Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
муниципального образования
Тимашевский район


Разработку подготовила: классный руководитель 7 «А» класса МБОУ СОШ № 5 Кондратенко Оксана Евгеньевна |
2016
Цель:
повысить педагогическую культуру родителей, их роль, ответственность и активность в жизнедеятельности их ребенка;
научить родителей видеть первые признаки того, что их ребенок находится в стрессовой ситуации;
показать пути преодоления трудных жизненных ситуаций;
Предварительная работа:
выбор темы собрания;
определение целей родительского собрания;
изучение педагогом и другими организаторами собрания научно- методической литературы по рассматриваемой проблеме;
определение вида, формы и этапов собрания, способов и приемов совместной работы его участников;
приглашение родителей и школьного психолога
разработка памяток для родителей;
Ожидаемые результаты:
толерантное отношение к проблемам своих детей;
умение принять адекватное решение в создавшейся ситуации;
компетентностный подход в вопросах формирования жизнестойкости у детей.
Оборудование
Присутствующий специалист: школьный психолог.
Форма проведения: беседа - практикум
Ход родительского собрания:
Педагог: Уважаемые родители, здравствуйте! Стало хорошей традицией встречаться всем нам на родительском собрании, на котором мы имеем возможность обсудить важные вопросы воспитания и развития наших детей. Наши ребята становятся взрослей, теперь мы в 7 классе, и многое для них открывается с новой стороны. Они окунаются во взрослую жизнь со всей ее жестокостью и обманом. Нам кажется, мы говорим с ними на разных языках. Перед тем как мы начнем наше собрание, давайте просмотрим видеоролик. Видеоролик
Педагог: Скажите, а ведь правда в этом ролике, можно узнать и наших детей? Как вы думаете, почему наши дети становятся замкнутыми, агрессивными? (ответы родителей)
Педагог: Мы, взрослые, умеем достойно справляться с экономическими и политическими трудностями. Мы научились противостоять разрушительным силам окружающей среды. Мы видим, как некое мощное течение уносит от нас прочь наших детей. Огромная невидимая рука вырывает их с корнем из школьной, семейной и личной жизни. Спайсы, наркотики, детский алкоголизм, уход из дома, бродяжничество - стали опасной приметой современного времени.
Почему это происходит с нашими ребятами и как им помочь в их нелегкий период, как научить их радоваться завтрашнему дню, и выработать у них жизнестойкость и предстоит нам сегодня вместе разобраться.
Упражнение «Бумажный человечек»
Педагог: Я хочу вам предложить на минуту стать вашим ребенком. У вас у всех есть бумажные фигурки. Вспомните обидные слова-характеристики, которые Вы произносили в адрес своего ребёнка. При каждом произнесённом слове сминайте бумажного человечка, символизирующего ребёнка. А теперь вспомните ласковые слова или слова-извинения и постарайтесь выровнять Человечка выравнивается. но на нем все равно, остаются следы, шрамы (сгибы на бумаге). Так и с нашими детьми.
Педагог: Сейчас я предлагаю, разобраться в причинах стрессовых ситуаций и тех моментов, которые могут вызвать у ребенка стресс и негативное отношение к себе и окружающим. Посмотрите на доску, мы видим фигуры мальчика и девочки, над ними сгущаются тучи. Вот в эти тучи мы и впишем наши причины. Итак, как вы думаете, что может вызвать беспокойство и стресс у ребенка? (ответы родителей)

Педагог: Все верно, подведем итог. Основные причины стрессов у подростков, как показала практика, являются:
боязнь насмешек, позора или унижения;
угроза или вымогательство;
страх наказания;
желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие,
желание избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
подражание товарищам, фанатизм и рок-культура.
чувство вины, стыда, оскорблённого самолюбия, самообвинение;
переживание обиды, одиночества.
