СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание: "Трудности адаптации первоклассников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий родительского собрания "Трудности адаптации первоклассников" .

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание: "Трудности адаптации первоклассников"»








Разработала

Учитель МБОУ «ЦО № 52 им. В. В. Лапина»

Старостина О. Е.

2017 год
















Цель: познакомить родителей с физиологическими и психологическими трудностями адаптации первоклассников.
Задачи:

  • Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей в первый год обучения (успешностью );

  • Выявить через анкетирование симптомы адаптации первоклассника и уровень воспитанности ребёнка взглядом родителя;

  • Провести анкетирование среди родителей «Адаптация в школе».

  • Предложить практические советы организации общения с первоклассником.










































Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.

  1. Анкетирование родителей «Симптомы адаптации» и «Адаптация ученика в 1 классе»

  2. Родительский практикум.

  3. Цель: выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.

  4. (в виде игры «Корзина чувств». У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того как ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили ваше существование. Напишите и опустите в корзину то чувство, которое вас переполняет более всего в тот период времени, что ваш ребёнок находится в школе».

Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают.)

Вот признаки успешной адаптации:

Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не экскурсии на природу и не игры с друзьями.

Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.

Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании, может обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.

У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.

Ему нравится его учительница и другие учителя, ведущих дополнительные предметы в классе.

На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"

А что представляет собой школьная дезадаптация?

Это когда все наоборот: сниженное настроение, пассивность, плаксивость, неадекватное беспокойство, тревоги, страхи. Сюда же относятся низкая успеваемость, драки со сверстниками и конфликты с учителями, плохой сон, частые простуды, обострение хронических заболеваний.

Это время обучения позволило мне сделать выводы:

Первая группа — те ребята, для которых период адаптации к школе прошёл успешно. (ребенок полностью осваивается с новым статусом ученика, с новыми требованиями, с новым режимом, он становится учеником).

Вторая группа — это школьники, у которых адаптация вызывает определённые трудности. (имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается, дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми, они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в освоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя).

Третья группа — это первоклассники, адаптирующиеся к новым условиям с огромным напряжением сил. Они, как правило, с самого начала школьной жизни получают немало критических замечаний в свой адрес, а им, наоборот, в этот сложный период особенно нужны внимание и грамотная психологическая поддержка взрослых.

Третья группа — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями, кроме того, они не осваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители, они «мешают работать в классе», «третируют детей».

И все же необходимо заметить, что за внешним проявлением негативных форм поведения, или, как обычно говорится, плохого поведения ребенка, могут быть самые разные причины. Среди этих детей могут быть и те, кто плохо воспитан, и те, у которых отмечается слабость нервной системы.

Как вы можете узнать о результатах диагностики своего ребенка? Во-первых, у вас, наверняка, уже сложилось вполне определенное мнение о том, насколько хорошо он привыкает к школе: вы же разговариваете со своим первоклассником каждый день и слушаете его (я так надеюсь).

Во-вторых, я тоже вам говорю многое о ваших детях. (Касается тех, кто интересуется). Думаю, что к моему мнению вы прислушиваетесь (я так надеюсь). Как быть, если уже появились вопросы, сомнения, трудности, связанные с адаптацией к школе вашего ребенка? Не ждите, пока проблема рассосётся сама собой. Опыт показывает, что в большинстве случаев этого не происходит. Приходите на индивидуальную консультацию, на уроки, праздники.

Пожалуйста, обратите внимание на то, чтобы ребенок не пропускал занятия! Это необходимое условие для появления положительной мотивации при обучении. Ведь любой навык формируется только в результате систематических тренировок.

Если ваш первоклассник не слишком удачно начал свой первый учебный год:

Нельзя начинать нервничать при первых же неудачах Вашего первоклассника. Необходимо отчетливо понимать, что с приходом в школу для него поменялись не только место пребывания, режим и вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои шесть-семь лет. Воспитатель детского сада и учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. То, что приветствовалось в семье или детском саду (например, свободное и раскованное общение со взрослыми), в школе может оказаться нежелательным. Для ребенка эта перестройка психологически очень трудна: он искренне не понимает, что теперь можно, а что нельзя, что «хорошо», а что «плохо». Ваша задача – поддержать его в этой ситуации.

Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, ставя ему в пример брата, соседа, одноклассницу и т.д. Вероятнее всего, это вызовет у Вашего первоклассника неприязнь и злобу к сверстникам, а вовсе не желание стать лучше. Можно и нужно сравнивать ребенка с самим собой – каким он был раньше, каким стал теперь. В таких случаях всегда виднее его успехи и достижения, которым так приятно радоваться вместе!

