СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание на тему " Нарушения письменной речи у младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для родительского собрания в младших классах.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему " Нарушения письменной речи у младших школьников"»

Нарушения письменной  речи Подготовила учитель –логопед МОУ гимназии №3 Кошкина Светлана Сергеевна

Нарушения письменной речи

Подготовила

учитель –логопед

МОУ гимназии №3

Кошкина Светлана

Сергеевна

Виды ошибок Логопедические: замены и смешения (сильная позиция); пропуски букв, слогов; зеркальность; неправильное обозначение мягкости на письме Орфографические:

Виды ошибок

Логопедические:

  • замены и смешения (сильная позиция);
  • пропуски букв, слогов;
  • зеркальность;
  • неправильное обозначение мягкости на письме

Орфографические:

    Письмо   - это сложный навык и вид графо-моторной деятельности

    Письмо

    - это сложный навык и вид графо-моторной деятельности

    артикулема фонема графема кинема Участники процесса письма и чтения – 4 анализатора Речедвигательный  анализатор Зрительный анализатор Двигательный анализатор Речеслуховой анализатор

    артикулема

    фонема

    графема

    кинема

    Участники процесса письма и чтения – 4 анализатора

    Речедвигательный

    анализатор

    Зрительный

    анализатор

    Двигательный

    анализатор

    Речеслуховой

    анализатор

    Механизм письма Мотивация письма Замысел письма Звуковой анализ Выделение фонем Перевод фонемы в графему Моторный акт письма

    Механизм письма

    • Мотивация письма
    • Замысел письма
    • Звуковой анализ
    • Выделение фонем
    • Перевод фонемы в графему
    • Моторный акт письма
     Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов: Речедвигательного  – помогает осуществлять проговаривание Речеслухового – помогает произвести отбор нужного звука Двигательного – помогает осуществлять движения мелких мышц кисти Зрительного – участвует в подборе нужных букв

    Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:

    • Речедвигательного – помогает осуществлять проговаривание
    • Речеслухового – помогает произвести отбор нужного звука
    • Двигательного – помогает осуществлять движения мелких мышц кисти
    • Зрительного – участвует в подборе нужных букв
     Сложные процессы перешифровки происходят в теменно – затылочно - височной областях головного мозга и окончательно  формируется на 10-11-м году жизни .  Письмо начинается с мотива, побуждения, программирования - этот уровень, как и контроль, обеспечивается лобными долями коры головного мозга.  Исходя из вышесказанного, ясно, что процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью (письмом и чтением).

    Сложные процессы перешифровки происходят в теменно – затылочно - височной областях головного мозга и окончательно

    формируется на 10-11-м году жизни .

    Письмо начинается с мотива, побуждения, программирования - этот уровень, как и контроль, обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

    Исходя из вышесказанного, ясно, что процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью (письмом и чтением).

    Дисграфия  частичное нарушения процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках.

    Дисграфия

    частичное нарушения процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках.

    Классификация дисграфии Артикуляторно-акустическая дисграфия Первично – нарушение звукопроизношения Вторично – нарушение фонематического  слуха  Как говорю, так и пишу

    Классификация дисграфии

    • Артикуляторно-акустическая дисграфия
    • Первично – нарушение звукопроизношения
    • Вторично – нарушение фонематического
    • слуха
    • Как говорю, так и пишу
    Акустическая дисграфия Первично - нарушение фонематического  слуха Фонематический слух – способность к   распознаванию звуков речи Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза  Первично – нарушение фонематического восприятия

    Акустическая дисграфия

    Первично - нарушение фонематического

    слуха

    Фонематический слух – способность к

    распознаванию звуков речи

    Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

    Первично – нарушение фонематического восприятия

    Замены и смешения букв Звонкие – глухие (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш); Гласные (У-О, Ю-Ё, И-Е); Соноры (Л, М, Н, Р, Й); Свистящие – шипящие (С-Ш, З-Ж, Сь –Щ); Аффрикаты и их компоненты (Ч-Щ, Ц-ТС,  Ч-Ц, Ц-Т, Ч-Ть, С-Ц, Ч-Ш); Неправильное обозначение мягкости на письме гласными второго ряда и «ь»

    Замены и смешения букв

    • Звонкие – глухие (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш);
    • Гласные (У-О, Ю-Ё, И-Е);
    • Соноры (Л, М, Н, Р, Й);
    • Свистящие – шипящие (С-Ш, З-Ж, Сь –Щ);
    • Аффрикаты и их компоненты (Ч-Щ, Ц-ТС,

    Ч-Ц, Ц-Т, Ч-Ть, С-Ц, Ч-Ш);

    • Неправильное обозначение мягкости на письме гласными второго ряда и «ь»
    Виды ошибок 1. Замены (с-ш, з-ж, ч-ц, р-л, сь-щ, к-т и др.) Тишина царит в дремучем лесу.Чёрные тучи затянули солнце. Птицы хлопочут целый день. Ручей мельче речки.

    Виды ошибок

    1. Замены (с-ш, з-ж, ч-ц, р-л, сь-щ, к-т и др.)

    • Тишина царит в дремучем лесу.Чёрные тучи затянули солнце.

    Птицы хлопочут целый день. Ручей мельче речки.

    Виды ошибок 2. Смешения и замены парных согласных (сильная позиция)

    Виды ошибок

    2. Смешения и замены парных согласных (сильная позиция)

    Виды ошибок 3. Неправильное обозначение мягкости согласных

    Виды ошибок

    3. Неправильное обозначение мягкости согласных

    Оптическая дисграфия   Первично – нарушение зрительно-    пространственного восприятия   Графические ошибки , печатных и письменных букв (скрытое левшество, леворукие) я,р,з недописывание элементов букв (Ц,Щ,Ш,И,М,Л,А),замены(б-д,о-а) Буквы рукописного шрифта, имеющие сходство

    Оптическая дисграфия

    Первично – нарушение зрительно-

    пространственного восприятия

    Графические ошибки , печатных и письменных букв (скрытое левшество, леворукие) я,р,з

    • недописывание элементов букв (Ц,Щ,Ш,И,М,Л,А),замены(б-д,о-а)
    • Буквы рукописного шрифта, имеющие сходство

     ПРИЧИНЫ: 1.Несформированность всех сторон речи: фонематического восприятия; лексико – грамматической стороны; звукопроизношения. 2.Несвоевременное формирование процесса латерализации 3.Несформированность пространственных и временных представлений. 4.Билингвизм. 5.Наследственный фактор; когда ребенку передается недосформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость. 6.Несформированность произвольных форм деятельности. 7.Недостаточность высших психических процессов 8.Неустойчивость эмоциональной сферы. 9.Педагогические ошибки.

    ПРИЧИНЫ:

    1.Несформированность всех сторон речи:

    • фонематического восприятия;
    • лексико – грамматической стороны;
    • звукопроизношения.

    2.Несвоевременное формирование процесса латерализации

    3.Несформированность пространственных и временных представлений.

    4.Билингвизм.

    5.Наследственный фактор;

    когда ребенку передается недосформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость.

    6.Несформированность произвольных форм деятельности.

    7.Недостаточность высших психических процессов

    8.Неустойчивость эмоциональной сферы.

    9.Педагогические ошибки.

    ВЫВОД:   В зависимости от того, каковы причины, обуслав-ливающие проблемы в обучении, показаны занятия коррекционно-развивающего направления, либо с одним специалистом, либо с несколькими одновременно( логопед, психолог, педагог) Не исключается консультация с терапевтом, невропатологом, неврологом, психиатром, ортодонтом, с целью компенсации выявленных нарушений .

    ВЫВОД:

    В зависимости от того, каковы причины, обуслав-ливающие проблемы в обучении, показаны занятия коррекционно-развивающего направления, либо с одним специалистом, либо с несколькими одновременно( логопед, психолог, педагог)

    Не исключается консультация с терапевтом, невропатологом, неврологом, психиатром, ортодонтом, с целью компенсации выявленных нарушений .