Педагог: Итак, давай разберемся в каждой ситуации, и постараемся выработать алгоритм действия в конкретных ситуациях: (родители делятся на группы и рассматривают предлагаемые ситуации)
Решение ситуаций:
Ситуация (для родителей)
Как вы поступили бы в данной ситуации?
1) Вы, узнали, что сын стал мишенью для насмешек и оскорблений со стороны одноклассников (обсуждение, реконструирование ситуации)
Педагог: Какие советы вы могли бы дать родителям по улучшению взаимоотношений ребенка со сверстниками? (Обсуждение).
Педагог:
Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения.
Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними.
Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках.
Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога.
Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта — это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы.
Приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых.
Ситуация(для родителей)
2) Родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только "пятерки" и не является лучшим учеником класса.
Педагог: Как вы думаете, что чувствует ребенок? (обсуждение, реконструирование ситуации)
Какие могут быть последствия данных требований?
(Завышенные требования к ребенку ведут к развитию тревожности)
Педагог:
Противоречивые требования, предъявляемые родителями либо школой
Неадекватные требования (чаще всего завышенные).
Негативные требования, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение
Психолог:
Как вы думаете, как можно помочь тревожному ребенку? (варианты родителей, обсуждение)
Психолог:
Не проводите сравнения одного ребенка с другими. Если же вы все-таки хотите провести сравнение, то лучше сравнить результаты ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад.
Отрабатывайте навыки поведения в конкретных ситуациях.
Педагог: Сейчас я хочу познакомить Вас с двумя техниками, которые помогут научиться, как лучше общаться с ребенком.
1) «Язык принятия». «Язык непринятия»
Мини-лекция «Вербальная и невербальная оценка детей родителями».
Понятие о «языке принятия» и «языке непринятия» на вербальном и невербальном уровнях.
Ведущий обсуждает с участниками группы, что значит «язык принятия» и «язык непринятия», поясняя разницу их конкретными проявлениями, например:
1) оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками») – и оценка личности («Ты очень жадный мальчик»);
2) временный язык («Сегодня у тебя это задание не получилось») – и постоянный язык («У тебя никогда ничего не получается, как следует»);
3) невербальные проявления «языка принятия и непринятия» (улыбка, взгляды, жесты, интонации, позы).
Примерный перечень проявлений принятия и непринятия ребенка родителями:
Язык принятия | Язык непринятия |
Оценка поступка, а не личности | Отказ от объяснений |
Похвала | Негативная оценка личности |
Комплимент | Сравнение не в лучшую сторону |
Временной язык (сегодня у тебя не получилось…) | Постоянный язык (Ты всегда делаешь неправильно…) |
Ласковые слова, поддержка | Указание на несоответствие родительским ожиданиям |
Выражение заинтересованности | Игнорирование |
Сравнение с самим собой | Команды |
Одобрение | Приказы |
Согласие | Подчеркивание неудачи |
Позитивные телесные контакты | Оскорбления |
Улыбка | Угрозы |
Контакт глаз | Наказание |
Доброжелательные интонации | «Жесткая мимика» |
Эмоциональное присоединение | Угрожающие позы |
Поощрение | Негативные интонации |
Работа в группах.
Составить список «языка принятия» и «языка непринятия»
Совместно с группой ведущий составляет список элементов «языка принятия» и «языка непринятия». К этой работе надо привлечь всех участников, по ходу дискуссии проясняя представления группы о принятии и непринятии.
Проблема | Ты – сообщение (слово обостряет, обижает, ранит) | Я – сообщение (слово смягчает, щадит, оберегает) |
Родитель устал | Ты меня утомил. Отстань от меня. | Я очень устал. Мне хочется отдохнуть. |
У ребенка замечание (двойка) в дневнике | Ты – бездельник! Вечно ты меня расстраиваешь! | Я огорчен. Мне неловко за тебя … |
Сын (дочь) не может выполнить домашнее задание. | О чем ты только думаешь? Неужели тебе трудно запомнить? Ты меня в могилу сведешь | Давай вместе разберемся… Я надеюсь, что у тебя при старании все получится |
Ребенок грубо ответил Вам на замечание. | Когда ты научишься разговаривать с родителями? | Мне больно это слышать. Я думаю, что ты просто поторопился. |
Педагог: Теперь уважаемые родители, я предлагаю Вам заполнить табличку: «языка принятия» и «языка непринятия».
