Нарушения письменной речи
Подготовила
учитель –логопед
МОУ гимназии №3
Кошкина Светлана
Сергеевна
Виды ошибок
Логопедические:
- замены и смешения (сильная позиция);
- пропуски букв, слогов;
- зеркальность;
- неправильное обозначение мягкости на письме
Орфографические:
Письмо
- это сложный навык и вид графо-моторной деятельности
артикулема
фонема
графема
кинема
Участники процесса письма и чтения – 4 анализатора
Речедвигательный
анализатор
Зрительный
анализатор
Двигательный
анализатор
Речеслуховой
анализатор
Механизм письма
- Мотивация письма
- Замысел письма
- Звуковой анализ
- Выделение фонем
- Перевод фонемы в графему
- Моторный акт письма
Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:
- Речедвигательного – помогает осуществлять проговаривание
- Речеслухового – помогает произвести отбор нужного звука
- Двигательного – помогает осуществлять движения мелких мышц кисти
- Зрительного – участвует в подборе нужных букв
Сложные процессы перешифровки происходят в теменно – затылочно - височной областях головного мозга и окончательно
формируется на 10-11-м году жизни .
Письмо начинается с мотива, побуждения, программирования - этот уровень, как и контроль, обеспечивается лобными долями коры головного мозга.
Исходя из вышесказанного, ясно, что процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью (письмом и чтением).
Дисграфия
частичное нарушения процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках.
Классификация дисграфии
- Артикуляторно-акустическая дисграфия
- Первично – нарушение звукопроизношения
- Вторично – нарушение фонематического
- слуха
Акустическая дисграфия
Первично - нарушение фонематического
слуха
Фонематический слух – способность к
распознаванию звуков речи
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Первично – нарушение фонематического восприятия
Замены и смешения букв
- Звонкие – глухие (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш);
- Гласные (У-О, Ю-Ё, И-Е);
- Соноры (Л, М, Н, Р, Й);
- Свистящие – шипящие (С-Ш, З-Ж, Сь –Щ);
- Аффрикаты и их компоненты (Ч-Щ, Ц-ТС,
Ч-Ц, Ц-Т, Ч-Ть, С-Ц, Ч-Ш);
- Неправильное обозначение мягкости на письме гласными второго ряда и «ь»
Виды ошибок
1. Замены (с-ш, з-ж, ч-ц, р-л, сь-щ, к-т и др.)
- Тишина царит в дремучем лесу.Чёрные тучи затянули солнце.
Птицы хлопочут целый день. Ручей мельче речки.
Виды ошибок
2. Смешения и замены парных согласных (сильная позиция)
Виды ошибок
3. Неправильное обозначение мягкости согласных
Оптическая дисграфия
Первично – нарушение зрительно-
пространственного восприятия
Графические ошибки , печатных и письменных букв (скрытое левшество, леворукие) я,р,з
- недописывание элементов букв (Ц,Щ,Ш,И,М,Л,А),замены(б-д,о-а)
- Буквы рукописного шрифта, имеющие сходство
ПРИЧИНЫ:
1.Несформированность всех сторон речи:
- фонематического восприятия;
- лексико – грамматической стороны;
- звукопроизношения.
2.Несвоевременное формирование процесса латерализации
3.Несформированность пространственных и временных представлений.
4.Билингвизм.
5.Наследственный фактор;
когда ребенку передается недосформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость.
6.Несформированность произвольных форм деятельности.
7.Недостаточность высших психических процессов
8.Неустойчивость эмоциональной сферы.
9.Педагогические ошибки.
ВЫВОД:
В зависимости от того, каковы причины, обуслав-ливающие проблемы в обучении, показаны занятия коррекционно-развивающего направления, либо с одним специалистом, либо с несколькими одновременно( логопед, психолог, педагог)
Не исключается консультация с терапевтом, невропатологом, неврологом, психиатром, ортодонтом, с целью компенсации выявленных нарушений .