Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полно ценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание на тему: "Развитие диалогической речи дошкольников"»
Развитие диалогической речи дошкольников
Подготовила: воспитатель
МБДОУ «Д/сад № 2 КВ» г. Пикалево
Давыдовой Н. В.
Художественное творчество
Физическая культура
Музыка
Здоровье
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Основные направления развития детей и образовательные области
Познавательно-речевое развитие
Социально-личностное развитие
Коммуникация
Чтение художественной литературы
Познание
Социализация
Труд
Безопасность
Основная цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми
Задачи
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ КОМММУНКАЦИИ
1. Развитие словаря : освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение
2. Воспитание звуковой культуры речи – развитие восприятия звуков родной речи и произношения
3. Формирование грамматического строя речи:
3.1. Морфология (изменение слов по родам, числам. падежам);
3.2. Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений);
3.3. Словообразование
4. Развитие связной речи :
4.1. Диалогическая (разговорная) речь
4.2. Монологическая речь (рассказывание) ))
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и слова, нахождение места звука в слове)
6. Воспитание любви и интереса к художественному слову
Звуковая культура речи.
- Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полно ценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
- Самым распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения.
Формирование умения различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с- з, с- ц, ш- ж, ч-ц, с- ш, ж- з, л- р.
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИККАЦИИ
Наглядные
Практические
Словесные
Дидактические игры
Метод непосредственного
наблюдения и его
разновидности:
наблюдение в природе,
экскурсии
Чтение и рассказывание
художественных
произведений
Игры-драматизации
Заучивание наизусть
Инсценировки
Пересказ
Дидактические
упражнения
Опосредованное наблюдение
(изобразительная
наглядность):
рассматривание игрушек и
картин, рассказывание по
игрушкам и картинам
Обобщающая беседа
Пластические этюды
Рассказывание без
опоры на
наглядный
материал
Хороводные игры
Игра «Четвёртый лишний»
- Корова, волк, коза, собака
- Сапоги, шляпа, туфли, босоножки
- Пальто, куртка, платье, сумка
- Кукла, скакалка, песок, мяч
- Синица, голубь, воробей, клетка
- Ель, ромашка, берёза, дуб
- Роза, капуста, тюльпан, георгин
Общение – это обмен информацией.
Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У ребенка количество целей общения с возрастом увеличивается. В них включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание.
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов
Материальное
Когнитивное
Кондиционное
Мотивационное
Деятельностное
Общение – это обмен информацией.
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕНИЕ
Цели общения
Биологические
Социальные
- Влияние общения прослеживается в различных сферах психического развития ребенка: 1) в области любознательности детей; 2) в сфере их эмоциональных переживаний; 3) при формировании любви к взрослому и дружеских привязанностей к ровесникам; 4) в сфере овладения речью; 5) в сфере личности и самосознания детей.
Конкретизация понятий.
- « Назови какие ты знаешь» :
- Игрушки: …
- Обувь: …
- Одежда: …
- Деревья: …
- Цветы: …
- Птицы: …
- Рыбы: …
- Животные: …
- Исходной, генетически самой ранней формой коммуникативной речи является диалог. Он традиционно рассматривался как обмен партнеров высказываниями-репликами. Однако современный взгляд на развитие детской диалогической речи несколько изменился.
- Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается неустойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.
Логические цепочки-речевые антонимы
Сахар сладкий, а лимон –
Дерево высокое, а кустарник –
Кресло мягкое, а стол –
Ночью темно, а днём –
Дорога широкая, а тропинка –
Океан глубокий, а ручеёк –
Снег белый, а уголь -
- Особое значение для развития общения имеет объяснительная речь. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. Объяснительная речь требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять.
Спасибо за внимание!