Общешкольное родительское собрание 08.09.2017г.
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Статистические данные в России и мире показывают рост числа суицидов
Более 700 детей в России покончили жизнь самоубийством в 2016 году. Об этом сообщила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая на заседании рабочей группы по вопросам противодействия суицидам среди детей и подростков.
Во всех странах мира суициды входят в число десяти ведущих причин смерти населения. Прогнозируется, что к 2020 году суицид выйдет на второе место в мире как причина смерти, обойдя рак и уступая только сердечно-сосудистым заболеваниям.
Какие факторы способствуют суицидальному поведению?
Потенциальные факторы.
а) Предыдущие попытки суицида – один из основных факторов в предсказании новых суицидальных попыток.
б) Семейные факторы:
Недостаток эмоционального контакта между родителями и ребёнком.
- психические заболевания в семейной истории, история самоубийства или суицидальные попытки в семье;
- пренебрежение и жестокое обращение, насилие в семье;
- конфликты в семье, частые ссоры между родителями (опекунами), недостаток внимания и заботы о детях в семье, недостаточное внимание к состоянию ребёнка (например, из-за нехватки времени);
- алкоголизация, наркомания или другие виды антисоциального поведения родителей;
- проживание в неполной семье, воспитание приёмными родителями или опекунами;
в) Психиатрические нарушения у ребёнка: тревожно-депрессивные расстройства, расстройства личности, нарушения пищевого поведения, психотические расстройства и др.
г) Личностные особенности:
- импульсивность, эмоциональная нестабильность, (склонность к непродуманным поступкам);
- перфекционизм (желание делать всё идеально, суицидальное поведение, как обострённая реакция на критику, совершенные ошибки, недочёты);
- неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления, инфантильность;
- нестабильная самооценка: то считает себя «великим и грандиозным», то «жалким и ничтожным»;
Актуальные факторы: кризисная ситуация.
- все ситуации, субъективно переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые, глубоко ранящие.
- несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;
- ссора/острый конфликт со значимыми людьми;
- отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;
- - разочарование своими успехами в школе или другой неуспех на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьёй;
- - тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжёлое заболевание);
- - неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (напр. развод родителей).
И следовательно соответствующее отношение к этим ситуациям.
Безнадежность, негативный образ будущего («сейчас плохо, а дальше будет ещё хуже»).
- Чувство брошенности (одиночество), восприятие себя как бремени для близких («я приношу только проблемы», «меня никто не понимает»).
- Суженное мышление: неспособность видеть разные пути решения проблем, неспособность совладать с негативными эмоциями, крайне узкий набор используемых стратегий решения проблем («я не знаю, что делать»).
В профилактике суицидов важно запомнить:
- То, что взрослому кажется пустяком, для ребёнка может быть поводом для очень серьёзных душевных переживаний.
- У подростков ещё недостаточно жизненного опыта для конструктивного решения проблем, им может показаться, что уход из жизни – лучший выход из кризисной ситуации.
- Родители могут помочь своему ребёнку, если вовремя заметят у него признаки кризисного состояния и поговорят с ним.
- Дети очень редко напрямую просят им помочь или поговорить с ними, гораздо чаще они делают это косвенным образом, поэтому будьте внимательны к состоянию своего ребёнка и проявляйте искреннюю активную заинтересованность в его жизни.
Я сейчас приведу примеры ведения диалога с подростком, находящемся в кризисном состоянии:
- ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п....»
СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?...»
- ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным...»
СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь».
- ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!...»
СПРОСИТЕ: «Кому именно?» «На кого ты обижен?» «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».
- ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!...»
СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать».
- ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок...»
СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом».
- ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?...»
СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз и что можно сделать, чтобы получилось в следующий».
Эмоциональная устойчивость в кризисных ситуациях
держится
на трех китах:
- 1. Убеждение в возможности преодоления проблемы, возможность видеть разные пути решения («Как бы плохо я себя ни чувствовал, я всегда уверен, что еще не все потеряно», «Всегда можно что-то придумать»).
- 2. Наличие эмоционального контакта с другими людьми (друзьями, родителями, педагогом, психологом) «Я не один», «Есть кто-то, кто меня понимает и не осуждает».
