СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общешкольное родительское собрание 08.09.2017г.

 

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

 

Статистические данные в России и мире показывают рост числа суицидов

 Более 700 детей в России покончили жизнь самоубийством в 2016 году. Об этом сообщила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая на заседании рабочей группы по вопросам противодействия суицидам среди детей и подростков.           Во всех странах мира суициды входят в число десяти ведущих причин смерти населения. Прогнозируется, что к 2020 году суицид выйдет на второе место в мире как причина смерти, обойдя рак и уступая только сердечно-сосудистым заболеваниям.

Какие факторы способствуют суицидальному поведению?

Потенциальные факторы.

а) Предыдущие попытки суицида – один из основных факторов в предсказании новых суицидальных попыток.

б) Семейные факторы:

Недостаток эмоционального контакта между родителями и ребёнком.

  •  психические заболевания в семейной истории, история самоубийства или суицидальные попытки в семье;
  •  пренебрежение и жестокое обращение, насилие в семье;
  •  конфликты в семье, частые ссоры между родителями (опекунами), недостаток внимания и заботы о детях в семье, недостаточное внимание к состоянию ребёнка (например, из-за нехватки времени);
  •  алкоголизация, наркомания или другие виды антисоциального поведения родителей;
  • проживание в неполной семье, воспитание приёмными родителями или опекунами;

в) Психиатрические нарушения у ребёнка: тревожно-депрессивные расстройства, расстройства личности, нарушения пищевого поведения, психотические расстройства и др.

г) Личностные особенности:

  •  импульсивность, эмоциональная нестабильность,  (склонность к непродуманным поступкам);
  •  перфекционизм (желание делать всё идеально, суицидальное поведение, как обострённая реакция на критику, совершенные ошибки, недочёты);
  • неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления, инфантильность;
  • нестабильная самооценка: то считает себя «великим и грандиозным», то «жалким и ничтожным»;

Актуальные факторы: кризисная ситуация.

  • все ситуации, субъективно переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые, глубоко ранящие.
  • несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;
  • ссора/острый конфликт со значимыми людьми;
  • отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;
  • - разочарование своими успехами в школе или другой неуспех на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьёй;
  • - тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжёлое заболевание);
  • - неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (напр. развод родителей).

И следовательно соответствующее отношение к этим ситуациям.

Безнадежность, негативный образ будущего («сейчас плохо, а дальше будет ещё хуже»).

  • Чувство брошенности (одиночество),  восприятие себя как бремени для близких («я приношу только проблемы», «меня никто не понимает»).
  • Суженное мышление: неспособность видеть разные пути решения проблем, неспособность совладать  с негативными эмоциями, крайне узкий набор используемых стратегий решения проблем («я не знаю, что делать»).

 

 

В профилактике суицидов важно запомнить:

  • То, что взрослому кажется пустяком, для ребёнка может быть поводом для очень серьёзных душевных переживаний.
  • У подростков ещё недостаточно жизненного опыта для конструктивного решения проблем, им может показаться, что уход из жизни – лучший выход из кризисной ситуации.
  • Родители могут помочь своему ребёнку, если вовремя заметят у него признаки кризисного состояния и поговорят с ним.
  • Дети очень редко напрямую просят им помочь или поговорить с ними, гораздо чаще они делают это косвенным образом, поэтому будьте внимательны к состоянию своего ребёнка и проявляйте искреннюю активную заинтересованность в его жизни.

Я сейчас приведу примеры ведения диалога с подростком, находящемся в кризисном состоянии:

  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п....»

СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?...»

  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным...»

СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь».

  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!...»

СПРОСИТЕ: «Кому именно?» «На кого ты обижен?» «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».

  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!...»

СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать».

  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок...»

СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом».

  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?...»

СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз и что можно сделать, чтобы получилось в следующий».

 

 

 

 

 

Эмоциональная устойчивость в кризисных ситуациях

держится

на трех китах:

  • 1. Убеждение в возможности преодоления проблемы, возможность видеть разные пути решения («Как бы плохо я себя ни чувствовал, я всегда уверен, что еще не все потеряно», «Всегда можно что-то придумать»).
  • 2. Наличие эмоционального контакта с другими людьми (друзьями, родителями, педагогом, психологом) «Я не один», «Есть кто-то, кто меня понимает и не осуждает».
  • 3. Позитивный образ будущего.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 8 г. Клинцы Брянской области
















Выступление педагога-психолога на общешкольном собрании

Профилактика суицидального поведения у подростков









































2017 год

Общешкольное родительское собрание 08.09.2017г.



ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ



Статистические данные в России и мире показывают рост числа суицидов

Более 700 детей в России покончили жизнь самоубийством в 2016 году. Об этом сообщила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая на заседании рабочей группы по вопросам противодействия суицидам среди детей и подростков.
Во всех странах мира суициды входят в число десяти ведущих причин смерти населения. Прогнозируется, что к 2020 году суицид выйдет на второе место в мире как причина смерти, обойдя рак и уступая только сердечно-сосудистым заболеваниям.

Какие факторы способствуют суицидальному поведению?

Потенциальные факторы.

а) Предыдущие попытки суицида – один из основных факторов в предсказании новых суицидальных попыток.

б) Семейные факторы:

Недостаток эмоционального контакта между родителями и ребёнком.

  • психические заболевания в семейной истории, история самоубийства или суицидальные попытки в семье;

  • пренебрежение и жестокое обращение, насилие в семье;

  • конфликты в семье, частые ссоры между родителями (опекунами), недостаток внимания и заботы о детях в семье, недостаточное внимание к состоянию ребёнка (например, из-за нехватки времени);

  • алкоголизация, наркомания или другие виды антисоциального поведения родителей;

  • проживание в неполной семье, воспитание приёмными родителями или опекунами;

в) Психиатрические нарушения у ребёнка: тревожно-депрессивные расстройства, расстройства личности, нарушения пищевого поведения, психотические расстройства и др.

г) Личностные особенности:

  • импульсивность, эмоциональная нестабильность, (склонность к непродуманным поступкам);

  • перфекционизм (желание делать всё идеально, суицидальное поведение, как обострённая реакция на критику, совершенные ошибки, недочёты);

  • неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления, инфантильность;

  • нестабильная самооценка: то считает себя «великим и грандиозным», то «жалким и ничтожным»;

Актуальные факторы: кризисная ситуация.

  • все ситуации, субъективно переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые, глубоко ранящие.

  • несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;

  • ссора/острый конфликт со значимыми людьми;

  • отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;

  • - разочарование своими успехами в школе или другой неуспех на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьёй;

  • - тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжёлое заболевание);

  • - неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (напр. развод родителей).

И следовательно соответствующее отношение к этим ситуациям.

Безнадежность, негативный образ будущего («сейчас плохо, а дальше будет ещё хуже»).

  • Чувство брошенности (одиночество), восприятие себя как бремени для близких («я приношу только проблемы», «меня никто не понимает»).

  • Суженное мышление: неспособность видеть разные пути решения проблем, неспособность совладать с негативными эмоциями, крайне узкий набор используемых стратегий решения проблем («я не знаю, что делать»).





В профилактике суицидов важно запомнить:

  • То, что взрослому кажется пустяком, для ребёнка может быть поводом для очень серьёзных душевных переживаний.

  • У подростков ещё недостаточно жизненного опыта для конструктивного решения проблем, им может показаться, что уход из жизни – лучший выход из кризисной ситуации.

  • Родители могут помочь своему ребёнку, если вовремя заметят у него признаки кризисного состояния и поговорят с ним.

  • Дети очень редко напрямую просят им помочь или поговорить с ними, гораздо чаще они делают это косвенным образом, поэтому будьте внимательны к состоянию своего ребёнка и проявляйте искреннюю активную заинтересованность в его жизни.

Я сейчас приведу примеры ведения диалога с подростком, находящемся в кризисном состоянии:

  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п....»

СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?...»

  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным...»

СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь».

  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!...»

СПРОСИТЕ: «Кому именно?» «На кого ты обижен?» «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».

  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!...»

СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать».

  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок...»

СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом».

  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?...»

СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз и что можно сделать, чтобы получилось в следующий».











Эмоциональная устойчивость в кризисных ситуациях

держится

на трех китах:

  • 1. Убеждение в возможности преодоления проблемы, возможность видеть разные пути решения («Как бы плохо я себя ни чувствовал, я всегда уверен, что еще не все потеряно», «Всегда можно что-то придумать»).

  • 2. Наличие эмоционального контакта с другими людьми (друзьями, родителями, педагогом, психологом) «Я не один», «Есть кто-то, кто меня понимает и не осуждает».

  • 3. Позитивный образ будущего.