Каждой группе предлагается заполнить таблицу:(смотри приложение 1)
(Обсуждение): Приходится ли менять Вам свое поведение, если изменяется поведение ребенка?
2. «Я-высказывание», «Ты-высказывание»
Мини-лекция.
Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Способ «помогающего слушания» называют активным слушанием.
Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
- Больше я туда не пойду!
-Ты огорчен и больше не хочешь ходить в школу.
Правила активного слушания:
1. повернитесь к ребенку лицом, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне;
2. ваши ответы должны звучать в утвердительной форме;
3. повторить, что случилось с ребенком и обозначить его чувство;
4. «держать паузу» после каждой реплики.
Когда вы говорите с ребенком, сообщайте ему и о свих чувствах. Но говорите от первого лица. Сообщайте о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.
Ведущий дает понятие о приемах и способах выражения взрослыми своих чувств и эмоций посредством языков “Я-высказывание” и “Ты-высказывание”.
«Ты-высказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение, что вызывает сопротивление и протест (“Прекрати разговаривать!”, “Немедленно уберись в комнате!”). Высказывания такого рода отрицательно влияют на самооценку и уровень притязаний другого человека.
«Я-высказывание» - это сообщение о ваших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. «Я-высказывание» предполагает в общении с ребенком позицию «на равных», вместо позиции «сверху». В этих высказываниях Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. («Я недоволен тем, что комната не убрана. Что можно сделать, чтобы ее убрать?»)
«Ты-высказывание» | «Я-высказывание» |
Почему все должна делать я? (Обида.) | Я чувствую себя такой уставшей. Мне нужна твоя помощь... (Безобиды.) |
Ты выполнил свои домашние задания? | Меня беспокоит твоя алгебра. Может быть, ты устал в школе, и я могу тебе чем-то помочь? |
Разве трудно было придти домой пораньше?! | Я так волновалась, пока тебя не было, и мне было обидно, что ты мне не позвонил. |
Ты никогда меня не слушаешь! | Когда я вижу, что ты меня не слушаешь, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Мне очень важно твое внимание, поэтому, пожалуйста, будь внимателен к тому, что я говорю. |
Тебе все равно, что я думаю по этому поводу! | Когда я вижу, что тебя не интересует мое мнение, я огорчаюсь. Я надеюсь, что в следующий раз ты прислушаешься к моему совету. |
Ты всегда ужасно себя ведешь! | В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан. |
У тебя что, в голове — две извилины? | Ты вроде понятливый, а говоришь несуразности. |
Ты всегда без спросу берешь мои вещи! | Когда с моего стола без спросу берут вещи, мне неприятно. Предварительно спроси меня, можно ли это взять. |
Упражнение. “Я - высказывания”. “Ты – высказывание”.
Участникам раздаются карточки и они должны дать варианты ответов «Я – высказывание», «Ты – высказывание» (см. приложение 2)
Педагог: Итак, уважаемые родители, я надеюсь, что представленные упражнения помогут Вам в повседневной жизни в общении со своими уже взрослыми детьми. Подростки склонны критически оценивать слова и поступки взрослых, в том числе своих родителей. Вот почему взрослым в этот период жизни ребенка требуется более критично относиться к себе и своим поступкам.
В основе понимания сложности и противоречивости внутреннего мира подростка взрослый и должен строить свои отношения с ним, иначе ребенок будет, прислушивался к мнению друзей, строить отношения с друзьями на улице, там, где он может все высказать и его выслушают, и дадут «нужный» совет.
