«Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределения»
Слово профессия происходит от латинского professio, означающего «публичное выступление». Во времена Древнего Рима так называли род занятий, которому человек себя посвящал и о котором заявлял публично. В современном обществе под профессией понимают такое занятие человека, которое: требует специальной подготовки, обучения. Кстати, в современном английском языке понятие «профессия» (profession) применяется только к сложным видам работы, требующим длительного обучения, все остальное называется «занятие»;
В 15-17 – летнем возрасте готовность к профессиональному самоопределению, как правило, отсутствует. Влияние учителей и сверстников минимально. Информированность о мире профессий, характере и особенностях разных видов деятельности чаще всего скудная. Недостаточно адекватной можно признать информированность подростка о таких понятиях, как профессионально-значимые качества и возможность из компенсации. Состояние здоровья, возможные ограничения выбора профессии в связи с этими факторами подростки обычно просто не учитывают. Поэтому наиболее эффективной следует признать профессиональную консультацию, в которой принимают участие родители.
Процесс профессионального самоопределения подростков без участия родителей возможен, но неэффективен
Сложившаяся практика такова, что хорошие любящие родители часто бросаются в крайности: пытаются принимать решения вместо своего ребенка или самоустраняются, снимая с себя любую ответственность, кроме «одеть» и «накормить».
Желательно выяснить, какие потребности определяют поведение вашего ребенка в процессе профессионального самоопределения, чем он руководствуется, какие стороны профессии привлекают его.
Очень важно помочь ребенку разобраться в своем потенциале, выявить скрытые ресурсы.
Чтобы выбор был по-настоящему реалистичным и не последовало разочарований
необходимо заранее иметь представление о теневых сторонах профессии. Это могут быть, например:
- сложности с трудоустройством;
- длительное время профессиональной подготовки;
- трудности в согласовании профессиональных и личных планов;
- профессиональные риски для здоровья и т.п.
Какой выбор профессии следует считать успешным?
Тот, при котором совпадут три В — Возможность, Влечение, Востребованность.
• Возможность — наличие способностей именно к данной работе, соответствие особенностей личности специфике выбранной профессии, отсутствие медицинских или психологических противопоказаний к ней.
• Влечение — желание выполнять конкретную работу, интерес к ней, увлеченность, направленность именно на эту деятельность.
• Востребованность — потребность общества в работниках этого профиля. Определяется спросом на рынке труда и готовностью работодателей платить им достойную заработную плату.
успешно выбранная профессия - это та профессия, которая соответствует возможностям человека, та, которой он увлечен и которая востребована обществом.
Бармен
Мастер сельскохозяйственного производства
Бетонщик
Машинист крана автомобильного
Водитель автобуса
Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением
Водитель автомобиля
Оператор котельной
Газосварщик
Закройщик
Оператор станков с программным управлением
Официант
Каменщик
Парикмахер
Контролер – кассир
Маляр
Плиточник
Мастер строительных работ
Повар
Портной
Помощник машиниста электровоза
Сверловщик
Проводник пассажирского вагона
Слесарь
Токарь
Столяр
Фрезеровщик
Швея
Стропальщик
медсестра
Электромонтёр
юрист
бухгалтер
Экономист
программист
Другое ________________________________________
Ф.И. ____________________________________________
Название профессии
Медсестра
Количество 9 – классников, выбравших данную профессию
1
Строитель
Количество 10 – классников, выбравших данную профессию
Бухгалтер
Количество 11 – классников, выбравших данную профессию
1
Повар
2
2
Тракторист
2
Бармен
3
Водитель
1
Газосварщик
Каменщик
1
1
Слесарь
2
Столяр
1
Стропальщик
1
Юрист
Швея
1
Фрезеровщик
2
Парикмахер
3
Экономист
1
4
1
Мастер с/х производства
2
Стилист
Учитель
Токарь
2
2
1
Программист
1
Плиточник
1
2
диспетчер
1
3
МЧС
1
Машинист тепловоза
Проводник пассажирского вагона
1
1
1
Менеджер
1
1
Атомщик
1
3
4
2013-2014 учебный год.