- 3. Позитивный образ будущего.
Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 8 г. Клинцы Брянской области
Выступление педагога-психолога на общешкольном собрании
Профилактика суицидального поведения у подростков
2017 год
Общешкольное родительское собрание 08.09.2017г.
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Статистические данные в России и мире показывают рост числа суицидов
Более 700 детей в России покончили жизнь самоубийством в 2016 году. Об этом сообщила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая на заседании рабочей группы по вопросам противодействия суицидам среди детей и подростков.
Во всех странах мира суициды входят в число десяти ведущих причин смерти населения. Прогнозируется, что к 2020 году суицид выйдет на второе место в мире как причина смерти, обойдя рак и уступая только сердечно-сосудистым заболеваниям.
Какие факторы способствуют суицидальному поведению?
Потенциальные факторы.
а) Предыдущие попытки суицида – один из основных факторов в предсказании новых суицидальных попыток.
б) Семейные факторы:
Недостаток эмоционального контакта между родителями и ребёнком.
психические заболевания в семейной истории, история самоубийства или суицидальные попытки в семье;
пренебрежение и жестокое обращение, насилие в семье;
конфликты в семье, частые ссоры между родителями (опекунами), недостаток внимания и заботы о детях в семье, недостаточное внимание к состоянию ребёнка (например, из-за нехватки времени);
алкоголизация, наркомания или другие виды антисоциального поведения родителей;
проживание в неполной семье, воспитание приёмными родителями или опекунами;
в) Психиатрические нарушения у ребёнка: тревожно-депрессивные расстройства, расстройства личности, нарушения пищевого поведения, психотические расстройства и др.
г) Личностные особенности:
импульсивность, эмоциональная нестабильность, (склонность к непродуманным поступкам);
перфекционизм (желание делать всё идеально, суицидальное поведение, как обострённая реакция на критику, совершенные ошибки, недочёты);
неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления, инфантильность;
нестабильная самооценка: то считает себя «великим и грандиозным», то «жалким и ничтожным»;
Актуальные факторы: кризисная ситуация.
все ситуации, субъективно переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые, глубоко ранящие.
несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;
отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;
И следовательно соответствующее отношение к этим ситуациям.
Безнадежность, негативный образ будущего («сейчас плохо, а дальше будет ещё хуже»).
Чувство брошенности (одиночество), восприятие себя как бремени для близких («я приношу только проблемы», «меня никто не понимает»).
Суженное мышление: неспособность видеть разные пути решения проблем, неспособность совладать с негативными эмоциями, крайне узкий набор используемых стратегий решения проблем («я не знаю, что делать»).
В профилактике суицидов важно запомнить:
То, что взрослому кажется пустяком, для ребёнка может быть поводом для очень серьёзных душевных переживаний.
У подростков ещё недостаточно жизненного опыта для конструктивного решения проблем, им может показаться, что уход из жизни – лучший выход из кризисной ситуации.
Родители могут помочь своему ребёнку, если вовремя заметят у него признаки кризисного состояния и поговорят с ним.
Дети очень редко напрямую просят им помочь или поговорить с ними, гораздо чаще они делают это косвенным образом, поэтому будьте внимательны к состоянию своего ребёнка и проявляйте искреннюю активную заинтересованность в его жизни.
Я сейчас приведу примеры ведения диалога с подростком, находящемся в кризисном состоянии:
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п....»
СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?...»
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным...»
СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь».
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!...»
СПРОСИТЕ: «Кому именно?» «На кого ты обижен?» «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!...»
СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать».
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок...»
СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом».
ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?...»
СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз и что можно сделать, чтобы получилось в следующий».
Эмоциональная устойчивость в кризисных ситуациях
держится
на трех китах:
1. Убеждение в возможности преодоления проблемы, возможность видеть разные пути решения («Как бы плохо я себя ни чувствовал, я всегда уверен, что еще не все потеряно», «Всегда можно что-то придумать»).
2. Наличие эмоционального контакта с другими людьми (друзьями, родителями, педагогом, психологом) «Я не один», «Есть кто-то, кто меня понимает и не осуждает».
3. Позитивный образ будущего.