Уважение к личности подростка делает нас действительно нужным своему ребенку. А быть нужным — это значит и разделить с ним его тревоги и сомнения, его радости и печали, это значит всегда быть «настроенным на его волну», чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций. Сделайте так, чтобы ответы на свои вопросы ребенок искал у вас, а добиться этого можно лишь в том случае, если ваши волнения и тревоги тоже будут открыты ребенку.
Педагог: Итак, у каждого из Вас есть еще по одной фигурки бумажного человечка. Сейчас я хочу, чтоб каждый из Вас написал на нем имя своего ребенка в столбик, и на каждую букву имени написали положительные черты характера своего ребенка. Теперь сравните этих человечков. Первый израненный и обиженный, а второй уверенный в себе и смело смотрит вперед.
Педагог: Подводя итог нашего собрания, я хотела бы прочитать Вам притчу: (см. приложение 3)
Педагог: Уважаемые родители, мы должны быть очень внимательны к своим детям. Мы должны научить ценить жизнь такой какая она есть. Помните, школа и семья - союзники в вопросах не только обучения, но и развития, воспитания детей. Только совместными усилиями, только с совместным заинтересованным, чутким, внимательным, бережным отношением к личности ребёнка, мы сможем предотвратить беду. Мы – то с вами знаем, что несколько двоек подряд, разлад отношений с одноклассниками, ссора с мамой - это всё - такая малость по сравнению с большой жизнью. Они, наши дети, этого не знают, и поэтому не бросайте их, когда им плохо. Помогите ребенку понять, что борьба и надежда, упорная работа и вера всегда вознаграждаются победой и удачей. Настраивайте своих детей на удачу!
Я благодарю вас за работу. Есть ли у вас вопросы? В качестве решения собрания каждая семья получает «Памятки для родителей». Пусть они помогают вам в трудные минуты непонимания и отчаяния.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Ванганди А. «Базовые принципы цели»
Вачков И., Образное нравоучение. Притчи в работе психолога // Школьный психолог, август, 2011.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
Гордон. Т. Тренинг эффективного родителя
Караваева Н.С.. Тренинг эффективного общения. - Тюмень, 2004.
Лютова Е.Эффективное взаимодействие с детьми. М., 2003.
Притчи, сказки, метафоры в развитии ребёнка. – СПб.: Речь, 2007. – 296 с.
Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л.М. Митиной — М.: МПСИ, 1998 - 184 с.
Сакович Н.А., Сказкотерапия в профилактике суицидального поведения подростков.- М.: Генезис, 2012. — 288 с.
Хухлаева О.В., Тропинка к своему Я (7-8).М.: - Генезис, 2010.- 167 с.

Приложение 1
Фразы и поступки ребенка: | ответ на «языке принятия» | ответ на «языке непринятия» |
| | |
У меня нет времени на уборку в своей комнате. | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
1) «Язык принятия». «Язык непринятия»
Карточка для родителей
Приложение 2
Упражнение. “Я - высказывания”. “Ты – высказывание”.
Карточки для родителей
Поступки ребенка: | “Я - высказывания” | “Ты – высказывание”. |
Вы входите в комнату и видите вашего сына дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна. | | |
Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта, который вы приготовили к торжеству. | | |
| | |
Вы только что вымыли пол, сын пришел и наследил. | | |
| | |
Старший сын – маме: «Ты всегда его защищаешь, говоришь: «Маленький, маленький», а меня никогда не жалеешь!» | | |
| | |
Приложение 3
Притча о ценности жизни
Мастер дзен предложил ученику приготовиться к выполнению упражнения по стрельбе из лука. Тот подошел к рубежу стрельбы, взяв лук и две стрелы. Мастер отобрал у него одну из стрел и бросил ее в сторону.
- Почему ты отобрал у меня вторую стрелу? - удивился ученик.
- Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую, так как она все равно бы прошла мимо цели.
- Но почему? - удивленно спросил ученик.
- Потому что, стреляя, ты бы знал, что у тебя в запасе еще одна попытка, - ответил Мастер.
