чем именно они неправы. |
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт экспериментальной работы в начальной школе позволили сформулировать следующие рекомендации к дифференцированному подходу в воспитании и обучении мальчиков и девочек:
Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И конечно, не так, как мы – взрослые.
Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей (ему) мало пригодится собственный детский опыт, и сравнивать себя с детьми – неверно и бесполезно. Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности тщательности выполнения задания.
Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
Старайтесь, давая задания мальчикам, включать момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подвести ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
С девочками, если им трудно, надо вместе до начала работы разобрать принцип выполнения задания. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых задач.
Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
Не спешите высказывать свое негативное отношение к девочке – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого, «эмоционального», полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого, «рационально-логического», полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
Дети часто по-разному реагируют на похвалу. Мальчикам важна оценка их действий. Эмоционально значимой для них будет следующая оценка поступка: «Молодец, правильно (быстро, хорошо, отлично) сделал!» Девочкам важно отношение значимых людей (родителей, учителей) к их поступку: «Умница, мне очень нравится то, что ты сделала!»
Поощряйте ролевые игры, соответствующие предстоящему статусу мужчины и женщины, так как это модель будущей жизни вашего ребенка.
Признавайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
В заключение хочется отметить, что перед нами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими ему (ей) особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить!