Под «гендером» принято понимать социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности. Гендер указывает на социальный статус личности и ее социально-психологические характеристики, кото-рые связаны с полом человека и возникают в процессе взаимодействия с другими личностями в рамках определенной культуры. В понятие гендер также входят психологические, культурные и социальные отличия между женщинами (девочками) и мужчинами (мальчиками).
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему : "Гендерное воспитание мальчиков и девочек "»
«Гендерное воспитание или родителям о воспитании мальчиков и девочек»
Подготовила воспитатель младшей группы детского сада МБДОУ № 24 Евстюхина Светлана Владимировна
ВВедение
- Под «гендером» принято понимать социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности. Гендер указывает на социальный статус личности и ее социально-психологические характеристики, кото-рые связаны с полом человека и возникают в процессе взаимодействия с другими личностями в рамках определенной культуры. В понятие гендер также входят психологические, культурные и социальные отличия между женщинами (девочками) и мужчинами (мальчиками).
Принято считать, что гендер состоит из 3 компонентов:
- когнитивный или гендерное самосознание ( Я знаю, что я мужчина / женщина). - эмоциональный или гендерная идентичность (Я ощущаю себя мужчиной/ женщиной). - поведенческий или гендерные роли и специфика поведения (Я веду себя как мужчина/ женщина).
Выделяют 3 гендерных типа
Гендерный тип
Характеристики мужчин
маскулинность
Характеристики женщин
Энергичные, свободолюбивые, честолюбивые, не слишком чувствительны
феминность
Ценят человеческие отношения, чувствительны
Имеют сильную волю, могут соперничать с мужчинами
андрогинность
Нежные, заботливые, верные
Сочетают чувствительность и продуктивность
Могут решать мужские задачи, применяя женские средства (коммуникабельность, гибкость)
Гендерные типы родителей проявляются и в детях:
Характеристика детей по гендерным типам
Маскулинные дети
Феминные дети
- ценят авторитет и независимость поведения - предпочитают мужской авторитет, нуждаются в общении с значимым мужчиной - ориентированы на достижение индивидуальных высоких результатов - любят занимать позиции лидера - имеют соревновательный стиль поведения - не терпят возражений - во взаимоотношениях с другими детьми склонны к авторитаризму
- проявляют осторожность, неинициативны и несамостоятельны - отличаются подчиненным, зависимым поведением, не стремятся к лидерству - большая потребность в выражении поддержки, вере в их возможности и силы - не вступают в контакт с маскулинными детьми - ограничивают свое исследовательское пространство - имеют трудности в общении (мальчики)
Андрогинные дети
Недифференцированные дети
- проявляют высокую социальную активность, хорошо контактируют и взаимодействуют с взрослыми и детьми любого пола - самостоятельны, настойчивы, достигают высоких результатов - самостоятельно преодолевают трудности - маскулинные качества носят конструктивный характер (помощь, защита)
- пассивны -избегают контактов, имеют низкие реальные достижения - отвергают и женский и мужской стиль поведения, не имеют полоролевых ориентиров - свойственно неприятие сверстниками
Временные формы воспитания.
- Когда-то в России полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно.
- Опыт народной педагогики также свидетельствует о том, что даже в младенчестве дети воспитывались с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков - с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т.п.
Разрушение стереотипов поведения.
- Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.
Психологические отличия
Физиологические отличия
Социально-культурные отличия
Заключение
Спасибо за внимание