Нельзя ругать, а тем более, наказывать ребенка, не разобравшись в причинах его трудностей и ошибок. Во-первых, потому, что, если действительно найдете причину, то поймете, что нужно не наказывать, а помогать. Во-вторых, потому, что, наказывая, мы тем самым приучаем ребенка бояться собственных ошибок, скрывать их. А чувство страха – плохой советчик. Страх подавляет инициативу, гасит интерес, убивает желание учиться. Можно и нужно делать ошибки нормальным явлением, учить ребенка извлекать из ошибок ценный положительный опыт.

Нельзя в семейном кругу иронично или пренебрежительно отзываться о тех людях, которые занимаются воспитанием и обучением.

Даже если Вам кажется, что ребенок в этот момент Вас не слышит. Мнение этих людей очень значимо для ребенка!  И от того, сложится или не сложится эмоциональный контакт с учителем, воспитателем во многом зависят и самочувствие ребенка в школе, и его желание учиться.

Любое ваше участие в школьной жизни даст возможность сыну или дочке гордиться вами!

Нельзя жить жизнью ребенка, буквально задавливая его опекой и контролем по мелочам: «Почисти зубы! Садись, ешь! Жуй, как следует! Подожди, не пей, - горячо! Теперь пей! Надень шарф, застегни куртку! Не  забудь тапочки! Веди себя хорошо!». Ребенок давно приучил себя не слышать ваших «заботливых» наставлений. С другой стороны, нельзя отстраняться от его проблем, считая, что таким образом вы воспитываете самостоятельного человека. Можно и нужно строить свои отношения с ребенком на основе доверия и эмоционального контакта, постепенно, не торопясь, передавая ему ответственность за свои чувства, поступки и, в итоге, - за свою жизнь.

Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребенку несколько замечаний сразу.
 Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.

Я не встречала родителей, которые бы обижались на своих детей за испачканные пеленки, а вот за испачканные тетрадки – сколько угодно. Хотя и в том и в другом случае период марания неизбежен. Ребенку не нужна позиция прокурора, которую так часто занимают родители.

Сегодня одна из главных задач школы – оздоровление ребенка, и потому в целях облегчения процесса адаптации первоклассника применяется ступенчатый режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в сентябре – 3 урока по 35 минут каждый, со второго полугодия – 4 урока по 35 минут.

Моё знакомство с личными делами (мед.справками) позволяет сделать вывод, что у всех детей есть проблемы в здоровье, которые могут быть связаны с изменением статуса ребёнка. Вы должны обратить внимание на:

  • Изменение режима дня ребёнка в сравнении с детским садом, увеличение физической нагрузки.

  • Необходимость смены учебной деятельности ребёнка дома, создание условий для двигательной активности ребёнка между выполнением уроков.

  • Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдением правил освещения рабочего места.

  • Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

  • Обязательное введение в рацион ребёнка витаминных препаратов, фруктов и овощей.

  • Организация правильного питания ребёнка.

  • Воспитание самостоятельности и ответственности ребёнка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

5.Итог собрания.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребёнка к самостоятельной жизни среди одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребёнку, и, с их помощью, готовить ребёнка к школьной жизни.

  • Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.

  • Попросили – дай, попытаются отнять – старайся защищаться.

  • Не дерись без причины.

  • Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

  • Играй честно, не подводи своих товарищей.

  • Не дразни никого, не выпрашивай ничего.

  • Будь внимателен везде, где нужно проявлять внимательность.

  • Из – за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

  • Старайся быть аккуратным.

  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдём домой.

  • Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Таким образом, можно сказать, что основными показателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.





АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

1. Охотно ли ваш ребенок идет в школу?
2. Вполне ли он приспособлен к новому режиму, принимает ли как должное новый распорядок?
3. Переживает ли свои учебные успехи и неудачи?
4. Делится ли с вами своими школьными впечатлениями?
5. Каков преобладающий эмоциональный характер впечатлений?
6. Как преодолевает трудности при выполнении домашней работы?
7. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу?
8. Справляется ли с учебной нагрузкой? (Степень напряжения.)
9. Как по сравнению с прошлым годом изменилось его поведение?
10. Жалуется ли на беспричинные боли, и если да, то как часто?
11. Когда ложится спать? Сколько часов в сутки спит? Изменился ли (если да, то как) по сравнению с прошлым годом характер ребёнка ?