Родительское собрание «Садимся за уроки»
Задачи:
- показать родителям значение учебной домашней работы школьника;
- обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы.
Подготовка
- изучение учителем психолого-педагогической и методической литературы по теме собрания;
- подготовка материалов к родительскому собранию и размещение их на сайте «Интернет клуб для родителе»Ребёнок + Семья + Школа»;
- подготовка приглашений для родителей;
- диагностическое исследование мнения учащихся и родителей по теме собрания;
- подготовка памяток для учащихся и родителей по выполнению домашних заданий по разным предметам;
- подготовка сценария собрания;
- на заседании родительского комитета обсуждается замысел собрания и составляется проект решения родительского собрания.
Повестка собрания
Значение учебной домашней работы школьника.
Проблемы в подготовке домашних заданий учащимися класса, возможные пути их решения.
Тест
(памятка продуктивной стратегии воспитания ребёнка в семье)
для родителей.
На каждое утверждение надо дать ответ «да» или «нет».
Я развиваю в ребёнке положительное восприятие его возможностей, способностей.
Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребёнка.
Я приучаю ребёнка (с минимальной помощью и, как правило, самостоятельно) решать свои проблемы, принимать решения, заботиться о своих обязанностях.
Я показываю ребёнку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов (используя личные, общественные, школьные библиотеки, справочную литературу и пр.)
Я никогда не отказываю ребёнку в просьбе почитать.
Я постоянно беру ребёнка в поездки, путешествия, на экскурсию по интересным местам (посещение памятных мест, музеев, театров и пр.)
Я приветствую игры и общение моего ребёнка с друзьями.
Я часто выполняю вместе с ребёнком одно и то же дело.
Я забочусь о физическом здоровье ребёнка (Питание, закаливание, зарядка, занятия спортом).
Я слежу, чтобы ребёнок соблюдал режим дня: вставал и ложился в одно и то же время, имел часы для занятий, прогулок, игр и т.д.
Оценка теста. Посчитать количество плюсов (ответ «да»). Каждый положительный ответ оценивается в один балл.
1-й уровень (10-7 баллов). Вы правильно организуете школьную жизнь ребёнка. Ребёнок имеет разносторонние интересы, подготовлен к общению с взрослыми и товарищами. При таком воспитании вы можете рассчитывать на хорошие успехи в учении.
2-й уровень (6-4 балла). У вас могут возникнуть некоторые проблемы в обучении ребёнка. Задумайтесь, не являетесь ли вы сами чрезвычайно активными, не блокируете ли вы «поле свободы» ребёнка, достаточно ли времени ребёнок общается со сверстниками? Уверены, что ваши размышления позволят вам определить оптимальную стратегию воспитания.
3-й уровень (3-0 баллов). В вашем опыте прослеживается главная ошибка: чрезмерная опека ребёнка, подмена усилий ребёнка собственной активностью. Вы недостаточно даёте ребёнку общаться со сверстниками, лишаете его возможности приобретения социального опыта. Надеемся, что ваша самокритичность принесёт успех в воспитательной стратегии.
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Подумайте и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий?
2. Какие предметы требуют больших затрат времени? _________________
3. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание?
4. Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание? ____
5. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание?
6. Всегда ли вашему ребенку объективно выставляется оценка за выполненную домашнюю работу?
7. Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету? __
8. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано? ______
9. Всегда ли, по мнению ребенка, учитель аргументирует оценку за домашнее задание?
Анкета для учащихся
Уважаемый третьеклассник! Подумай и ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Сколько времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий?
2. На подготовку каких домашних заданий тебе приходится тратить больше времени, чем на все остальные? _________________________________________________________________
3. Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь его у кого-нибудь?
4. Ты делаешь домашнее задание самостоятельно или с помощью взрослых?
5. Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий? _________
6. Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание? _______________
7. С каким настроением ты выполняешь домашние задания?_____________
8. Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке? ______
9. Если ты не выполнил домашнее задание потому, что не понял его, как поступит учитель, если ты ему это объяснишь? _______________________________________________________
10. Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание перед уроком
у своих товарищей? _________________________________________________
Содержание собрания
Классный руководитель встречает родителей. Они занимают места, оборудованные для работы микрогрупп.
Председатель родительского комитета открывает собрание: объявляет повестку собрания, обращает внимание родителей на бумагу для заметок, где можно записывать возникающие по ходу собрания вопросы.
Учитель проводит игру «Разброс мнений».
– Уважаемые папы и мамы! Сегодняшняя наша встреча посвящена "его величеству" – домашнему заданию. У каждого из вас имеется своя точка зрения и позиция по этому вопросу, сейчас мы их выслушаем и в ходе собрания постараемся прийти к правильному решению.
(Раздаются карточки с первыми словами предложения, а родители должны его продолжить).
Карточки:
- Домашнее задание необходимо, потому что…
- Наш ребёнок выполняет домашнее задание…
- Самостоятельно справляется с…
- Готовит с трудом…
- Мы оказываем помощь ребёнку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается в…
- Когда ребёнок учит уроки мы…
- Если ребёнок выполнил небрежно домашнее задание мы…
- Ребёнок начинает приготовление домашнего задания с…
- При приготовлении домашнего задания необходимо…
- Если ребёнок включается в работу сразу, то…
- Если ребёнок включается в работу медленно, то…
Сообщение классного руководителя «Значение учебной домашней работы школьника».
Вопрос родителей: нельзя ли вообще обойтись без домашних заданий? В условиях нашего обучения невозможно. Кроме того, домашняя работа – работа наедине с собой. И не надо лишать детей возможности спокойно и серьезно вдуматься в то, что изучено в классе.
Самое элементарное в домашнем задании – это буквальное повторение пройденного учебного материала.
Выполнение домашнего задания должно обучать ребенка полемизировать с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все "за" и "против".
Главное назначение домашнего задания:
воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).
По статистике, если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1–3 ч в неделю, их результаты соответствуют результатам учащихся со средними способностями, которые не выполняют домашних заданий. Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3–5 ч в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.
Домашние задания – это первый вид деятельности в жизни ребёнка, за который он несёт полную ответственность, это первое отражение взрослой жизни. Она развивает навыки самостоятельной работы, поисковую активность, умение контролировать время.
Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть – это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий. Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые.
Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идёт о целом комплексе навыков. Это означает, что ребёнок может сориентироваться в объёме заданий, которые ему предстоит выполнить; спланировать очерёдность.(порядок действий): что он будет делать сначала, что потом и т.д.; распределить время (представить, сколько приблизительно времени займёт то или иное задание);понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания; применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи; представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения при выполнении задания. Например, если не знаю, какую букву вставить вместо пропуска в слове, то я: а) думаю, какое правило подходит, может помочь; б) нахожу это правило, применяю к слову; в) если я уверен, что прав, то выполняю задание; если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то обращаюсь за помощью к родителям. Согласитесь, что эти навыки сложны для ученика начальной школы. Бесполезно требовать от ребёнка то, чего он не умеет делать, и поэтому столь частые призывы взрослых к самостоятельному выполнению домашних заданий, как правило, не находят отклика у детей.
Самостоятельность редко проявляется сама по себе – это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей.
Можно сказать, если ребёнок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым в случае серьёзных затруднений, - это серьёзный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребёнка опыт, который он сможет перенести и в свою взрослую жизнь
Какое участие в выполнении детьми домашних заданий будет способствовать формированию их самостоятельности?
Распространённые стратегии поведения взрослых, закрепляющие несамостоятельность детей в этом роде деятельности
- Часть родителей, движимая лучшими побуждениями, практически всё время находится с детьми, выполняя все задания вместе с ними. Но домашняя работа над уроками – это поле деятельности прежде всего ребёнка, и очень важно оставлять его наедине с заданиями, для выполнения которых он уже владеет необходимыми навыками.
-Некоторые родители твёрдо убеждены в необходимости предоставления ребёнку полной самостоятельности при подготовке домашних заданий, они лишь контролируют и оценивают конечный результат. Но если при этом ребёнок систематически сталкивается с затруднениями, которые не может преодолеть, он начинает воспринимать как непреодолимое препятствие саму ситуацию домашней работы. В результате выполнение уроков оттягивается как можно дольше, вплоть до сна, ребёнок также может утаивать часть домашних заданий от родителей (нет задания – нет проблем)
Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашних заданий может приблизиться к «золотой середине»? Ю.Б. Гиппенрейтер прекрасно сформулировала ответ на эти вопросы: «Если ребёнку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребёнком новых действий постепенно передавайте их ему»
Важно помнить: то, что сегодня ребёнок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнить сам, если делать дело с ним, а не за него.
Минутка отдыха
- Уважаемые родители, в третьем классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть до 35-40 минут, а в четвёртом – до 45 минут. После чего детям необходим отдых: физкультминутка или комплекс упражнений для глаз. Мы с вами сейчас немного тоже отдохнём и познакомимся с некоторыми физкультминутками, которые так любят ваши дети. А вот тренажёры для профилактики органов зрения вы сможете найти на нашем сайте.
Работа микрогрупп
Каждая микрогруппа получает задание проанализировать предложенные ситуации, ответить на поставленные вопросы и затем доложить собранию о своей точке зрения на предложенную проблему.
Задание для группы 1.
Проанализируйте, какой жизненный опыт получит ребенок, когда родители помогают ему выполнять домашние задания и когда не помогают.
Запишите ваше мнение в таблицу.
Если родители помогают | Если ребенок предоставлен сам себе |
1. | 1. |
2. | 2. |
Решение. Разумно предоставить ребенку самостоятельность, оставляя за собой руководство и помощь в необходимых пределах.
Задание для группы 2.
Как сделать подготовку домашнего задания делом привлекательным (обсуждают и отвечают на месте)?
Решение. Для ребенка важно иметь удобное, красивое рабочее место и т. п. Родители, занимаясь своим делом, должны быть рядом, всегда готовые помочь. Старайтесь, чтобы ребенку все было понятно, что ему надо сделать и как, - тем больше будет его желание все выполнить, найдите, за что можно ребенка похвалить.
Задание для группы 3.
Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки (обсуждают и отвечают на месте)?
Решение. Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребенка:
на строчку, где допущена ошибка; на слово с ошибкой; спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои работы.
Задание для группы 4.
Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям (обсуждают и отвечают)?
Решение. Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.
Задание для группы 5.
Ребенка долго приходится уговаривать сесть за уроки. А сядет - постоянно отвлекается и норовит убежать. Что делать родителям (обсуждают и отвечают)?
Решение. До тех пор, пока ребенок будет считать, что учится для родителей, а ему учеба не нужна, ситуация не исправится. Родителям необходимо сформировать у ребенка определенную мотивацию к обучению. У него должен возникнуть личностный интерес к урокам.
Подведение итогов коллективной работы
Информация о выполнении задания каждой группой родителей.
Выработка правильных решений проблем.
Сообщение классного руководителя.
Ответить на многие ваши вопросы, выявленные посредством анкетирования и в ходе собрания, могут помочь подготовленные мною памятки, которые вы сможете найти на нашем сайте, там же вы сможете найти ответы на вопросы, возникшие в ходе собрания и зафиксированные вами.
Принятие решения родительского собрания.
Учить ребёнка самостоятельно выполнять домашние задания.
Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.